Трактор БТЗ-250К

Шарнирно-сочлененные колесные тракторы тягового класса 3 с советских времен остаются незаменимыми помощниками в сельской местности. Их преимуществами стала достаточно большая мощность, высокие тяговые показатели, возможность беспрепятственно перемещаться по  дорогам общего пользования и успешно выполнять транспортные работы на внутрихозяйственных территориях. Кроме того, такие тракторы относительно доступны по цене, так что их могут себе позволить не только крупные, но и средние, и даже фермерские хозяйства.

Брянский парень


После того как стали возникать сложности с поставками этих тракторов на рынок России, аграрии были поставлены в тупик: на чем работать дальше? Проблема в том, что в России замены таким тракторам нет, а покупка импортной техники сильно ударяет по карману. Но решение было найдено. В 2017 году на части территории завода спецтехники «Брянский арсенал» было создано новое предприятие, получившее название Брянский тракторный завод (БТЗ). Основной его задачей на тот момент была сборка сельскохозяйственных тракторов общего назначения тягового класса 3 в сотрудничестве с Харьковским тракторным заводом (ХТЗ), но приоритет был отдан дальнейшей локализации производства узлов и деталей для этих тракторов в будущем.

фото-1.jpg


БТЗ уже в 2018 году вывел на рынок шесть моделей мощностью от 180 до 250 л. с. Линейка была представлена колесными тракторами БТЗ-243К (250 л. с.), БТЗ-244К (230 л. с.), БТЗ245К (180 л. с.), БТЗ-246К (180 л. с.) и гусеничными тракторами БТЗ-181 (190 л. с.) и БТЗ Т-150 (180 л. с). Весной 2022 года по причине прекращения поставок из Харькова некоторых компонентов БТЗ временно приостановил выпуск продукции. В течение полугода руководство завода прорабатывало различные варианты замещения недостающих комплектующих — и уже в октябре на выставке «Агросалон-2022» в Москве широкой публике были представлены первые образцы обновленных тракторов БТЗ, созданных без использования импортных компонентов. Модельный ряд включал четыре колесные модели 250 серии и совершенно новый трактор БТЗ4320.

Таким образом, с 2023 года модельный ряд Брянского тракторного завода представлен следующими моделями: БТЗ-251К.20, БТЗ-252К.20, БТЗ-253К.20 и БТЗ-254К.20. Все они предлагаются в двух исполнениях: со сварной или клепаной рамой на выбор. В обозначении версии с клепаной рамой стоит конечный индекс 20, со сварной — 20- 01. Так что же представляют собой новые тракторы БТЗ?

Семейство БТЗ-250К относится к сельскохозяйственным тракторам общего назначения тягового класса 3. Все модели 250 серии способны развить максимальное тяговое усилие до 60 кН. Помимо энергоемких сельхозопераций, будь то сплошная культивация, закрытие влаги, дискование или пахота, тракторы БТЗ-250К могут успешно использоваться на транспортных работах с прицепами общей массой до 20 т. Они без проблем будут работать на дорогах общего пользования и городских улицах, так как габаритная ширина всех моделей серии 250К не превышает 2,5 м, а высота — 3,6 м.

фото-30-2.jpg

фото-4.jpg

Удобный доступ к двигателю для обслуживания при открытом капоте

фото-5.jpg

Двигатель ЯМЗ-65655-01 мощностью 180 л. с. трактора БТЗ-252К.20

На все тракторы БТЗ устанавливаются двигатели Ярославского моторного завода (ЯМЗ). Модель БТЗ-252К оснащается 6-цилиндровым V-образным турбированным дизелем ЯМЗ65655-01 рабочим объемом 11,15 л. Этот двигатель развивает номинальную мощность 180 л. с., а максимальный крутящий момент составляет 667 Нм. Подача топлива в цилиндры производится при помощи современной электроуправляемой системы впрыска топлива Common Rail. Такая же силовая установка устанавливается и на модель БТЗ-251К.

Самый «старший» из серии 250К — трактор БТЗ-254К, под капотом у него 6-цилиндровый рядный турбированный мотор ЯМЗ-53645 рабочим объемом 6,65 л, развивающий номинальную мощность 250 л. с., а максимальный крутящий момент достигает 1100 Нм. На БТЗ-253К в качестве силовой установки используется двигатель ЯМЗ-65654-06 мощностью 230 л. с., конструктивно схожий с установленным на 252К, но большей мощности. На тракторах применяются системы жидкостного охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости объемом 50 л. По желанию потребителя любой трактор из новой линейки может быть оснащен предпусковым подогревателем «Термо 90ST». Силовые агрегаты по классической схеме установлены на передней полураме и крепятся через резино-металлические амортизаторы, которые снижают вибрацию, передаваемую на раму трактора. Емкость топливного бака, расположенного за кабиной, — 500 л.

