Прорыв в четвертое измерение - Зерноуборочный комбайн Claas Lexion 780TT

Недавно Claas представил новейшее поколение зерноуборочных комбайнов Lexion: с мощными двигателями, которые соответствуют нормам токсичности выхлопных газов Stage IV, увеличенным бункером зерна, усовершенствованными системами сепарации остаточного зерна, а также системой очистки 4D. Действительно ли в данном случае речь идет об открытии четвертого измерения?

Внешне новое поколение комбайнов Lexion отличается, например, более высокой и отвесной передней стенкой зернового бункера, вмещающего до 13,5 м3

Всерьез говорить о прорыве последнего поколения Lexion в новое измерение будет, конечно же, преувеличением, однако Claas не ограничился лишь адаптацией своих комбайнов к более строгим нормам токсичности. Парни из Харзевинкеля усовершенствовали целый ряд узлов и агрегатов, о которых, вне всякого сомнения, стоит упомянуть.

И действительно, с новыми двигателями дело спорится: в последней модели Lexion установлен силовой агрегат от Mercedes-Benz максимальной мощностью ни много ни мало 626 л. с. (согласно ECE R 120). Работая на этом комбайне, обращаешь внимание не только на увеличенную на 41 л. с., по сравнению с предшественником, мощность. Невероятно подкупают выносливость и экономичность нового мотора: как только действительно приходится туго, на помощь приходят мощные 2800 Н·м максимального крутящего момента. Но более подробно об этом мы поговорим чуть позже.

Чтобы соответствовать нормам токсичности выхлопных газов Stage IV, в 6‑цилиндровом двигателе с рабочим объемом 15,6 л имеются, наряду с давлением 2300 бар в системе впрыска Common Rail, еще и катализатор SCR и система рециркуляции отработанных газов. Тем самым Claas обещает снижение расхода топлива и AdBlue на 5 %. Кроме того, по-новому выглядит изоляция выхлопной системы с двойной стенкой, изготовленная из нержавеющей стали, что, в свою очередь, должно снизить внешнюю температуру на 50 %.

В комбайне используется система охлаждения Dynamic Cooling, способная изменять число оборотов вентиляторов исходя из потребности в охлаждении. Она уже использовалась в предыдущих моделях, но о том, чтобы вентилятор автоматически начинал вращаться быстрее при откинутой выгрузной трубе, продувая радиатор, мы раньше никогда не слышали.

05092016_5_1.jpg

Силовой агрегат от Mercedes-Benz OM 473 максимальной мощностью до 626 л. с. соответствует уровню выхлопов Stage IV. Значительно улучшена изоляция выхлопной системы. В будущем вместо MTU на клапанной крышке появится звезда Mercedes

Внешне ничего не выдает два существенных нововведения.
Так, например, автоматическая система помощи механизатору Cemos Automatik теперь полностью интегрирована в монитор Cebis, расположенный на подлокотнике. Еще более увлекательной система очистки 4D должна стать для хозяйств, имеющих поля на холмистой местности. Наряду с уже известным грохотом 3D под четвертым D специалисты Claas понимают два аспекта: первый — это зависимое от продольного крена комбайна управление числом оборотов вентилятора, а второй — зависимое от поперечного крена управление заслонками ротора. Очевидно, что регулирование числа оборотов вентилятора происходит при езде в гору и с горы. При движении вниз автоматика пропорционально увеличивает массу воздуха, при движении в подъем скорость вращения вентилятора автоматически снижается, чтобы не «выдувать» грохот.

Для управления заслонками ротора сейчас под обоими роторами установлена соответственно третья пара роторных заслонок. Для равномерного наполнения подготовительной и скатной досок на склонах заслонки, расположенные на стороне склона, постепенно закрываются (конечно, только в том случае, если до этого обмолот производился с открытыми заслонками роторов). Таким образом, обмолачиваемая масса попадает в верхнюю часть скатной доски, а не собирается сразу в нижней части. К уже известной автоматической системе регулировки скорости уборки CruisePilot теперь добавлена новая система контроля потока массы, которая состоит из усовершенствованной системы контроля числа оборотов ускорителя и подающего барабана, роторов и двигателя.
Если с одной стороны неожиданно произойдет перегрузка, то забор обмолачиваемого зерна мгновенно прекратится, жатка остановится с помощью специальной тормозной системы, и всякая возможность забивания комбайна будет исключена.

