Философия управления Fendt ONE

В 2005 году практикам был предложен подлокотник управления Vario Center, теперь же компания Fendt разработала кардинально новую концепцию управления для 700-й серии и 314-го Vario. А редакторам profi представилась возможность обкатать трактор с абсолютно новой философией управления еще до выставки Agritechnica 2019.

Новая философия

В 2005 году практикам был предложен подлокотник управления Vario Center, теперь же компания Fendt разработала кардинально новую концепцию управления для 700-й серии и 314-го Vario. А редакторам profi представилась возможность обкатать трактор с абсолютно новой философией управления еще до выставки Agritechnica 2019.

Сегодня цифровые технологии обеспечивают функционалу тракторов практически безграничные возможности: рулевое управление посредством GPS, автоматизированное ведение документации и интеллектуальная система управления машиной — это лишь некоторые ключевые слова. Словом, сегодняшним конструкторам сельхозмашин есть из чего выбирать. В то же время все больше и больше предприятий вынуждены все чаще менять механизаторов, в том числе задействуя их на сезонных работах, а это требует дополнительного времени на освоение новейших технологий и приводит к стрессу.

Решение проблемы, получившее название Fendt ONE, нашли инженеры из Марктобердорфа. Это сквозная платформа с одним интерфейсом — и на терминале трактора, и на экране компьютера в офисе, и на планшете или смартфоне. При использовании, например, системы Profi+ с помощью Fendt Task Manager на первом этапе планируются такие приложения Smart-Farming, как параллельное вождение, управление заданиями и информацией о полевых участках, а также подготовка документации непосредственно в офисе, которая затем с помощью мобильной связи передается на компьютер трактора. После этого механизатор выбирает рабочее задание, вводит данные о тракторе, орудии, свою фамилию и имя, сведения об идентификаторе полевого участка и вносимом материале — и готово!

1 Каждая страница монитора состоит из шести свободно программируемых полей. Сколько страниц можно пролистать, видно на этой иллюстрации (максимальное количество — 15). Если нажать на какое-нибудь поле, то попадешь сразу в меню настройки той или иной функции.
2 Слева — индикатор фронтального механизма навески, справа (обозначено цифрой 2) — заднего, с двумя сохраненными положениями навесного устройства, которые можно выбирать попеременно.
3 Эти органы управления служат для настройки климатической установки и аудиосистемы. При этом открывается окно непосредственно для настройки, скажем, нового радио DAB+.
4 Нажимной вращающийся переключатель — универсальный орган управления, тем более если у вас нет желания осуществлять регулировки на сенсорном экране.
5 Здесь можно выбрать настройки фронтального или заднего механизма навески. А также режимы работы: плавающее положение или позиционное регулирование.
6 Быстрые кнопки отныне тоже могут работать пропорционально (например, для навешивания орудий). Только если сначала кликнуть, а затем потянуть, механизм
навески либо полностью поднимется, либо полностью опустится. Колесо настройки высоты сейчас является «бесконечным», а сбоку расположена еще одна кнопка (с этого ракурса ее не видно), которая обеспечивает приведение механизма навески в предварительно сохраненное положение.
7 Блокировка и разблокировка механизмов навески может осуществляться в том числе и с помощью этих кнопок. А система гашения колебаний остается активной даже при блокировке навесного устройства.
8 Здесь включаются валы отбора мощности. Если число оборотов не задано, открывается соответствующее окно дисплея.
9 Гидрораспределители можно блокировать каждый отдельно или все одновременно. При наличии триггера на дисплее отображаются часы. Цвета клавиш меняются в соответствии с цветовой кодировкой гидровыходов. Синие диоды означают принадлежность к гидравлике, а если осуществить привязку к ISOBUS-функции, цвет диода поменяется с синего на бирюзовый.
10 Ну и, само собой, при активации триггера по времени работы «рулить» гидрораспределителями пропорционально вам не удастся.
11 Здесь расположен рычаг управления оборотами двигателя.
12 Как и другие, так и пять белых кнопок можно произвольно запрограммировать функциями ISOBUS.
13 Колесо прокрутки предназначено для регулировки круиз-контроля. Чувствительность ускорения теперь регулируется на тыльной стороне джойстика. Внизу находятся кнопки круиз-контроля, памяти оборотов двигателя и т. д.
14 Привычная «бирюзовая троица» осталась на своем месте. А вот пропорциональные органы управления клапанами и четыре дополнительные свободно программируемые кнопки — скажем, для функций ISOBUS — можно смело отнести к нововведениям.
15 Джойстик 3L с кнопкой реверсирования обслуживает до четырех гидрораспределителей, а в будущем его можно будет запрограммировать на трех уровнях управления 27 функциями.

Система Fendt ONE точно так же свободно конфигурируется с платформой agrirouter с целью обмена данными. Таким образом, фермер обретает определенную свободу выбора операционных систем и машин, поскольку имеются открытые интерфейсы для обеспечения обмена данными между различными системами, а также между фермером и подрядным предприятием. Вместе с тем именно пользователь обладает приоритетом в части своих данных, поскольку система agrirouter их не сохраняет, а право выбирать, какими данными с какими системами можно делиться, принадлежит исключительно пользователю. С ноября 2020 года планируется также внедрение системы Guide Sync. Она позволяет синхронизировать все границы полей, все технологические колеи при наличии таковых и все препятствия на всех зарегистрированных машинах. Для этого, правда, все массивы данных на разных машинах должны быть объединены одним терминалом.

