Русские роторы - Зерноуборочный комбайн Ростсельмаш Torum 760

Европейские фермеры уже несколько лет используют на своих полях зерноуборочный комбайн Ростсельмаш Torum 760. У этой машины с одним ротором имеется дека, которая вращается в противоположном направлении для улучшения качества обмолота. Наши коллеги из европейского profi взглянули на эту инновационно-интригующую машину поближе, чтобы оценить не только концепцию работы, но и возможность ее адаптации под пресловутые западные стандарты. Итак, начнем.

Torum 760 демонстрирует свои способности в сложных условиях уборки влажной и неспелой тритикале

Даже если торговое эмбарго сделает невозможной покупку в Европе однороторного Torum 760 с 490 л. с. «под педалью» и 9‑метровой жаткой, там все равно присматриваются к этой особенной машине. Впервые показанный на Agritechnica‑2013, этот комбайн определился в «одноклассники» к Axial Flow 8230 от Case IH и S680 от John Deere.

Машина собрана на основной производственной площадке компании в Ростове-на-Дону, однако ряд ее ключевых компонентов поставляется известными мировыми брендами. Например, ножи, их приводные механизмы и стеблеподъемники производит Schumacher. Сейчас жатки могут быть двух размеров, 7‑ и 9‑метровые, но Ростсельмаш планирует устанавливать хедеры шириной до 12,5 м и оснащать их системой активной подачи скошенной массы.

9‑метровая жатка отлично показала себя в нашем тесте на уборке тритикале в условиях очень влажной и зеленой соломы. Ее главным достоинством является умение копировать рельеф, а к основным недостаткам следует отнести медленный отклик гидравлики мотовила и расположение гидромотора привода мотовила, при котором он так сильно выступает в сторону, что высок риск его повреждения. В стандартное оснащение входит быстросъемная гидравлическая муфта производства Egenolf. Режущий аппарат для зерновых приводится одиночным валом, а жатка для кукурузы — двумя приводными валами: одним справа, а другим слева.

В наклонной камере для подачи скошенной массы вместо обычной цепочно-планчатой схемы используются 4 барабана. Такой конструкции требуется цепной привод сбоку от камеры. Первый из барабанов — приемный битер — оснащен очесывающими зубьями, расположенными в шахматном порядке, а также выдвигающимися пальцами, которые захватывают массу от шнека жатки или подборщика. Промежуточные барабаны, предназначенные для обмолота и разравнивания массы, вращаются с постоянной скоростью. Четвертый ускоряющий барабан — отбойный битер, — вращаясь с более высокой скоростью, подает массу с остатками трудновымолачиваемых зерен плотным равномерным потоком к ротору.

05092016_4_1.jpg

Отечественный комбайн имеет необычную деку, которая медленно вращается в противоположном ротору направлении

Скорость ротора от 250 до 1000 об/мин; дека площадью 5,4 м 2 вращается со скоростью не более 8 об/мин

05092016_4_2.png

3,2‑метровый ротор Torum поглощает злаки с помощью 4 лопастных колес. В начале ротора установлены расположенные вдоль бичи (для риса они заменяются гребенками), а в конце витки шнека вытягивают массу из тыльной части ротора.

Комбайн оснащен уникальной декой: она вращается в направлении, противоположном ротору. Хотя она несколько усложняет механическую часть конструкции, в компании уверены, что это дает значительные преимущества при обмолоте и сепарации, а также уменьшает риск забивания.

Дека вращается с постоянной скоростью 8 об/мин, а скорость ротора варьирует от 250 до 1000 об/мин. Комбайнер может запрограммировать две скорости ротора и активировать их через терминал в кабине. За вращение ротора отвечает гидрообъемно-механический привод Walterscheid, позволяющий бесступенчато регулировать его скорость.
У применяемой схемы есть недостаток: установка зазора между декой и ротором производится вручную путем вращения регулировочных гаек, хотя смотровые люки имеют большой размер и есть хорошо читаемая шкала, по которой зазор контролируется. Правда, по словам представителей Ростсельмаш, регулировка требуется нечасто, что не может не радовать, ведь для этой работы нужно забраться во внутренности машины и с большой долей вероятности получить душ пыли.

В нашей тестовой уборке тритикале комбайном Torum 760 показатель урожайности достигал 7–10 т/га и влажность была на уровне 16–18 %. Как мы уже говорили, неспелая солома сделала условия теста весьма коварными, особенно для роторного комбайна.

