Четвертое поколение тракторов Valtra серии Т

Нам невероятно повезло – мы единственные получили возможность провести тест-драйв флагманской модели Valtra T-серии с новым 6-цилиндровым двигателем. Нам оказали великое доверие следить за скрытым от посторонних глаз процессом разработки целой линейки машин. И мы делимся первыми впечатлениями от одной из них.

В этой статье пойдет речь о четвертом поколении тракторов Valtra серии Т с 6-цилиндровыми двигателями. Трактор предстал перед нами полностью обновленным. И это главное отличие от предыдущих поколений. То есть отличий так много, что можно говорить об абсолютно новой машине. Новые шесть моделей с мощностями двигателей от 155 л. с. до 235 л. с. заменяют предыдущую линейку из восьми машин, выдававших мощности от 130 л. с. до 215 л. с. И как и прежде, эти лошадиные силы обеспечивают 6,6-литровый и 7,4-литровый двигатели Sisu (AGCO Power). Новые машины оборудованы трансмиссиями собственной разработки: бесступенчатой гидрообъемномеханической или механической с переключением передач под нагрузкой (powershift), а также хорошо зарекомендовавшей себя синхронизированной «механикой» HiTech, которая будет выпускаться начиная с лета 2015 г. Остальные варианты уже сходят с конвейера.

Valtra предлагает комплектации:
Active – 30/30 передач вперед/назад с переключением без разрыва потока мощности, 4 секции гидрораспределителя с механическим управлением; Versu – 30/30 передач вперед/назад с переключением без разрыва потока мощности, до 8 секций гидрораспределителя с электронным управлением; Direct – бесступенчатая трансмиссия, до 8 секций гидрораспределителя с электронным управлением.

В новом дизайне трактора самые главные изменения коснулись кабины. Исчезли характерные рубленые прямоугольные черты, которые украшали машины финской фирмы в течение 25 лет. При проектировании кабины разработчики отказались от привычных очертаний в пользу более современных изогнутых форм. Они старались, но… Машины новой серии Т4 среди своих «собратьев» от других производителей продолжают выглядеть самыми угловатыми. И все-таки изогнутые линии обводов, фары по углам кабины, светодиодные задние фонари и округлые формы обшивки сделали внешний вид значительно изящнее.

И новая пятистоечная кабина до боли что-то напоминает. Конечно, это Valtra, но в ее облике присутствует нечто очень знакомое. Переберем в памяти аналогичные модели. Так и есть! Выпуклые формы, изогнутые стойки с повторяющей контур кабины высоченной выхлопной трубой, широко открывающаяся дверь и узкое окно (форточка) слева определенно указывают на внешнее сходство с кабинами, устанавливаемыми на Deutz Agrotrons с начала 1990-х. Но вот мы перемещаемся в кабину, и сомнениям нет места – мы находимся именно в Valtra. Кабина этого трактора удлинена, и там есть много свободного места вокруг сиденья. Понятно, что это необходимо, чтобы разместить систему реверсированного рабочего места – TwinTrac (так называется система работы трактора в обоих направлениях с дублирующим набором управления), что делает кабину одной из самых просторных на рынке сельхозтехники в своем классе. В новой кабине инженеры сделали явный акцент на подлокотнике, расширив его до 200 мм. Ощущение простора создает и огромный люк, который охватывает почти всю крышу, поэтому при работе с фронтальным погрузчиком даже на максимальном вылете все останется под контролем оператора, да и низколетящие самолеты не составит труда рассмотреть как следует. Отказ от правой двери добавляет только плюсы круговой обзорности тестируемого трактора. Бесшовное стекло от стойки до стойки прерывается только гладкой план- кой, на которую навешен терминал управления трактором.

Head to head 2.jpg


Новое поколение Valtra серии Т имеет колесную базу на 250 мм больше, чем нынешние модели. Но выглядят машины компактнее благодаря уменьшению переднего свеса. Также новые машины увеличили угол поворота на 7 %.


trak.jpg

Активная пневмоподвеска кабины и масляные амортизаторы только прибавляют комфорта.