фото-32-2.jpg


фото-21.jpg

ЗНУ с шарнирно-рычажным механизмом и шаровыми головками

фото-22.jpg

ТСУ-1-Ж представляет собой прицепную скобу с упряжной скобой

Для соединения двигателя с трансмиссией используется сухая фрикционная однодис­ковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа. Для снижения нагрузки на педали управления муфтой сцепления в приводе установлен пневматический усилитель, а для безударного зацепления зубчатых колес коробки передач в корпусе муфты сцепления имеется колодочный тормозок, притормаживающий ведомые детали муфты и связанные с ними детали коробки передач в момент выключения муфты. Все модели тракторов БТЗ-250К комплектуются гидромеханической усиленной коробкой передач, которая обеспечивает 12 передач переднего хода (3 диапазона по 4 передачи) и 4 передачи заднего хода. Минимальная скорость движения любого БТЗ- 250К составляет 3,7 км/ч, а максимальная — 33,7 км/ч. При движении задним ходом скорость можно изменять от 5,6 до 10 км/ч.

Переключение диапазонов и передач коробки передач осуществляется отдельными рычагами. Рычаг переключения передач расположен левее рулевой колонки, а рычаг переключения диапазонов — под правой рукой механизатора, рядом с рычагами управления ВОМ. При этом переключение диапазонов возможно только при полностью остановленном тракторе и выключенной муфте сцепления, а переключение четырех передач внутри каждого из диапазонов производится без разрыва потока мощности прямо на ходу. Для предотвращения пуска двигателя при включенном диапазоне в коробке передач предусмотрен механизм блокировки. Давление в гидравлической системе коробки передач обеспечивается шестеренным насосом производительностью до 45 л/мин с приводом насоса от двигателя. В случае невозможности запустить двигатель приводом насоса могут послужить колеса трактора, но при этом необходимо выполнить некоторые дополнительные операции.

фото-14.jpg

Передний мост крепится к полураме с помощью двух продольных полуэллиптических рессор с гидравлическими амортизаторами

фото-12.jpg

Крепление заднего моста в варианте с клепаной рамой

фото-11.jpg

Излом рамы происходит благодаря двум гидроцилиндрами двустороннего действия

Крутящий момент к переднему и заднему мостам тракторов передается через раздаточную механическую коробку с зубчатыми колесами постоянного зацепления. Кроме этого, в раздаточной коробке находится привод к насосу гидравлических систем коробки передач, рулевого управления и навесного устройства, а также привод механизма включения привода ВОМ. Оба моста тракторов БТЗ — ведущие, с постоянным приводом. Конструктивно они одинаковые и отличаются только длинами соответствующих полуосей. Главные передачи мостов — конические, со спиральным зубом и межколесным дифференциалом. Главные передачи переднего и заднего моста полностью взаимозаменяемы. Для увеличения тягового усилия и улучшения проходимости трактора межколесные дифференциалы оснащены автоматической блокировкой. Передний мост крепится к полураме с помощью двух продольных полуэллиптических рессор с гидравлическими амортизаторами. Задний мост закреплен к полураме жестко. Рабочие тормоза трактора — барабанного типа с пневматическим приводом. Рабочее давление в пневмосистеме создает и поддерживает поршневой двухцилиндровый компрессор с приводом от двигателя трактора. Управление тормозами осуществляется одной педалью из кабины трактора.

Стояночный тормоз на тракторах — ленточный, с пружинным пневмоаккумулятором. Он установлен непосредственно на валу привода переднего моста. Для управления стояночным тормозом предусмотрен кран обратного действия, установленный прямо в кабине. На тракторах БТЗ-252К, БТЗ-253К и БТЗ-254К стоят четыре одинаковых дисковых колеса с пневматическими шинами низкого давления размером 23,1 R26. По желанию потребителя на заводе могут доукомплектовать трактор комплектом колес с приспособлением для их сдваивания, но это доступно только для модели БТЗ254К. На тракторе БТЗ-251К установлены колеса с шинами немного поменьше, чем у вышеперечисленных: 21,3 R24. Основная отличительная черта тракторов БТЗ-250К — шарнирно-сочлененная рама, состоящая из двух полурам: передней и задней, соединенных между собой вертикальным и горизонтальным

фото-31-2.jpg

фото-28.jpg

Тракторы нового семейства БТЗ-250К оснащаются двухместной каркасной кабиной с неплохой обзорностью с места механизатора

фото-25.jpg

Дополнительное сиденье — нерегулируемое, со складной опорной подушкой

шарнирами. Благодаря такой конструкции передняя и задняя части рамы могут смещаться относительно друг друга на угол до 30° в горизонтальной плоскости, а в вертикальной — до 15°. Сам процесс поворота трактора представляет собой излом рамы вокруг вертикального шарнира на угол до 30° в обе стороны от исходного положения. Рулевое управление — гидрообъемное, через насос-дозатор. Непосредственный излом рамы происходит благодаря двум гидроцилиндрам двустороннего действия.

