Трактор Т-240 с электрогенератором

Не всегда при упоминании Илона Маска речь идет о космосе и электромобилях. В этот раз его оппонентами стали конструкторы российского трактора Т-240.

Трактор — это самодвижущаяся машина, предназначенная для того, чтобы работать в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами или орудиями. Существует огромное количество различных тракторов, у каждого из которых свои характеристики и индивидуальные особенности. Помимо мощности двигателя и типа ходовой части, большую роль в эффективности трактора играет трансмиссия. Наиболее распространены механическая и гидромеханическая, но трактор, о котором пойдет речь в этой статье, оснащен довольно редкой — электромеханической.

фото 5.jpg

фото 5.1.jpg
Двигатель Cummins QSB6.7 

фото 9.jpg
Объем топливного бака 230 л

Т-240 разработан компанией «Интермашхолдинг», а изготовлен на Зауральском машиностроительном заводе в Кургане. Сразу отметим, что сейчас он проходит испытания и в дальнейшем будет преображаться как внешне, так и внутренне. Эта машина относится к сельскохозяйственным тракторам общего назначения 3 тягового класса и предназначена для выполнения широкого комплекса сельскохозяйственных работ по основной и предпосевной обработке почвы, посева и уборки сельскохозяйственных культур, транспортных и других работ. В качестве силовой установки на тракторе применен 6-цилиндровый рядный турбированный дизельный двигатель Cummins QSB6.7 рабочим объемом 6,7 л и номинальной мощностью 240 л. с. Номинальная частота вращения коленчатого вала — 2100 об/мин, объем топливного бака — 230 л.

фото 3.jpg
Легкий доступ для обслуживания двигателя при открытом капоте

Пожалуй, главное отличие этого трактора от других, уже привычных, — то, что у него нет коробки передач. Сразу за двигателем расположен электрогенератор. Соединение его с двигателем реализовано через неуправляемую муфту сцепления — соответственно, двигатель соединен с генератором постоянно. Тяговый электрогенератор имеет номинальную мощность 130 кВт и номинальное напряжение 540 В. Номинальный коэффициент полезного действия — более 92 %. Если заглянуть под трактор, можно увидеть еще одну немаловажную особенность: у него нет ведущих мостов, карданов, раздаточной коробки. Привод каждого колеса осуществляется от индивидуального мехатронного тягового модуля, который состоит из электродвигателя и бортового редуктора планетарного типа.

фото 24.jpg
Бортовые редукторы планетарного типа

фото 2.jpg
Аккумуляторные батареи установлены в нише за правым колесом

фото 4.jpg
Место для установки электродвигателя привода ВОМ

фото 21.jpg
Плита под установку редуктора ВОМ

фото 7.jpg
Пневматическая система

Каждый тяговый электродвигатель имеет номинальную мощность 30 кВт и работает с номинальным напряжением 540 В. Максимальный крутящий момент достигает 377 Н·м. Максимальная скорость вращения вала тягового электродвигателя — 4500 об/мин. Система управления электрической трансмиссией обеспечивает автоматический выбор наиболее экономичных режимов работы, плавное бесступенчатое регулирование скорости движения и тягового усилия.

фото 18.jpg
Привод каждого колеса — от индивидуального мехатронного тягового модуля

фото 23.jpg
Трактор Т-240 с передним навесным устройством

Система управления трактора рассчитана на работу в следующих режимах: 

  • рабочего хода (5–15 км/ч); 
  • технологического хода (0–5 км/ч); 
  • транспортного хода (0–30 км/ч); 
  • заднего хода (0,3–18 км/ч); 
  • торможения. 

Для выбора направления движения необходимо установить селектор выбора направления в соответствующее положение, а после этого нажать на педаль акселератора до достижения требуемой скорости. При нажатии на педаль акселератора задается мощность тяговых электродвигателей и формируется сигнал задания оборотов ДВС. При снятии усилия с педали электродвигатель продолжает вращение «свободным выбегом». А вот торможение осуществляется путем нажатия напольной педали тормоза. 

В режиме торможения тяговые электродвигатели переходят в генераторный режим, то есть происходит преобразование механической энергии в электрическую. Генератор в режиме торможения передает часть электрической энергии в ДВС в качестве энергии вращения, а часть рассеивается на тормозном резисторе в виде тепла. При длительном удержании тяговых электродвигателей в тормозном режиме для исключения перегрева двигателей предусмотрен стояночный тормоз. Стояночная тормозная система расположена в конечных передачах и представлена дисковыми тормозами с гидравлическим механизмом управления. Управление стояночным тормозом осуществляется из кабины небольшим рычагом, расположенным слева от кресла тракториста. На тракторе устанавливаются колеса размером 21,3 R24. Гидравлическая система — раздельно-агрегатного типа с компенсацией давления и расхода рабочей жидкости, она запитывается от спаренного гидравлического насоса максимальной производительностью 100 л/мин. Максимальное давление в гидросистеме составляет 21 МПа.