Внешний вид изменен, но что нас ждет внутри? Чтобы ответить на этот вопрос, сядем в кресло. Ничего не скажешь, удобно! «Начинка» кабины вполне привычная, узнаваемая. С первого взгляда становится ясно, что над приборной панелью Valtra поработали. Она стала значительно лучше – с четкими индикаторами скорости, уровня топлива, температуры и оборотов двигателя. Но подлокотник, хотя и перепроектирован, напоминает тот, что использовали предшественники. И все-таки нас интересуют отличия, а не сходства. Финны отказались от рычага, утопленного в небольшой выемке подлокотника, заменив его на гордо возвышающийся оранжево-черный рычаг, формой напоминающий оттопыренный большой палец. Он отвечает за управление всеми функциями трансмиссии. Этот рычаг в серии Т – близкий родственник рычагу из автомобиля с автоматической коробкой передач. В тракторах с бесступенчатой трансмиссией Direct, когда он установлен в положение «Педаль», двигатель и трансмиссия управляются совместно нажатием педали акселератора. Кнопки «Плюс» и «Минус» переключают диапазоны коробки передач: 0–9 км/ч, 0–17 км/ч, 0–30 км/ч и 0–53 км/ч.

Для управления в режиме «Рычаг» его необходимо перевести влево. В этом режиме обороты двигателя и изменения скорости регулируются с помощью ручного управления. Режим позволяет использовать функцию круиз-контроля – устанавливаем желаемую скорость движения, и компьютер ее поддерживает при минимальных оборотах двигателя. Точная настройка скорости осуществляется с помощью оранжевого колесика сбоку от рычага. На правой консоли есть еще два регулятора. Первый при повороте его влево создает приоритет оборотов двигателя, так что трансмиссия будет автоматически поддерживать постоянное число оборотов двигателя (для работ с ВОМ). Если повернуть этот регулятор вправо, то приоритет получит трансмиссия – пока машина не выйдет на пик мощности, передача не переключится (для работ на транспорте). Второй регулятор дает возможность переключаться между передним и задним ходом – он очень прост и удобен в использовании. Механизаторы его обязательно оценят.


Pic_from_mail.jpg

Передний мост был полностью переработан, но по-прежнему имеет пневмобаллоны и гидроамортиза- торы, став при этом значительно компактнее.


На моделях Versu и Active со ступенчатой трансмиссией приводной рычаг коробки передач работает аналогично бесступенчатой Direct. Если рычаг коробки находится в левом слоте, то движением вперед/назад можно переключать передачи. Причем управление подачей газа не зависит от того, как вы устанавливаете передачу в трансмиссии – с помощью педали или рычага. Когда рычаг находится справа, то процесс переключения полностью автоматизирован: выбор текущей передачи в коробке передач будет зависеть от величины обжатия педали газа и загрузки двигателя. Педаль сцепления кажется лишней – она необходима только при запуске двигателя трактора. В автоматическом режиме при торможении трактора тормоз и трансмиссия работают согласованно, чтобы остановить трактор. Для начала движения достаточно отпустить педаль тормоза. В машине присутствует весьма полезная система удержания, предотвращающая скатывание, когда трактор начинает движение в гору. Чтобы ее активировать, водитель удерживает трактор педалью тормоза и переводит рычаг реверса в положение «Парковка». Для возобновления движения необходимо просто перевести рычаг реверса в положение, соответствующее движению вперед, отпустить педаль тормоза и дать газу. В то время как этот режим является обычным делом для бесступенчатых трансмиссий, для коробки передач с механической трансмиссией он пока редкость и несомненный плюс.

Console.jpg

Самое большое изменение в подлокотнике – выступающие над ним оранжевый и серый рычаги. Раньше рычаг управления был спрятан в выемке.


Элементы управления на правой консоли расположены удобнее, чем раньше, но все еще страдают бедной маркировкой. Как и предшественники, Т4 вооружен целым спектром умных функций и систем, но работают они настолько искусно, что зачастую не замечаются. Информация о трансмиссии, функции управления в конце гона и функции гидравлики отображается и может быть изменена с помощью дисплея на подлокотнике. Дисплей далек от интуитивно понимаемого и достался Т4 от предшественников. И в этом есть доля разочарования, поскольку перед тобой стоит машина, новая от колес до… – и вот тут понимаешь, что для полноты картины не хватает единственной детали. Настройка систем трактора – важное действие, которое приходится совершать регулярно, и конкуренция среди производителей активно способствует развитию подобных информационно-управляющих систем, которые давно имеют в своем арсенале большие цветные сенсорные экраны, значительно упрощающие работу, постоянно наращивающие свою функциональность. В рассматриваемом нами случае все уныло… В Valtra сообщили, что определенные изменения в этой области произойдут через три-четыре года, как раз на это время запланирован выпуск обновленной версии Т4. Но вероятнее всего, к тому моменту трактор со своими новшествами останется далеко позади конкурентов, которые тоже даром время терять не будут. Но таков уж удел Valtra, входящей к компанию AGCO, которая, очевидно, чтобы не было прямой конкуренции между собратьями по бренду, сдерживает новые технологии от Valtra и MF и, наоборот, дает свободно развиваться, выводя в лидеры Fendt. 