Гидросистема рулевого управления и гидросистема навесного устройства объединены в одну. Объединенная гидросистема вмещает 115,5 л гидравлического масла. Давление в ней создает шестеренный насос производительностью до 120 л/мин, а максимальное давление масла в системе — 21 МПа. Для присоединения навесных и полунавесных машин и орудий тракторы БТЗ оснащены задним навесным устройством (ЗНУ) с шарнирно-рычажным механизмом и шаровыми головками. Такая навеска позволяет присоединять машины как по двух-, так и по трехточечной схеме наладки. Грузоподъемность ЗНУ тракторов составляет не менее 4700 кг на расстоянии 610 мм от оси подвеса. За подъем и опускание навесного устройства отвечают два силовых цилиндра двухстороннего действия. В гидросистеме трактора для управления гидроцилиндрами навесного устройства и выносными гидроприводными механизмами агрегатируемых с ним машин применен пятисекционный пропорциональный гидрораспределитель с механическим рычажно-тросовым управлением. Особенностью пропорционального секционного гидрораспределителя с обратной связью по нагрузке является возможность управления скоростью гидравлических механизмов пропорционально изменению величины смещения золотника от нулевого положения. То есть при пропорциональном управлении движение золотника обеспечивает плавное регулирование величины гидравлического потока. Это дает возможность менять скорость потока в достаточно широком диапазоне — от 2 до 80 л/мин. Таким образом, можно настроить каждую секцию 

фото-26.jpg

Рулевая колонка регулируется по углу наклона и высоте

фото-27.jpg

Рычаги управления гидрораспределителем и валом отбора мощности расположены на панели справа от сиденья механизатора

на требуемый расход и реализовать параллельную работу нескольких исполнительных гидроагрегатов с заданной скоростью в зависимости от требуемой скорости перемещения штока гидроцилиндра или вращения вала гидромотора. Управление гидрораспределителем происходит при помощи рычагов, расположенных справа от сиденья механизатора. Для удобства присоединения гидравлических линий присоединяемых машин между задними крыльями трактора на кронштейне установлены быстросоединительные муфты гидрораспределителя.

Для работы с прицепами и прицепными сельхозмашинами на тракторах БТЗ-250К предусмотрено два типа тягово-сцепных устройств: ТСУ-1-Ж, которое представляет собой прицепную скобу с упряжной скобой, и ТСУ-2 — сцепное устройство с вращающимся крюком и двухсторонней амортизацией. По отдельному заказу ТСУ-1-Ж можно дополнить прицепным устройством маятникового типа. Дополнительно на навесное устройство трактора может устанавливаться автосцепка и механизм управления фиксатором рамки. Кроме ЗНУ, на задней полураме имеется одноступенчатый редуктор вала отбора мощности (ВОМ) с независимым приводом и гидроподжимной муфтой. Привод редуктора ВОМ осуществляется через жесткую карданную передачу открытого типа с игольчатыми подшипниками. Включение привода ВОМ и управление гидроподжимной муфтой редуктора ВОМ осуществляется двумя рычагами, расположенными в кабине справа от оператора. ВОМ трактора предусматривает два варианта частоты вращения: 540 и 1000 об/ мин. При этом ее изменение осуществляется вручную на самом редукторе ВОМ.

Тракторы нового семейства БТЗ-250К оснащаются двухместной каркасной кабиной с неплохой обзорностью с места механизатора. Для увеличения комфорта во время работы предусмотрена термо- и шумоизоляция, а комфортную температуру в кабине в жаркое время года создает штатный кондиционер. Если трактор работает преимущественно в холодном климате, то вместо кондиционера может быть установлен вентиляционно-отопительный блок, обеспечивающий вентиляцию с обдувом и обогревом стекол и подогрев воздуха в кабине. Также в кабине имеется автомагнитола и стереоаудиоколонки, холодильник для охлаждения напитков и ниши для хранения документации и мелочей. Сиденье оператора — подрессоренное, с эластичной подвеской и гидравлическим амортизатором, регулировкой по росту и весу. Дополнительное сиденье — нерегулируемое, со складной опорной подушкой. Тракторы получили новую рулевую колонку со встроенной электронной приборной панелью, на которой отображается вся необходимая информация о состоянии систем. Номинальное напряжение в бортовой сети всех тракторов 250 серии — 12 В, но у тракторов БТЗ-251К, БТЗ252К и БТЗ-253К система пуска двигателя работает от 24 В, а у модели БТЗ-254К — от 12 В. При этом у тракторов с системой запуска на 24 В две аккумуляторные батареи соединены последовательно, а у трактора БТЗ-254К — параллельно. Масса тракторов в версии К20 (клепаная рама) в среднем составляет 8800 кг, версия К20-01 (со сварной рамой) примерно на 200 кг тяжелее.

Итак: отрадно видеть, что в сложившейся ситуации Брянский тракторный завод не только не свернул производство, а, наоборот, создал целую линейку обновленных тракторов и продолжает проектировать и внедрять новые модели техники. Таким образом, это предприятие российского тракторостроения доказало, что оно способно справляться с возникающими трудностями в кратчайшие сроки.