Зерноуборочный комбайн RSM 161

С самого начала ведения сельскохозяйственной деятельности человек понял, что посеять и вырастить урожай непросто, но все труды будут напрасными, если не собрать его вовремя! С тех пор стали появляться различные приспособления, а потом и агромашины, которые значительно облегчали и ускоряли сбор урожая.

Самые известные и популярные зерноуборочные комбайны на территории России — машины, сошедшие с конвейера крупнейшего производителя сельхозтехники Ростсельмаш. Это предприятие прошло долгий путь от производства прицепных комбайнов до современных и высокоэффективных машин, конкурирующих с представителями именитых зарубежных брендов. Сегодня компания Ростсельмаш — один из самых крупных производителей сельскохозяйственной техники в мире! 

Модельный ряд зерноуборочной техники Ростсельмаш включает машины от 3 до 8 класса производительности. Такой ассортимент позволяет предприятию любого масштаба, от крестьянского хозяйства с небольшими площадями посева до агрохолдинга с тысячами гектаров уборочных площадей, подобрать рентабельный комбайн. При этом в линейке представлены комбайны с молотильно-сепарирующими устройствами трех самых востребованных типов — клавишными однобарабанными, двухбарабанными и роторными, что обеспечивает возможность подбора оптимального варианта зерноуборочных машин для эксплуатации в любом зерносеющем регионе. Эту статью мы посвятили самому производительному зерноуборочному комбайну с двухбарабанным молотильно-сепарирующим устройством, который стал пионером в своем классе среди машин, выпускаемых на Ростсельмаш.

В 2015 году Ростсельмаш представил аграриям уникальную зерноуборочную машину нового класса, которая получила обозначение RSM 161. Этот комбайн был не построен на базе уже имеющейся машины, а разработан с чистого листа. В результате его конструкция получила 22 (!) патента, а это говорит о многом. 

Итак, что же представляет собой этот комбайн и на что он способен? Самой главной и значимой его особенностью стало то, что он получил двухбарабанную систему обмолота, которая ранее не применялась на комбайнах Ростсельмаш, шестиклавишный соломотряс, новую наклонную камеру, систему очистки нового уровня и т. д. Но давайте рассмотрим все по порядку. 

RSM 161 предназначен для уборки всех основных видов культур: колосовых, бобовых, масличных, крупяных и пропашных. Благодаря системе обмолота с двумя барабанами эта модель лучше других справляется с уборкой на сложных агрофонах, например высокосоломистых, влажных или засоренных. В изменчивых условиях уборки это очень хороший бонус, ведь порой ждать, когда зерно на корню дойдет до необходимой влажности, бессмысленно и намного выгоднее собрать зерно с высокой влажностью и досушить принудительно в стационарных условиях. 

фото 3.JPG

Комбайн RSM 161 относится к машинам 7 класса производительности и способен намолачивать до 36 т зерна в час, а за сезон он может собрать урожай с площади не менее 2000 га. Наклонная камера RSM 161 — транспортерного типа с цепочнопланчатым транспортером, который подает массу на ускорительный барабан, а тот, в свою очередь, разгоняет и выравнивает ее поток и подает на молотильный барабан. Грузоподъемность наклонной камеры составляет 4500 кг, позволяя работать как с широкозахватными зерновыми жатками, так и с кукурузоуборочными 8-рядковыми, которые имеют достаточно внушительный вес. Быстрое присоединение и отсоединение адаптеров к наклонной камере производится благодаря единому гидроразъему. Для удобной и более качественной работы наклонная камера оснащена электрогидравлической системой копирования рельефа поля. Она не требует какого-либо дополнительного переоборудования при работе с разными адаптерами и уборке различных культур.

Компенсация неровностей почвы адаптером вдоль направления движения регулируется посредством копиров или днища и гидроаккумуляторов, расположенных под наклонной камерой. Поперечное регулирование адаптера производится за счет копиров на жатке и гидравлического цилиндра на наклонной камере. Работа системы копирования рельефа почвы может осуществляться в трех различных режимах на выбор:

  • поддержание давления жатки на грунт;
  • поддержание высоты среза (по копирам);
  • поддержание положения наклонной камеры. 

Режим поддержания давления жатки на грунт предназначен для тех случаев, когда требуется работа на минимальной высоте среза, например для уборки полеглых или низкорослых зерновых культур, таких как горох и соя. В этом режиме жатка скользит по поверхности поля, оказывая на него заданное давление за счет продольной и поперечной компенсации. Режим поддержания высоты среза нужен тогда, когда необходима продольная и поперечная компенсация для поддержания примерно одинаковой высоты среза в зоне левых и правых копиров жатки. Режим поддержания положения наклонной камеры используется как основной для уборки зерновых и технических культур, когда стебли растений скашиваются на достаточно большой высоте. На случай попадания инородных предметов или забивания транспортера наклонной камеры или шнека адаптера наклонная камера оснащена реверсом с гидравлическим приводом, активируемым с панели управления в кабине. За обмолот отвечает абсолютно новая уникальная система Tetra Processor, обеспечивающая бережный и максимально полный обмолот зерна с минимальным травмированием соломы.

