Золотая гусеница - Четырехгусеничный трактор Versatile Delta Track

Наш тестовый экземпляр мы объезжали в апреле нынешнего года. И вот, пока готовили материал к статье, четырехгусеничному трактору Versatile Delta Track за конструкцию гусеничного шасси была присуждена золотая медаль инновационного конкурса выставки AGROSALON, которая пройдет в Москве в октябре этого года. Давайте разберемся, что в нем интересного и было ли за что…

Кажется, если отцепить сеялку, трактор повалится вперед. Но такая компоновка делает развесовку более пропорциональной даже с учетом расхода топлива, плюс дает прекрасный обзор орудия

Четырехгусеничный трактор Versatile Delta Track


Вот уже девять лет, как Versatile, бренд канадской фирмы Buhler, обрусел и выступает на мировой арене сельхозтехники под знаменами Ростсельмаш, заменившими New Holland. Надо признать, что еще до этого события, когда Ростсельмаш фактически выкупил Buhler, машины канадского производства пользовались в России и странах СНГ заслуженной популярностью благодаря отличному соотношению цены и технических характеристик: эти энергонасыщенные, простые в эксплуатации и ремонте машины стоили значительно дешевле других импортных конкурентов. Европейский же рынок для канадских тяговых лошадок с колесным движителем был закрыт по той причине, что для реализации потенциала двигателя на трактор в обязательном порядке устанавливались спаренные колеса, которые выводили габаритную ширину машины за пределы краеугольных цифр, прописанных в европейском законодательстве.

Экспансия на освоенные рынки сбыта тракторов красного цвета — традиционного, как ни странно, и для Versatile, и для Ростсельмаш — с того времени только усилилась. И одним из витков этого развития стала разработка модели с шарнирносочлененной рамой на гусеничном ходу. Это была амбициозная задача, на тот момент аналогичных машин на рынке ни у кого, кроме CNH, не было, да и производились их Case IH Quadtrac уже с 1996 года, и тут вдруг в 2014 году появился новичок Delta Track от Versatile… Конструкция шарнирно-сочлененной рамы была освоена Versatile хорошо, а вот при проектировании гусеничного шасси пришлось обратиться за помощью к мировому лидеру в этой области техники — Camoplast Solideal. Результатом кооперации стала совершенно новая концепция гусеничного движителя, к устройству которого мы еще вернемся, рассмотрев его поближе. А сейчас начнем наше знакомство с Delta Track в порядке от «головы» к «хвосту».

15092016_0_1.jpg

Такой большой красивый экран, можно сказать, пропадает, покуда отдан исключительно под управление гидрораспределителем. В нашем случае здесь имеются все возможные шесть секций

15092016_0_2.jpg

Вся информация о тракторе здесь, на приборной панели под рулем. Смотрится, конечно, ущербно, в сравнении с 7-дюймовым экраном, отданным под гидравлику

15092016_0_3.jpg

Навигационный модуль CFX-750 от Trimble предоставляет «азы» точного земледелия — параллельное вождение. Также возможна установка системы автоматического вождения

Под массивным вытянутым капотом канадского ростовчанина (или ростовского канадца?..) все тот же мотор Cummins QSX 15, что и у его колесных собратьев. С этого движка может сниматься разное число лошадок, поэтому модельный ряд гусеничных состоит из четырех машин: 460DT, 520DT, 570DT и 620DT, где цифры в обозначении — это максимальная мощность двигателя, а шильдиком DT (Delta Track) трактор отличается от аналогичных Versatile на колесах. Во время посевной в наше распоряжение попал первый Delta Track, бороздящий просторы Саратовской области, о чем, не стесняясь, кричат наклейки на обеих дверях его кабины. Это младший в линейке Versatile Delta Track 460DT номинальной мощностью 324 кВт / 435 л. с. Традиционный, как уже говорилось, для последней плеяды тракторов Versatile двигатель Cummins обеспечивает чистоту отработавших газов на уровне Tier 3 / Stage IIIA. В российской комплектации нет системы рециркуляции отработавших газов EGR и сажевого фильтра DPF, которые идут на машины для заграничных рынков с целью удовлетворения более жестких экологических норм. Двигатель с электронным управлением впрыска и регулировкой уровня турбонаддува с промежуточным охлаждением воздуха оснащен, по отзывам владельцев, насос-форсунками, не особо прихотливы- ми к качеству дизельного топлива. Капот по сторонам имеет две боковые панели, открывающиеся вверх, а передняя радиаторная решетка — в сторону, обнажая радиаторы, которые при этом можно еще и выдвинуть наружу для прочистки. 