05092016_5_2.jpg

Новое управление заслонками ротора, а также автоматика Cemos в настоящее время встроены в расположенный на подлокотнике терминал Cebis

05092016_5_3.jpg

В ходе нашего тест-драйва мы обмолачивали пшеничное поле с очень неравномерными по урожайности участками — от 60 до 90 ц/га. В этих условиях система Cruise Pilot проявила себя великолепно, четко регулируя скорость в автоматическом режиме от >6 до <2 км/ч. При этом Lexion 780TT пропускал через себя от 40 до 60 т зерна в час. Несмотря на большое количество проходящей через комбайн соломы и включенный режим измельчения, новый двигатель держал число оборотов впечатляюще стабильно. Даже во время разгрузки бункера предусмотренная для этого в CruisePilot функция уменьшения скорости не потребовалась.
Кстати о загрузке бункера: обе топ-модели на гусеничном ходу TerraTrac теперь могут оснащаться не только бункером емкостью 12,8 м3, опционально на комбайн может быть установлен и 13,5‑кубовый зерновой. При этом передние стенки бункера стали значительно выше и круче.

05092016_5_4.jpg

В системе управления 4D (справа) заслонки ротора закрываются с нижней стороны уклона, поэтому обмолачиваемая масса падает только на верхнюю часть скатной и/или подготовительной доски и распределяется по ним более равномерно. Графики: Claas

В заключение остается упомянуть о системе распределения соломы и половы. Так, например, новые распределители соломы при укладывании в валок могут выдувать мякину непосредственно наружу; радиальный распределитель может оставаться при этом выключенным. Claas заменил гидравлический привод радиальных распределителей механическим. Последний способен даже в тяжелых условиях уборки обеспечивать постоянное число оборотов и, как следствие, абсолютно равномерное распределение соломы по всей ширине 12,3‑метровой жатки.

05092016_5_5.jpg

Распределители соломы, изображенные на этом рисунке, просто выдувают ее в валок. При этом радиальные распределители могут оставаться выключенными

Разумеется, инженеры хорошо подумали и о комфорте оператора. Они предложили опцию, позволяющую не вставая с кресла регулировать с помощью гидравлики положение и терочного днища, и противорезов на измельчителе, имеющем ротор диаметром 5 см, — более удобной регулировки просто и быть не может. Даже радиальный распределитель соломы сейчас можно устанавливать в трех возможных положениях — транспортное, измельчение и укладка в валок, — не покидая кабины. Продолжая тему транспортировки: самое время упомянуть о транспортной тележке — благодаря подруливающим задним колесам она точно держит след.

05092016_5_6.jpg

Механический привод радиальных распределителей призван обеспечить стабильную частоту вращения. А регулировка противорезов и терочной планки (справа) теперь может осуществляться из кабины (опционально)

Итак: в ходе испытаний модернизированного комбайна Lexion никакого четвертого измерения мы, разумеется, не открыли. Однако многочисленные усовершенствования целого ряда узлов и агрегатов вывели производительность и комфортность этой модели на принципиально новый уровень.
Говоря о росте производительности, в первую очередь следует упомянуть двигатели. Вкупе с улучшенной системой выравнивания при работе на склонах, системой контроля прохождения массы и вновь усовершенствованной автоматикой Cemos работать на пике производительности сейчас стало еще проще. К списку нововведений можно смело добавить, например, опцию гидравлической регулировки измельчителя соломы. И это при том, что цена новой модели, по сравнению с предшественником, увеличилась всего примерно на 18 600 евро. Таким образом, стоимость зерноуборочного комбайна Lexion 780TT в полной комплектации, включая жатку Vario 1230 и новую тележку, по прайс-листу составит примерно 650 420 евро плюс НДС.

Lexion 770 или Lexion 780?

Безусловно, 780‑й Lexion является выдающимся флагманом флота зерноуборочных комбайнов Claas. Однако в жизни получилось так, что продажи его меньшого брата, Lexion 770, в Германии оказались почти в 10 раз выше, и причина этого вполне понятна. На длинных гонах комбайны, и прежде всего их производительность, при нормальных условиях уборки практически одинаковы, с одним «малюсеньким» отличием — цена флагмана на 43 000 евро выше. Поэтому Lexion 780 с резервом по мощности 40 л. с. и шестым решетом ротора является, скорее, специальным оружием для особо сложных условий уборки — холмистого рельефа и жесткой, как колючая проволока, соломы, — с одной стороны, и средней урожайности от 100 ц/га — с другой.