фото 4.JPG

Ширина молотильного устройства тоже новая для комбайнов Ростсельмаш: 1650 мм. Высокоинерционный молотильный барабан имеет диаметр 800 мм, диаметр барабанасепаратора — 750 мм. Частота вращения молотильного барабана изменяется от 300 до 920 об/мин. Барабан-сепаратор работает в двух режимах частот вращения. При уборке зерновых культур частота вращения 675 об/мин, при уборке бобовых, гороха, подсолнечника, кукурузы — 370 об/мин.  Изменение частоты вращения барабанасепаратора осуществляется перестановкой его приводного ремня. Общая площадь активного обмолота и сепарации составляет 3,3 м2.

Управление частотой вращения молотильного барабана, изменение зазора между молотильным барабаном и подбарабаньем, а также между барабаном-сепаратором и подбарабаньем может осуществляться в двух режимах: автоматическом и ручном. В автоматическом режиме настройки достаточно задать нужное значение частоты оборотов или зазора подбарабанья и нажать кнопку «Старт». Далее система комбайна сама выставит заданное значение. В ручном режиме необходимо нажимать на «+» или «–» до достижения необходимого значения. Если есть риск забивания барабана большим количеством массы, то в кабине комбайна предусмотрена педаль экстренного сброса подбарабанья. Для очистки вороха RSM 161 получил новейшую систему очистки OptiFlow, которая представлена двухкаскадным решетным станом с запатентованной подвеской решет общей площадью 7,1 м2.

В 2023 году решетный стан претерпел изменения — стала другой форма гребенок решет, а их жесткость была увеличена в три раза. В системе очистки применен мощный оптимизированный воздушный поток, который создается двухпоточным турбинным шестисекционным вентилятором диаметром 450 мм. Его привод реализован при помощи гидромотора, который установлен непосредственно на валу вентилятора. Благодаря этому частота вращения плавно изменяется от 300 до 1200 об/мин, создавая необходимый для очистки воздушный поток. Настройка зазоров подбарабанья и решетного стана производится при помощи электроприводов прямо из кабины оператора. Такое решение позволяет осуществлять необходимые корректировки в настройке машины на ходу во время работы. Но если необходимо произвести настройки решетного стана непосредственно около него при настройке машины, то это можно сделать с помощью дублирующих тумблеров управления, расположенных над левым задним колесом. Сепарация обмолоченной соломы производится на соломотрясе, оснащенном шестью клавишами. Амплитуда колебаний клавиш подобрана таким образом, что обеспечивается максимальная степень сепарации зерна.

Обмолот массы, которая возвращается на домолот, производится в устройстве автономного типа. На комбайне уже в серийном оснащении установлена система оценки количества поступающей на домолот массы. Эта информация поступает на терминал управления и позволяет быстро реагировать на изменяющиеся условия уборки прямо во время работы. Опционально комбайн может оснащаться системой оценки влажности зерна, поступающего в бункер.

Измельчающее солому устройство представлено двухскоростным измельчителемразбрасывателем, способным работать с различными типами культур. Диаметр барабана-измельчителя составляет 518 мм, а частота его вращения может быть установлена на значение 1800 или 3400 об/мин. В базовой комплектации комбайн оснащается системой регулирования ширины разбрасывания соломы с панели управления из кабины оператора. Ширина разбрасывания измельченной соломы может изменяться от 5 до 9 м.

Если же солома подлежит дальнейшему сбору, то комбайн быстро переоборудуется в режим укладки соломы в валок. При этом при помощи направляющих можно изменять ширину формируемого валка от 900 до 1400 мм. Кроме того, комбайн оснащается гидравлическим половоразбрасывателем. Частота вращения роторов половоразбрасывателя настраивается с панели управления прямо из кабины комбайна, а для изменения угла наклона предусмотрена механическая регулировка. 

фото 40.JPG

Вместительный бункер комбайна RSM 161 (10,5 тыс. л) оборудован вибропобудителями и усовершенствованной системой выгрузки, которая позволяет разгружаться со скоростью 110 л/с, при этом полный бункер разгружается не дольше 2 минут. Внушительная длина выгрузного шнека позволяет выгружать собранный урожай в транспортные средства, работая с жатками с шириной захвата до 9 м, а высота выгрузки составляет не менее 5 м. Открытие и закрытие крыши бункера производится при помощи электроприводов прямо из кабины. Опционально бункер может быть оборудован системой влагозащиты.  