05092016_4_3.png

Интерьер кабины Torum выглядит простым и без излишеств, тем не менее это хорошее рабочее место

05092016_4_4.jpg

Захват и обмолот скошенной массы заставляли ротор грохотать. Вполне возможно, что при нормальных условиях уборки он будет работать тише. Качество обмолота было нормальным, и потери в среднем не превышали 0,5 %. Скорость работы была не выше 4 км/ч: дело в том, что на такой скорости двигатель Cummins достигает максимальных оборотов. В подобных условиях теоретическая производительность составляет 28 т/ч. Интерьер кабины прост и опрятен. С основными органами управления разобраться вполне легко, что важно для новичков и временных работников. Комбайнеру не следует ожидать от уровня комфорта многого, он не найдет здесь модных электронных систем или автоматических функций. Но все же зависящая от скорости движения частота вращения мотовила и управление жаткой призваны снизить его утомляемость.

Консоль справа, которая содержит основной рычаг управления, установлена в фиксированном положении и не регулируется. Однако джойстик легко ложится в руку, обеспечивая управление жаткой и мотовилом с помощью четырех кнопок, и имеет возможность использования двух настраиваемых предустановок высоты среза. Печально, правда, что на рукоятке отсутствует управление выгрузкой. Гидрообъемно-механическая трансмиссия с гидроагрегатами Sauer Danfoss могла бы обладать большей чувствительностью, да и высокий, требующий сноровки рычаг переключения трех диапазонов на консоли обладает не лучшей плавностью.

05092016_4_5.jpg

Недомолоченные колосья подвергаются повторной обработке в устройстве домолота

05092016_4_6.jpg

Все точки технического обслуживания легкодоступны, особенно рядом с двигателем Cummins

Решета регулируются либо с помощью терминала в кабине, либо специальной рукояткой через смотровые люки на панели корпуса решет. В целом органы управления расположены аккуратно и имеют понятную маркировку. В кабине присутствует простая, но нужная деталь: кнопка включения виброднища, которое помогает выгружать влажное зерно.

Вся основная информация о работе двигателя отображается на монохромном дисплее. Его недостаток — очень мелкие цифры, поэтому попытки перемещения по меню запутали даже бывалых знатоков интерфейсов. Ростсельмаш обещал, что этот недочет будет исправлен и на обновленной модели установят сенсорный экран, однако кабина и органы управления все еще не дотягивают до уровня современных зарубежных комбайнов. Впрочем, если не придираться и не предъявлять сверхвысоких требований, то простая система кондиционирования, механическое подрессоренное кресло и запас внутреннего пространства в полном порядке. В общем обзорность действительно хорошая, и нельзя не отметить большое окно бункера. Опционально можно установить сиденье на пневмоподвеске и камеру заднего вида.

05092016_4_7.jpg

Монитор в кабине еще не такой четкий. GPS-система Reichhardt обеспечивает автовождение

05092016_4_8.jpg

Управление машиной с помощью консоли и джойстика достаточно простое

Дополнительные подробности
- За ротором комбайна следует барабан вторичного обмолота с регулируемой декой.
- Характерная особенность машин с одним ротором — комбайн образует широкие валки соломы, которые заметно выше со стороны, соответствующей направлению вращения ротора.
- Измельчитель и разбрасыватель соломы включаются и приводятся в положения «укладка соломы в валок» или «измельчение и разбрасывание» электроприводом.
- Также возможна независимая регулировка из кабины дефлекторов справа и слева.
- Двигатель — 6‑цилиндровый 11,9‑литровый Cummins мощностью 360 кВт / 490 л. с. Наш тестовый образец был оснащен версией Stage IIIA с сажевым фильтром. С 2015 года двигатель получил систему SCR с впрыском мочевины AdBlue для соответствия нормам Stage IIIB (Tier 4i).
- Снаряженная масса Torum 760 без жатки составляет 17 т.
- С передними шинами 680/85 R32 и задними 18.4 R24 его транспортная ширина составляет 3,49 м.
- Опционально доступны гусеницы Zuidberg, а также полный привод.
- Точки обслуживания легкодоступны, вдобавок имеются бак для мытья рук и штатно устанавливаемый компрессор. Автоматическая система смазки может быть установлена опционально.

Итак: Torum 760 заметно выделяется необычными техническими решениями. Использование битеров в наклонном транспортере и деки, которая вращается в противоположном относительно ротора направлении, повышает уровень механической сложности машины, которая при этом выглядит простой и надежной. Операторам определенно не следует ожидать премиального уровня комфорта, но соотношение цены и качества Torum 760 с 9-метровой жаткой и дополнительным прицепом делает достойным конкурентом западным машинам и должен пользоваться спросом.