Трансмиссия на тракторе с переключаемыми под нагрузкой передачами — от Caterpillar, с 16 скоростями переднего хода и четырьмя задними. Коробка передач полностью автоматическая и позволяет машине красться и летать на скорости до 36 км/ч. При взгляде на Delta Track сбоку может показаться, что если бы не прицепное орудие сзади — в нашем случае это была 12,5-метровая сеялка Morris, — трактор бы клюнул землю носом, настолько передняя часть его визуально избыточно утяжелена. Но дело тут не только в большом капоте и гигантской кабине — важную роль играет размещение топливных баков, которые располагаются в средней части машины, преимущественно спереди от точки сочленения полурам. Это сделано для того, чтобы развесовка по передней и задней осям в процессе выработки топлива изменялась как можно меньше. А измениться тут есть чему — объем топливного бака составляет умопомрачительные 1800 (!) л. Для сравнения: на колесном собрате он «всего» 1541 л, а у четырехгусеничных конкурентов в лице John Deere и Case по 1490 и 1150 л соответственно. Думается, комментарии тут излишни: очевидно, что для тех, кому нужно работать трудно, долго и далеко, это серьезный аргумент…

15092016_0_4.jpg

Шесть секций гидрораспределителя могут управляться как по времени, так и по расходу. Цветная маркировка не даст спутать выключатель в кабине

Кстати о кабине: ею сейчас оснащаются и колесные Versatile. И это не просто обновленная четырехстоечная кабина — это кабинища объемом 5 тыс. л, самая большая в тракторном царстве. В ней комфортно расположится и без устали проведет всю рабочую смену человек любых габаритов. Здесь все простенько, но по делу. Регулируемый руль, на рулевой колонке под ним — приборная панель, на которой соседствуют одометр и спидометр с небольшим дисплейчиком между ними. 

 
Сбоку на подлокотнике разместился еще один цифровой экран диагональю 7 дюймов, однако с разочарованием констатируем: он не отображает ничего, кроме информации о работе секций гидрораспределителя, поэтому интересующие вас общетракторные сведения о расходе топлива, моточасах и прочем придется выуживать промеж аналоговых приборов при помощи кнопок на панели, благо обзор цифрового дисплея рулем не заслоняется. Все органы управления трактором сосредоточены на подлокотнике, в лаконичности которого Versatile не откажешь. Никаких нагромождений и усложнений, все весьма удобно — джойстик коробки передач с кнопками ручного переключения скоростей, справа от него клавиши управления секциями гидрораспределителя, ближе к месту дислокации локтя — рычаг газа и различные необходимые кнопки, от включения света до круиз- контроля. Под мягкой откидной крышкой прячутся кнопки для автоматического управления трактором на разворотной полосе.

15092016_0_5.jpg

Versatile 460DT номинальной мощностью 435 л. с. на четырех гусеницах может долго бороздить бескрайние поля, имея на борту 1800‑литровый топливный бак

Почему в новой кабине Versatile устаешь меньше? Тут есть все аксессуары, необходимые для создания «тракторного комфорта»: кондиционер, солнцезащитные шторки на переднем и заднем стеклах, прекрасный обзор как спереди и по сторонам, благодаря огромной площади остекления и относительно узким стойкам, так и сзади, на орудие, уже благодаря «куцему» из-за упомянутых компоновочных соображений заду. Ночью не придется ломать глаза: по четыре кварц-галогеновых фары спереди и сзади, установленных под крышей кабины, вместе с основным освещением превратят четырех «гусениц» в «светлячков», уверенно освещающих необходимую площадь вокруг. Если похолодает, дефлекторы воздуховодов, расположенные по периметру всей кабины, быстро обеспечат теплом (а когда нужно, то и прохладой), дополнительно установленное же рядом с панелью управления кондиционером радио не даст заскучать. Кроме того, очень удобное подрессоренное кресло с возможностью различных регулировок будет оберегать седока от колебаний кузова, которые дошли до кабины.

15092016_0_6.jpg

Многофункциональный подлокотник прост и опрятен. Человек, который никогда не сидел в кабине Versatile, быстро проникнется его возможностями

15092016_0_7.jpg

Гвоздь и изюминка Delta Track — гусеничный движитель с поднятым ведущим колесом с гребневым зацеплением, двумя направляющими колесами и подвижной кареткой с четырьмя роликами, «приговоренный» к золоту AGROSALON‑2016

Правда, сама она не подрессорена — недоработка?! — ведь если взглянуть на конкурента в лице Case, то его новые машины имеют навороченную четырехточечную подвеску кабины с гидравлическими амортизаторами и пружинно-торсионным подрессориванием! Это все, конечно, хорошо, но инженеры Versatile, будто спев известные строчки «нам туда не надо», пошли своим путем, решая проблемы подрессоривания на уровне движителя, о конструкции которого и пришло время поговорить более подробно.

