МУЛЬЧЕР ТЛП-4М-038А «СИБИРЬ-ТЕХНИКА»

Деятельность человека предполагает постоянную взаимосвязь с природой и ее ресурсами. Благодаря природе xеловечество имеет все то, что нас сейчас окружает. Если бы человек не появился на земле и не вел свою деятельность, то большая часть плодородной поверхности земли была бы похожа на джунгли. Именно поэтому Нам нужно постоянно поддерживать баланс между своим существованием и царством природы.  

ТЕХНИКА БОРРЕЛЯ

ЛЕСНОЙ БРАДОБРЕЙ

В частности, наиболее частая сфера регулирования этого баланса — борьба с распространением древесно-кустарниковой растительности. Приведем пару простых примеров. Земли, которые использовались для выращивания сельхозкультур, спустя несколько лет без обработки покрываются молодыми деревьями и кустарниками, которые уже не позволят вновь их обработать классическими способами. А, например, линии электропередач (ЛЭП), которые проходят через леса, должны иметь защитную очищенную полосу, потому что деревья, расположенные слишком близко, могут вызвать повреждение силовых кабелей, в результате чего населенные пункты и предприятия останутся без электричества.

Именно поэтому для расчистки территорий от нежелательной растительности человек постоянно прибегает к различным способам и инструментам. Самый первый способ — ручной труд, очень эффективный, но малопроизводительный и требующий огромного количества рабочих. Второй способ — это механизированная расчистка при помощи специальных приспособлений и машин. Он гораздо эффективнее ручного труда, ведь некоторые машины заменяют десятки людей. В этом случае преимущество имеют машины, которые комбинируют разные операции, заменяя тем самым несколько машин, что, безусловно, приводит к экономии денег и времени. Вот почему одни из наиболее высокоэффективных и производительных машин по расчистке древесно-кустарниковой растительности — мульчеры: они не только спиливают деревья и кустарники, но и измельчают их в щепки, так что не нужно беспокоиться об утилизации или вывозе с места работ веток и стволов деревьев.

фото 2А.JPG 

ГДЕ СПРОС, ТАМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Мульчеры бывают навесные и самоходные. Навесные более универсальны, потому что навешиваются на тракторы, а самоходные оснащены собственной энергетической установкой, которая не только приводит в действие рабочие органы, но и способна передвигаться в достаточно сложных условиях. До недавнего времени на рынке подобных машин присутствовали только иностранные производители, но не так давно стали появляться и отечественные, которые предлагают достаточно производительные, надежные и конкурентоспособные машины. Как раз об одной из таких мы и расскажем. Завод «Сибирь-Техника», расположенный в Барнауле, уже много лет занимается производством специальной техники на гусеничном ходу, в том числе трелевочных тракторов, самоходных буровых установок, передвижных сварочных агрегатов и прочих машин. На заводе имеется штат опытных конструкторов и технологов, благодаря которым разрабатываются и внедряются в производство новые машины, а также модернизируются ранее выпускавшиеся. Возникший спрос и отсутствие предложений российских производителей подтолкнули завод к производству совершенно нового для него продукта — самоходной лесосечной машины, или мульчера. Сегодня именно эта машина является самой востребованной продукцией предприятия и уже работает во всех частях нашей страны. Так что же в ней особенного и что она собой представляет? Давайте разберемся. 

ЭКСТЕРЬЕР

Самоходный мульчер ТЛП-4М-038А — профессиональный и наиболее доступный, по сравнению с импортными аналогами, инструмент для расчистки территорий от древесно-кустарниковой растительности. Основное назначение этой машины — сплошное измельчение кустарниковой и древесной растительности на открытых территориях, в частности на заросших сельскохозяйственных полях, полосах отчуждения дорог, в местах пролегания ЛЭП, газопроводов и нефтепроводов, при зачистке лесных делянок после вырубки леса, а также ликвидации порубочных остатков. Основные составляющие данной машины — это самоходное энергетическое средство и навешиваемое на него рабочее оборудование — мульчерная головка. Энергетическое средство представляет собой гусеничную машину повышенной проходимости, которая оснащена всеми необходимыми системами для работы с мульчерной головкой. В основе машины—цельносварная рама, к которой крепятся все узлы и детали. Она выполнена в форме лодки и в нижней части полностью закрыта толстым слоем металла, благодаря чему машина не боится передвижения по пересеченной местности с пнями и поваленными деревьями, а при перемещении по глубокой и топкой грязи «проползает» по поверхности, не опасаясь набрать грунт во внутренние полости. 

ПОДКАПОТНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Сердце машины, приводящее ее в движение, — 8-цилиндровый турбированный дизельный двигатель Ярославского моторного завода ЯМЗ-238Д-18 номинальной мощностью 330 л. с. Он выдает максимальный крутящий момент 1225 Н∙м при частоте вращения коленчатого вала 1200–1400 об/мин. Двигатель не имеет механической связи не только с главным рабочим органом — мульчерной головкой, но и с ходовой частью машины. Отбор мощности с двигателя происходит при помощи редуктора, который крепится на него со стороны маховика. Редуктор распределяет механическую энергию двигателя на блоки двух аксиально-плунжерных гидравлических насосов для передачи мощности на мульчерную головку и гидро статическую трансмиссию. Также от редуктора приводится шестеренный гидронасос-тандем, одна из секций которого используется для работы гидросистем навески и управления мульчерной головкой, а другая задействована для гидросистемы управления тормозами заднего моста. 

Для удобства очистки радиаторов моторной установки от пыли и мусора крайний масляный радиатор может откидываться назад, открывая тем самым доступ к внутренним секциям. Также для продувки радиаторов и воздушных фильтров и очистки подкапотного пространства машина может оснащаться пневматическим компрессором, ресивером и пневмовыводом для присоединения продувочного пистолета.

МОСКИТНЫЕ ОПЦИИ

Опционально может быть установлен реверсивный вентилятор с поворотными лопастями. При забивании москитной сетки на решетке радиаторов или сердцевины радиаторов лопасти вентилятора через заданное время автоматически разворачиваются и создают обратный (реверсивный) поток воздуха, который выдувает скопившийся мусор. Поворот лопаток вентилятора осуществляется от пневмокомпрессора, соединенного с вентилятором резиновым рукавом. Включить реверс вентилятора можно и вручную — нажатием кнопки на щитке приборов. Основное управление реверсом — автоматическое, от встроенного таймера. По умолчанию установлено автоматическое включение на реверс через каждые 30 минут, время работы на реверсе — 30 секунд, после чего компрессор отключается, а встроенные в вентилятор пружины возвращают лопасти в исходное состояние. Если потребуется, время между включениями реверса вентилятора можно менять в интервале от 5 до 90 минут. Запас топлива для работы машины содержится в баке емкостью 330 л, расположенном в раме под кабиной, а заправочная горловина для удобства заправки выведена справа, за гидравлическим баком, и закрыта дверцей облицовки.

фото 10.JPG

ЧТО ПО СКОРОСТЯМ?

В трансмиссии машины применена механическая коробка передач, и передач в ней всего две: рабочая и транспортная. На рабочей передаче производятся работы, требующие малой скорости движения, например с мульчером, а также с бульдозером и навесным плугом. Скорость при этом изменяется от 0 до 8 км/ч.

В случае если машина применяется на транспортных работах или с орудиями, требующими более высоких рабочих скоростей, при небольшом тяговом усилии используется транспортная передача. При этом максимальная скорость достигает 15 км/ч. Из-за того что во время выполнения работ не требуется часто переключать передачи, механизм переключения по умолчанию смонтирован прямо на коробке передач. Но если необходимо осуществлять частые переключения, машина может оснащаться дистанционным управлением коробки передач, при этом в кабине оператора появится дополнительный рычаг.

Как уже говорилось, машина оснащена гидростатической трансмиссией, благодаря чему изменение скорости и направления движения происходит бесступенчато, что очень важно при работе с мульчерной головкой. Для управления гидростатической трансмиссией в кабине под левой рукой оператора предусмотрен джойстик. Чтобы избежать его случайного отклонения, джойстик имеет фиксацию в нейтральном положении. Фиксация отключается нажатием кнопки, расположенной в верхней части джойстика. При его перемещении вперед или назад машина соответствующим образом меняет направление движения, с увеличением наклона джойстика скорость бесступенчато возрастает, для остановки машины джойстик следует вернуть в нейтральное положение.