Однако давайте вернемся к новому рабочему месту в кабине Fendt 700. Несмотря на то что с первого взгляда очень многое здесь предстает в абсолютно новом виде, каждый, кто сталкивался с этой машиной, сразу узнает Fendt DNA: так например, у многофункционального джойстика есть все те же перекрестные функции (быстрее/медленнее, а также активация круиз-контроля / реверсирование), а кроме всего прочего, и традиционная «тройка в виде листа клевера» пока в отставку не собирается. Но вот сама форма джойстика стала несколько иной, равно как и переключатели управления двумя парами гидравлических выходов, а еще четыре свободно конфигурируемые кнопки (например, для активации системы рулевого управления). Но об этом мы поговорим чуть позже…

На боковой поверхности рычага сейчас расположено восемь кнопок: наряду с двумя кнопками круиз-контроля и двумя кнопками памяти оборотов двигателя тут же находятся кнопка транспортного/полевого диапазонов, кнопка нейтрали N, а также кнопка режимов управления с помощью педали или TMS. Все они когда-то требовали места на подлокотнике управления. Кроме того, инженеры компании Fendt непосредственно над этими кнопками интегрировали колесо прокрутки, для того чтобы можно было очень комфортно поменять, скажем, заданную скорость круиз-контроля.

Ну а тот, кто в этом месте привык искать регулятор чувствительности ускорения, найдет его на задней стороне рычага. Под кнопкой активации расположен ползунок, индикатор на панели управления покажет вам его положение.

Ну а рядом с многофункциональным джойстиком находится рычаг крестообразного хода. Этот 3L-джойстик в перспективе получит три переключаемых уровня управления для максимум 27 функций. Благодаря дополнительной кнопке реверсирования появится возможность изменения направления, например, при эксплуатации фронтального погрузчика. Ключевое слово — фронтальный погрузчик. При наличии третьего клапана с помощью нового джойстика впервые можно управлять одновременно тремя функциями фронтального погрузчика. Этим же рычагом управляются и орудия, коммуницирующие на базе протокола ISOBUS, а также другие функции трактора.
Точно так же, как и у кнопок на многофункциональном рычаге, для этого здесь тоже имеется система Individual Operation Manager (IOM). С помощью нее ту или иную кнопку можно запрограммировать в дисплее. Цветовое решение, в котором выполнена та или иная группа (трансмиссия, вал отбора мощности, гидравлика), призвано помочь механизатору моментально сориентироваться в настройках. Поэтому не только кнопки меняют цвет при изменении программирования — при изменении функций исчезают даже символы, установленные по умолчанию. Отличное решение, обеспечивающее беспрецедентную безопасность!

Следующей важной темой по праву можно считать дисплеи. Наряду с 10-дюймовым дисплеем, который, по сути, является приборной панелью, есть еще 12-дюймовый экран, расположенный на подлокотнике управления, а также дисплей под крышей. Ну а поскольку все три дисплея управляются с помощью одного и того же процессора, то и дисплеями можно пользоваться попеременно. Двенадцатидюймовый сенсорный дисплей предлагает при этом до шести свободно программируемых зон отображения, а «перелистывать» можно до 15 свободно программируемых вкладок. А вот дисплеем, выполняющим роль приборной панели, можно управлять только с помощью нажимного вращающегося переключателя, расположенного на подлокотнике управления. Если кому-то и это покажется недостаточным, можно подключить к трактору дополнительный дисплей посредством WLAN, дабы вывести на экран какие-либо дополнительные параметры. Ну а для сокращения поля отображения дисплей, расположенный под крышей, можно наполовину задвинуть, при этом верхняя половина дисплея (та, что задвинута) автоматически дезактивируется.
Ясное дело, что инженеры компании Fendt при всем этом впечатляющем разнообразии не забыли о предоставлении возможности программировать пользовательские профили. Таким образом, каждый механизатор может по своему усмотрению сохранить конфигурацию свободно программируемых клавиш и экрана — точно так же, как нынешняя система TeachIn позволяет реализовать последовательности и настройки орудий.
Правда, пока, на первом этапе, нет решений по предотвращению несанкционированного доступа — например, с помощью пароля или аналогичных инструментов…

Коротко об остальном

  • Новый Fendt 700 соответствует норме токсичности выхлопных газов Stage V и предлагает новые возможности, например подключение ISOBUS к фронтальному механизму навески или шестисекционную мультимуфту для третьей функции фронтального погрузчика.
  • В будущем появятся такие опции, как информационно-развлекательная система с улучшенными, встроенными в окна кабины, антеннами; восемь микрофонов в крыше для громкой связи с управлением посредством терминала; дополнительная аудиосистема 4.1 с сабвуфером.
  • Новая платформа Fendt ONE с системой TaskManager и т. д. пока предлагается в Германии, Франции и Великобритании.
wil_fb_FendtONE_8_id128981.jpg

Кнопки можно программировать с привязкой к той или иной функции посредством Drag & Drop (и сохранять в качестве профиля управления)

wil_fb_FendtONE_12_id128982.jpg

Фронтальный дисплей не имеет сенсорного управления, а вот поле индикации можно выбрать на свое усмотрение. Рычаги переключения поворотов, дворников и реверсирования тоже приобрели новый дизайн

wil_fb_FendtONE_14_id128984.jpg

На тыльной стороне рычага теперь располагается рычаг выбора чувствительности ускорения. 

А джойстик 3L, расположенный неподалеку с левой стороны, можно переключать, выбирая один из трех уровней управления


Итак: разработав концепцию Fendt ONE, марктобердорфцы заложили основы управления трактора будущего. Возможности открылись по-настоящему грандиозные, хотя и задача перед ними стояла непростая: разработать управление, логичное и интуитивное абсолютно для всех механизаторов. Ну а мы с нетерпением ждем первых всесторонних испытаний таких машин в реальных условиях!

Текст и фото: Хуберт Вильмер