15092016_0_8.jpg

Так вот, ключевой особенностью конструкции гусеницы Versatile/Camoplast является схема установки опорных катков. Обрезиненные катки устанавливаются на каретке, которая, в свою очередь, шарнирно крепится к остову трактора и способна качаться как в продольной, так и в поперечной плоскости. Таким образом сглаживаются все неровности пути, а пятно контакта сохраняет более менее постоянную площадь за счет работы каретки, «обтекающей» неровности. Однако знатоки, взглянув на каретку Versatile, отметят, что здесь всего четыре опорных катка против шести у Quadtrac, а большее их число, по идее, должно способствовать лучшему распределению веса трактора по внутренней поверхности гусеницы. Но, что важно, шестиколесная каретка, хоть и может перемещаться относительно остова трактора, сама по себе абсолютно жесткая, а ее катки всегда лежат в одной плоскости, поэтому когда катки на одном краю каретки попадают на большую неровность, противоположные либо взлетают в воздух, разгружаясь, либо, наоборот, принимают всю нагрузку каретки на себя.

Понятно, что глотать кочки такая конструкция просто не в состоянии, вот и получается, что шасси Versatile с точки зрения проходимости и, самое главное, уплотнения почвы должно вести себя лучше. Однако не менее важно, что такая конструкция гусениц позволяет сэкономить на подвеске кабины, не экономя на здоровье водителя. Мы убедились в этом, двигаясь как вдоль, так и поперек пахоты: машина буквально скользила по полю, и с комфортом можно было сидеть даже на дополнительном месте — никакой тряски не ощущалось в принципе.

15092016_0_9.jpg

Сзади лишь маятниковый тяговый брус с 51‑миллиметровым шкворнем. Опционально можно установить механизм навески и ВОМ

Ощущение превосходной плавности хода Delta Track обострилось еще и на фоне того, что перед этим нам пришлось поработать на колесном Versatile 2425, который по соседству занимался культивацией. На этом не желающем вымирать «мамонте» с наработкой более 11 тыс. моточасов вибрации от «гребенки» поля активно достигают пятой точки водителя, и подрессоренное кресло спасает от них лишь немного. А вот на гусеничном Versatile ударные нагрузки не приходят на остов трактора напрямую опять же из-за конструкции каретки, не имеющей того самого центрального опорного катка, который мог бы организовывать этот вредный процесс. Подвижная конструкция каретки отыгрывает удары через себя, как через двуплечий рычаг, обратно в землю, раз за разом гася возникающие колебания за счет гистерезисных свойств резиновых элементов конструкции.

15092016_0_10.jpg

Просторная, удобная и, что немаловажно, тихая кабина станет достойным рабочим местом тракториста

Наш трактор был оборудован стандартными гусеницами шириной 762 мм, которые обеспечивают суммарную площадь контакта в номинале 5,6 м2 и удельное давление на грунт 0,5 кг/см2. Опциональные 914‑миллиметровые ленты увеличивают контактную площадь до 6,65 м2 и снижают давление до 0,42 кг/см2. Даже со штатными гусеницами при полной массе почти 28 т эта махина обеспечена сцепным весом с запасом, а грамотная развесовка дает возможность не вспоминать о балластировке. В базовой комплектации сзади тут есть маятниковый тяговый брус с диаметром шкворня 54 мм. Если у кого-то вдруг уже имеются агрегаты со сцепкой, требующей механизма навески, то опционально трактор можно «зарядить» трехточечным навесным устройством категории IVN с грузоподъемностью 5670 кг. Вал отбора мощности 1000 мин–1 — тоже вещь опциональная. Ни того, ни другого наш саратовский гусенечник не имел за ненадобностью. А вот секций гидрораспределителя тут шесть, из которых четыре базовые и две дополнительные. Опциональный гидронасос обеспечивает расход до 400 л/мин при давлении 200 бар (стандартный — 200 л/мин). Секции гидрораспределителя с электрогидравлическим управлением имеют возможность регулировки как по времени, так и по расходу.

Дополнительные подробности
- Кабина настолько большая, что для попадания в нее придется, стоя на лестнице, отклониться назад, чтобы створка двери свободно распахнулась.
- Дополнительные комфорт и маневренность обеспечиваются углом складывания рамы 33° в продольной плоскости с углом качания 12° в поперечной плоскости.
- На машине установлен дисплей CFX‑750 системы параллельного вождения от Trimble. При желании можно установить систему автовождения.
- Машина имела наработку всего 100 моточасов, когда перестал заводиться двигатель. Неприятное событие в разгар посевной, но дилер решил проблему быстро, в течение суток заменив «мозги» управляющей платы. Конечно, этот отказ можно пока списать на «детские болезни»; главное, чтобы по прошествии 1 года (срок гарантии, который дает Ростсельмаш на своих «красных коней») такие болячки не пошли валом.

Итак: подобравшись вплотную к конкурентам, Versatile Delta Track, сам того не желая, мимикрирует под основного своего оппонента и цветом, и формами. Но ему есть что противопоставить — в загашнике у него целый ряд козырей: супервместительный топливный бак и такая же кабина, а отсутствие ее подвески делает трактор проще и вместе с этим дешевле. Новомодное шасси нежнее опирается на почву, оставляя за собой не столь плотный след, и при этом уберегает тракториста от вибраций. Нельзя не сказать и о главном факторе — цене 400 тысяч долларов, которая заставит парней из CNH и John Deere кусать локти.

Текст и фото:
Михаил Дмитриев