Помимо механического переключения передач, имеется возможность переключения повышенной и пониженной передач за счет ступенчатого переключения рабочего объема гидромотора, отвечающего за движение машины. Происходит это при помощи клавиши, которая расположена рядом с джойстиком гидростатической трансмиссии. При нажиме на эту клавишу осуществляется переключение рабочего объема гидромотора с большого на малый и обратно. Гидромотор на большом рабочем объеме реализует максимальный крутящий момент, но имеет меньшую скорость вращения, на малом объеме — наоборот.

ОПОРНЫЕ ПУНКТЫ

Задний мост машины состоит из сдвоенного одноступенчатого планетарного механизма поворота с ведомой конической шестерней главной передачи, тормозов планетарного механизма, остановочных тормозов и механизмов управления тормозами. В качестве исполнительного механизма управления машиной на ней применены сухие ленточные тормоза плавающего типа. Управление поворотами машины осуществляется при помощи двух рычагов. Если необходимо плавно повернуть машину, то достаточно немного потянуть на себя соответствующий рычаг. Если нужно совершить резкий поворот, то рычаг необходимо вытянуть до упора. В таком случае одна из гусениц заблокируется полностью и машина совершит разворот на месте. Несмотря на то что управление производится рычагами, работать с ними достаточно легко и оператор не переутомляется в течение рабочей смены. Все дело в том, что в приводе механизмов управления установлены гидравлические усилители, которые и берут всю нагрузку на себя.

Имеется также и педаль тормоза, при нажиме на которую происходит одновременное затормаживание обеих гусениц. Кстати, отдельного стояночного тормоза на машине нет. Удержание ее во время стоянки осуществляется путем блокирования педали тормоза в нажатом положении за счет специального механизма. 

фото 4.JPG 

ДВИЖИТЕЛЬ И ГУСЯНКА 

Гусеничная ходовая система машины состоит из рычажно-балансирной подвески с пятью опорными катками, направляющего колеса с механизмом натяжения и амортизации (на каждый борт) и гусеничной ленты. Передние рычаги подвески шарнирно соединяются с рамой и имеют по три опорных катка, соединенных балансирно, что обеспечивает машине высокую нагрузочную способность передней навесной системы. Задние рычаги подвески имеют по два балансирно соединенных опорных катка, и соединение их с рамой подрессорено с помощью пружин, что повышает плавность хода машины. Натяжение гусеницы осуществляется направляющим колесом с амортизационно-натяжным механизмом винтового типа. 

Такая схема ходовой системы в совокупности с высоким дорожным просветом (537 мм) позволяет машине эффективно двигаться по пересеченной местности, по поваленным деревьям в лесу, имея полный контакт с опорной поверхностью и обеспечивая высокую проходимость и плавность хода. 

На машине может применяться гусеница с металлическими звеньями шириной 500, 550 и 600 мм, последняя имеет асимметричное строение. Кроме того, по заказу возможно оснащение «асфальтоходной» гусеницей с полиуретановыми накладками, которые формуются на металлические звенья гусеничных лент и при движении не повреждают дорожное покрытие, а также снижают шум и вибрации от ходовой системы. 

Для навешивания мульчерной головки и работы с ней на машине установлена передняя навеска, подъем и опускание которой осуществляются двумя гидравлическими цилиндрами. Рычаги нижних тяг, к которым присоединяется рамка крепления мульчера, имеют дополнительную свободу перемещения по вертикали, что дает возможность мульчеру приспосабливаться к поперечным неровностям рельефа местности в процессе работы. Средняя тяга передней навески представляет собой гидравлический цилиндр, благодаря которому изменяется наклон мульчерной головки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНАЯ НАГРУЗКА

Помимо мульчерной головки, на переднюю навеску машины может быть установлен прямой бульдозерный отвал, клин-бульдозер или фрезерно-роторный снегоочиститель. На этом возможности машины не заканчиваются, так как сзади на ней установлена трехточечная навеска, благодаря которой машину можно эксплуатировать и с навесными почвообрабатывающими орудиями, например с лесным плугом ПКЛ-70. По присоединительным параметрам задняя навеска унифицирована с навесной системой сельскохозяйственных тракторов тяговых классов 3 и 4.

