В практичном тракторном мире, где не так много безумных концептов и «воздушных замков» нельзя отказываться от приглашений на испытания гибридной специализированной техники. Тем более в поля и с реальными орудиями.
Пока не будем разбираться, кто из китайских производителей первыми задумали гибридный трактор, но в России первым для широкой аудитории стал именно LiuGong. Поэтому на примере трактора LiuGong LT 3504-CE и будем разбираться про необходимое количество ампер, ватт и лошадиных сил, чтобы при этом «работник» не терял свою рабочую мощность и эффективность.
Что производитель предлагает фермерам в плане емкости батарей, топливных ячеек и электромоторов? Гибридный двигатель – технология не новая, у автомобилистов уже протестированная вдоль и поперек. Но вот у трактористов данная технология не объезженная. Смотрим, что нам предлагают.
Большинству пользователей проще приклеить ярлык «не бывает» и забыть об этом навсегда
Отдельно вынести
350 лошадей. Которые потерялись.
Традиционные тракторы с ДВС и мощностью в 350 лошадиных сил с гибридными сравнивать было бы не совсем честно. Однако несмотря на стремительные изменения вокруг — система измерений в лошадиных силах по-прежнему более привычна, чем в омах, амперах и ваттах.
Итак, с кем можно сравнить LiuGong LT 3504-CE из европейских тракторов? New Holland T 8, John Deere 8345, Fendt 936, CLAAS Axion 930, Case IH Magnum.
Из российских конкурентов, которые не потерялись, а наоборот выросли — российские тракторы Ростсельмаш 2375 и «Кировец К-7М
Основные технические
Гибридный сельскохозяйственный трактор LiuGong LT3504-CE оснащен дизельными двигателем Yuchai мощностью 350 л.с. (257 кВт) при 1730 об/мин. LiuGong LT3504-CE способен работать как с прицепными, так и с навесными сельскохозяйственным орудиями на тяжелых почвах. Трактор оснащен инновационной электромеханической бесступенчатой трансмиссией, трехточечной подвеской сзади и необходимыми гидропортами для подключения оборудования. Опционально можно доустановить дополнительные утяжелители и сдвоенные шины на задней оси.
Про относительно «пламенное сердце»
Гибридный трактор может себе позволить «сердцем не гореть». Поскольку LiuGong LT 3504-CE выступает гибридная двигательная установка — последовательный гибрид. Двигатель внутреннего сгорания раскручивает генератор высокого напряжения, далее генератор подает напряжение на буферные аккумуляторы, которые расположены в задней части трактора. И уже непосредственно с аккумуляторов идет питание двух электромоторов. Один мощностью 310 кВт отвечает за ходовую часть, второй мощностью 250 кВт отвечает за работу вала отбора мощности. Два электромотора подключены параллельно и независимы друг друга, что позволяет избежать потери тяговых характеристик в момент подключения оборудования, работающего от ВОМ.
Объем топливного бака составляет 710 литров. Двигатель работает на низких оборотах 1700 об/мин. На полевых испытаниях в Орловской области запаса топлива хватает на две рабочие смены, что составляет порядка 16-20 часов работы.
Полезный апгрейд
Кстати, после первых испытаний трактора LiuGong LT 3504-CE в полях Орловской области принято решение увеличить размер передних и задних крыльев, чтобы уменьшить попадание грязи на топливный бак, чтобы меньше грязи летело по сторонам. Так же изменили геометрию рамы для уменьшения радиуса разворота.
После весенне-летних испытаний, трактор получил некоторые изменения. Увеличен размер передних и задних крыльев, чтобы уменьшить попадание грязи
Задний ВОМ
По внешнему виду задняя часть гибридного трактора отличается от традиционных тракторов. По функционалу — разницы практически нет. Гидронавесная система 4-го класса, четыре пары гидровыводов, полнопоточный отдельный гидровывод Power Beyond и обратный слив со специальным бачком для стекания масла, чтобы не загрязнять почву при смене орудий. Агрегатируется трактор LiuGong LT 3504-CE со всеми орудиями. Здесь же установлен электромотор для заднего вала отбора мощности, который оставляет в относительном равновесии двигатель внутреннего сгорания. Номинальная мощность двигателя ВОМ составляет 250 кВт, обороты ВОМ запрограммированы на работу в режимах 540/ 760/ 850/ 1000 об/мин.
Позади кабины расположены аккумуляторные батареи, которые выполняют роль буфера, при передаче тока с генератора на электромоторы.
Номинальная мощность двигателя ВОМ составляет 250 кВт, обороты ВОМ запрограммированы на работу в режимах 540/ 760/ 850/ 1000 об/мин
Гидронавесная система 4-го класса, четыре пары гидровыводов, полнопоточный отдельный гидровывод Power Beyond и обратный слив со специальным бачком для стекания масла
Ходовая часть
Ходовой электромотор передаёт крутящий момент на мост через простейшую механическую коробку двухдиапазонную (рабочий и транспортный) с электронным переключением. Кстати, такая коробка уже зарекомендовала себя за на технике строительного класса. Мосты также проверены временем и работой на строительной технике. То есть основные узлы уже испытаны работами и временем.