В качестве силовой установки комбайн RSM 161 получил 6-цилиндровый турбированный дизельный двигатель Weichai WP10Н рабочим объемом 9,5 л и номинальной мощностью 400 л. с. Этот двигатель обладает достаточным крутящим моментом и имеет неплохой запас по крутящему моменту (25%). Наряду с высокой мощностью и экономичностью (заявленный удельный расход топлива не превышает 206 г/кВт∙ч) у двигателя простая и надежная конструкция, которая уже зарекомендовала себя во время многолетней работы на строительной технике. Объем топливного бака (1050 л) позволяет комбайну работать без дозаправки почти две смены подряд. С целью обеспечения безопасности машина оснащена режимами «поле/дорога» — благодаря этому при транспортных перегонах блокируется возможность активации молотилки и включения адаптера, а также управление рабочей гидравликой. RSM 161, как и все комбайны производства Ростсельмаш, оборудован воздушным компрессором, ресивером на 100 л и пневмовыходами для присоединения продувочного пистолета, так что ежедневное техническое обслуживание проходит быстро и независимо от стороннего оборудования. С целью снижения трудоемкости обслуживания комбайна на нем применена централизованная система смазки. Ниппельные блоки, в которые выведены все точки смазки, расположены с правой и левой стороны в удобных и доступных местах. Рядом с ниппельными блоками на соответствующих аппликациях указано количество качков шприцем для каждой точки смазки.

Комфортабельная кабина Luxury Cab второго поколения имеет ширину почти 2 м, внутренний объем 4 м3 и панорамное остекление площадью более 5 м2 . Добавляет комфорта во время работы большое эргономичное кресло оператора с пневматической подвеской, а для пассажира имеется увеличенное дополнительное кресло. В кабине есть система климат-контроля, предусмотрено немало мест для хранения одежды и личных вещей, а также большой холодильный отсек для воды. Зеркала заднего вида — с электрической регулировкой и подогревом. В правый подлокотник кресла оператора встроена эргономичная панель управления системами комбайна. На джойстике расположены кнопки управления функция ми, требующими быстрого реагирования. На комбайне применена современная информационно-голосовая система оповещения Adviser IV с сенсорным цветным дисплеем, встроенной мультимедийной системой, радио и поддержкой флеш-накопителей. В качестве дополнительной опции можно установить камеру видеонаблюдения за зоной выгрузки и камеру заднего вида. В базовой комплектации комбайн оснащен платформой агроменеджмента «РСМ Агротроник». Опционально RSM 161 может оснащаться системой автовождения «Агротроник Пилот» и системой картирования урожайности «РСМ Карта урожайности». Для освещения в темное время суток поверхности поля перед комбайном, а также адаптера на крыше кабины на кронштейнах крепления зеркал и под кабиной встроены светодиодные фары рабочего освещения. Передвижение комбайна реализовано при помощи гидростатической трансмиссии и трехскоростной коробки передач. Переключение передач осуществляется посредством рычага, расположенного справа от кресла оператора. Максимальная транспортная скорость, с которой комбайн может двигаться по дорогам во время транспортных перегонов, достигает 20 км/ч.

В базовой комплектации комбайн поставляется только с передними ведущими колесами. При этом на нем устанавливаются ведущие колеса размерностью 800/65 R32 и управляемые колеса 500/70 R24. Кроме этого, для снижения давления на грунт возможна установка шин большего типоразмера. Рабочая тормозная система комбайна оснащена дисковыми тормозами с гидроприводом и возможностью раздельного управления правым и левым колесом. Стояночный тормоз — дисковый с электрогидравлическим управлением автономного типа. При выключении двигателя стояночный тормоз включается автоматически. Присоединение транспортной тележки для перевозки адаптеров максимально упрощено и может осуществляться одним оператором без посторонней помощи. Происходит это благодаря автоматическому фаркопу с направляющим фартуком для дышла.

фото 41.JPG

Итак: подводя итог, можно сказать, что рассмотренный комбайн, помимо высокой мощности и производительности, обладает эргономичным дизайном, современными и высокотехнологичными системами, а также комфортными условиями для оператора. С появлением комбайна RSM 161 Ростсельмаш смог обеспечить значительное число аграриев надежной и производительной машиной, которая успешно справляется с работой на высокоурожайных культурах и в тяжелых условиях уборки. Кроме того, он смог занять нишу востребованных зерноуборочных комбайнов, в которой ранее были представлены только машины импортного производства.