har.jpg

Как и прежде, в новой серии тракторов используются 6,6-литровые и 7,4-литровые двигатели от AGCO Power, оснащенные системой очистки отработавших газов SCR на основе раствора AdBlue. Новые двигатели соответствуют нормам выбросов для Европы Stage IV или США Tier 4 Final. В отличие от других производителей, Valtra удается не использовать сложные и дорогие турбины изменяемой геометрии (VGT), системы рециркуляции отработавших газов (EGR) или сажевый фильтр (DPF). Вместо этого инженеры завода по выпуску Sisu в Нокиа (224 км от завода Valtra в Суолахти) воткнули в двигатель окислительный нейтрализатор (DOC) и реализовали впрыск AdBlue с расходом 6–10 % от потребляемого топлива. Новый турбокомпрессор Bosch-Mahle имеет перепускной клапан давления наддува с электронным управлением, выпускающий выхлопные газы в обход турбинной крыльчатки для ограничения давления наддува ниже определенного значения. Считается, что он точнее отрабатывает подачу топлива и обеспечивает двигателям неплохие силовые показатели: самый большой 7,4-литровый двигатель на новом T 234 выдает 1000 Н•м при 1500 об/мин. При низких оборотах перепускной клапан плотно закрыт для обеспечения максимального давления, но как только обороты повышаются, он в любой момент готов сработать и сбросить давление.

Рабочее давление системы впрыска топлива Bosch common-rail составляет 2000 бар. Теперь она имеет электронный клапан сброса давления, позволяющий устанавливать герметичные форсунки – пропала надобность в сложных обратных клапанах и возвратных линиях, конструкция этих форсунок позволяет дозированно, без излишек, подавать дизельное топливо в камеру сгорания. Наш тестируемый прототип T234 со ступенчатой трансмиссией без разрыва потока мощности тянул за собой дисковую борону Lemken Rubin 9 по комьям французской глины. Заглубляли ее на 10–12 см и очень старались довести до изнеможения T234 Versu, но не тут-то было. Отметим, что Valtra использует пневмоподвеску передней оси – в этом есть нечто инфернальное, но это фишка модели. Прежняя передняя балка «старой» T-серии была весьма надежна – машина «заточена» под трелевочные работы, и другое решение выглядело бы странно. Именно на этом поприще компания и сделала себе имя, но пришли другие времена, а с ними и другие задачи, и здоровенная железяка переднего моста потребовала замены. Что и реализовано в новой модели. Теперь тут пневмоподвеска, которая в сочетании с активной пневмоподвеской кабины позволяет передвигаться по ухабам очень гладко. 



new.jpgИ еще одно преимущество досталось в наследство от работы в лесном хозяйстве – высокий дорожный просвет 600 мм позволяет преодолевать без последствий любые препятствия. Итак. Valtra сделала большой шаг вперед, предложив новую серию Т. Дизайн свидетельствует о том, что это более современная машина, нежели предыдущие версии. Новая просторная кабина с большим количеством новшеств станет откровением даже для придирчивого механизатора. Разработчики добавили рычаг управления трансмиссией, и новый T стал «понятнее» и на марше, и в поле. Большое упущение с дисплеем подлокотника. Заметно, что инженеры по эргономике проделали большую работу в части кнопок и переключателей, но настройка функций гидравлики и управления в конце гона весьма мудреная. И мы свидетельствуем, что в серии Т можно провести с комфортом долгий рабочий день. Радует вместительная кабина, а двигатель и коробка передач настолько хорошо и слаженно работают, что придется постараться, чтобы создать им даже малейшие проблемы. Ник Фон