С правой стороны (по ходу движения трактора) выделено место для системы охлаждения, поскольку нагрев происходит довольно интенсивно, поэтому надо следить за температурой. Также находятся два контроллера, которые отвечают за распределение тока. Один контроллер отвечает за работу аккумуляторных батарей, второй — отвечает за работу электромоторов. Выработать электричество – это одно. А вот проследить за работой тока – это другое и более ответственное мероприятие.
В металлическом коробе находятся два контроллера, которые отвечают за распределение тока
Кабина трактора
Спроектирована удобно. Сидение производства Grammer. Настройки рабочего места все электрические. Сиденье ученика, кстати, добавилось после реальных испытаний в поле. При управлении трактором – все, что необходимо современному механизатору. Система спутникового позиционирования для автоматического подруливания. Трактор легко можно запрограммировать для работы в системе точного земледелия.
Кстати, при увеличении скорости, не двигатель начинает набирать обороты, а электромоторы увеличивают мощность, беря дополнительную энергию с буферных аккумуляторов, и трактор начинает двигаться быстрее.
Полевые испытания
В этом сезоне трактору пришлось несладко. Важно было испытать LiuGong LT 3504-CE с разными орудиями в полях, чтобы проявились все «детские болезни».
Одним из первых к подопытный LiuGong LT 3504-CE был агрегатирован с полуприцепным 8-корпусным оборотным плугом Hektor производства Amazone. Чаще всего плуги применяются в сложных эксплуатационных условиях, для основной обработки полей, на которых планируется посев пропашных культур. Производителем заявляется, что при использовании 8-корпусного оборотного плуга Hektor необходимо не больше 360 лошадиных сил. Тестируемый трактор мало того, что имеет 350 л.с. еще есть преимущество в перераспределении сил на электромоторы. Так что с плугом на обработке почвы труда не составило.
Следом проведены успешные испытания гибридного трактора LiuGong LT 3504-CE с дисковой бороной Certos 5001 производства Amazone с шириной захвата 5 метров, глубиной обработки — 10–14 сантиметров. Испытания подтвердили эффективность и производительность техники.
Далее пошли испытания с сеялкой Vaderstad Tempo L, которая отличается скоростью и точностью высева. Сеялка Tempo снабжена навигационной системой, позволяющей включить орудие в систему точного земледелия. Каждый высевающий аппарат снабжен отдельным электромотором, который индивидуально отключает секции с помощью GPS-контроля. Таким образом, интеллектуальная система управления E-Control защищает оператора от перекрытий на разворотных полосах и неровных участках поля. Использование такой интеллектуальной сеялки приводит к снижению производственных затрат до 10 % и уходит от потенциальных потерь урожая. Аналогично сеялка контролирует не только высев семян, но и внесение удобрений и микрогранул. Использование навигации и карт полей позволяет также отключать отдельные секции, чтобы не высевать материал в колею, по которой затем пойдет опрыскиватель. Использовать такую интеллектуальное оборудование без использования системы точного земледелия — достаточно затратно.
Без «капризов» испытуемого не обошлось, но после проведения калибровки и до настройки трактора, испытания пошли как по маслу.
Для закрепления результатов, показанных на первичных полевых испытаниях, запланирован второй этап проведения полевых испытаний в осенний период.
Есть ли смысл в «гибридах»?
Замысел производства гибридов, прежде всего для экономии топлива. Непрерывный рост производительности труда обязывают находить способы снижения затрат. Усовершенствование конструкции и технических характеристик тракторов, ведут к увеличению КПД двигателя внутреннего сгорания, повышения производительности коробки перемены передач, уменьшения стоимости топлива, используемого для сельскохозяйственной техники, снижение стоимости непосредственно самих тракторов.
Можно выделить следующие преимущества гибридного трактора в сравнении с традиционным ДВС:
– высокий крутящий момент на выходном валу при выходе машины в рабочий режим;
– облегчение сложной многоступенчатой коробки передач,
– возможность оптимизации и стабилизации нагрузочных режимов энергетической установки;
– уменьшение расходов топлива и смазочных материалов при определенных режимах работы;
Итак. Тестируемый гибридный трактор LiuGong LT 3504-CE постарался показать свои лучшие стороны, наравне с конструкторскими просчетами и инженерными недочетами. Но ради этого трактор и пахал практически весь сезон, а не только выступал как выставочный образец. Пока это первые тесты, важно еще понять стоимость владения и как покажет себя трактор при долгой эксплуатации. Тем не менее, это интересно.
Текст Елена Юдина
Фото Андрей Николаев
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.