фото 11.jpg
Для выбора направления движения используется маленькая клавиша на панели приборов

фото 14.jpg
Всего две педали — педаль ускорения и педаль торможения

На Т-240 установлен электроуправляемый пятисекционный гидравлический распределитель. Управление гидрораспределителем происходит при помощи пульта с флажковыми переключателями, расположенного в кабине. Для присоединения выносных гидроцилиндров предусмотрено три пары гидровыводов. Для присоединения навесных и полунавесных машин имеется трехточечный механизм задней навески, грузоподъемность которой — 7700 кг на оси подвеса.

фото 10.jpg
Информация о состоянии систем трактора

фото 13.jpg
Пульт с флажковыми переключателями для управления гидрораспределителем

фото 20.jpg
Три пары гидровыводов, розетка и коннектор однопроводной тормозной системы прицепа

фото 16.jpg
Рычаг управления стояночным тормозом

Для обеспечения стабильности положения сельскохозяйственной машины при различных видах работ на почвах с разнородной структурой и в целях повышения производительности трактор может оборудоваться устройством для силового, позиционного и смешанного регулирования положения заднего навесного устройства.

фото 25.jpg
Трактор Т-240 без переднего навесного устройства

фото 12.jpg
Информация о состоянии электромеханической трансмиссии выводится на дисплей панели управления

фото 22.jpg
Шарнирное соединение двух полурам

Для фронтального навешивания сельскохозяйственных орудий на трактор может быть установлено переднее трехточечное навесное устройство грузоподъемностью 4000 кг. Для работы с прицепами и другими прицепными машинами устанавливается тягово-сцепное устройство ТСУ-2 или ТСУ-3. Несмотря на то что трактор не имеет механической коробки передач, он может быть оборудован валом отбора мощности со сменными хвостовиками, который, так же как и ведущие колеса, будет приводиться в движение от отдельного электродвигателя. Частота вращения — 540 и 1000 об/мин, а максимальная мощность на хвостовике — 116 л. с. Трактор Т-240 уже в базовой комплектации оснащен воздушным компрессором, ресивером и пневмовыводами для присоединения шланга подкачки и продувочного пистолета, а кроме того, однопроводной пневматической системой для привода тормозов прицепа.

Остов трактора состоит из двух полурам, шарнирно соединенных между собой. Управление трактором происходит при помощи гидрообъемного рулевого механизма, где поворот осуществляется при помощи двух гидроцилиндров. Наименьший габаритный диаметр поворота трактора — 6,5 м.

Трактор оборудован теплошумоизолированной кабиной каркасного типа, оснащенной регулируемым по росту и весу водителя подрессоренным сиденьем, отопителем, кондиционером, стеклоочистителями переднего и заднего стекол и другим оборудованием, необходимым для создания комфортных условий для механизатора. Для пассажира предусмотрено складное сиденье. Для уменьшения шума и вибрации кабина крепится к раме через резиновые виброизоляторы. За контроль и отображение параметров систем трактора отвечает дисплей, расположенный на рулевой колонке.

фото 8.jpg
Двухместная кабина

фото 15.jpg
Откидное сиденье для пассажира

фото 19.jpg
Трехточечный механизм задней навески грузоподъемностью 7700 кг

фото 6.jpg
Электроуправляемый пятисекционный гидравлический распределитель

Кроме того, через этот дисплей можно узнать о возникших ошибках в системе, а также увидеть всю текущую информацию о состоянии генератора и тяговых электродвигателей, например температуру обмоток, фактический ток и напряжение, скорость и другие параметры. 

Габаритные размеры трактора без переднего навесного устройства: 

  • длина 6450 мм; 
  • ширина 2430 мм; 
  • высота 3500 мм.
Агротехнический просвет 400 мм. 
Масса трактора конструкционная без переднего навесного устройства 7000 кг. 
Система электрооборудования трактора — постоянного тока, напряжением 24 В.

Итак: есть еще вопросы к производителям трактора Т-240 — по дизайну, комфорту и, конечно, стоимости. Пока представленный трактор можно рассматривать как концепт, но вполне реалистичный. По заявлению разработчиков, его электромеханическая трансмиссия позволяет существенно экономить на техническом обслуживании и горючесмазочных материалах, что, несомненно, сказывается на себестоимости продукции растениеводства. И, как модно сейчас подытоживать, — будем наблюдать. 

Текст и фото: Денис Шестеров (LandTech)