Управление передней навеской и механизмами мульчерной головки реализовано при помощи джойстика под правой рукой оператора. Перемещение джойстика вперед и назад приводит к изменению высоты передней навески, а поперечное изменяет наклон мульчера. Открывание и закрывание капота мульчерной головки, наклон рамки-толкателя, а также включение плавающего положения передней навески осуществляются нажатием соответствующих кнопок, расположенных на ручке того же джойстика.

ИНТЕРЬЕР

Для комфортной работы оператора на машине применена одноместная кабина. Она выполнена в виде капсулы и оснащена встроенным каркасом безопасности, поэтому оператор при работе может не опасаться случайно упавшего на него дерева. Несмотря на то что кабина расположена не по центру, а слева, с рабочего места имеется неплохой круговой обзор за счет остекления по периметру. А для того чтобы случайная ветка не разбила лобовое стекло, на нем установлена защитная металлическая решетка. Во время работы оператор чувствует себя комфортно при любых погодных условиях за бортом, поскольку кабина имеет хорошую шумовиброзащиту, оснащена системой вентиляции, отопления и кондиционирования. Помимо того, что в кабине имеется печка, которая работает от системы охлаждения двигателя, в ней также установлен автономный отопитель, способный согревать внутреннее пространство даже с заглушенным двигателем. 

Стоит отметить и то, что машина оснащена камерами видеонаблюдения. Одна расположена на кабине и наблюдает за рабочим процессом, вторая—на капоте сзади, третья—в кабине, она наблюдает за оператором. «А зачем наблюдать за оператором?»— спросите вы. Дело в том, что самоходный мульчер — дорогая машина, требующая ответственного управления, и от действий оператора зависит многое. Поэтому, чтобы впоследствии разрешать возникающие вопросы по ее эксплуатации, все действия оператора фиксируются на камеру и сохраняются на сервере компании, как и изображения с двух других камер.  

ВАЖНО!

Немаловажным фактом является и то, что машина оснащается системой автоматического пожаротушения «ССПБ-ТУНГУС». Эта система предназначена для защиты моторной установки, гидронасосов и отсека, где расположены топливный и масляный баки. Устройство может работать как в автоматическом режиме, так и с ручным управлением. По умолчанию система работает в автоматическом режиме, и при возникновении возгорания и нагреве теплового датчика до 180° происходит ее запуск. Действующее вещество — порошок, он подается по рукавам высокого давления к месту возгорания и распыляется при помощи форсунок-распылителей. Если же возгорание было обнаружено еще до автоматического срабатывания системы, то ее можно активировать вручную с блока управления в кабине или кнопкой, расположенной снаружи машины, в правой ее части.

ОРУДИЕ БАРБЕРА

Конечно же, главным рабочим инструментом машины является мульчерная головка, которая, благодаря вращающемуся ротору, срезает и измельчает деревья и кустарники. На выбор машина может комплектоваться мульчерными головками двух производителей: UM‑Forest 220H от российской компании Ural Machine и MIDIFORST dt от итальянской компании SEPPI M.  

Ширина захвата мульчерных головок подбирается в зависимости от густоты и диаметра срезаемой и измельчаемой древесно-кустарниковой растительности, но обычно составляет 2 м. Диаметр стволов срезаемых деревьев может достигать 300–400 мм.

Мульчерные головки в передней части имеют капот, который может открываться и закрываться при помощи гидравлики. Его основная роль заключается в изменении фракции измельчения древесины. Например, при движении задним ходом и измельчении уже спиленных деревьев при закрытом капоте будет достигаться минимальная фракция измельчения. Когда происходит спиливание деревьев и кустарников, капот, наоборот, полностью поднимается, открывая ротор.

Кроме этого, на мульчерных головках установлена рамка-толкатель, которая препятствует падению деревьев в сторону машины, а также помогает при валке кустов и деревьев, наклоняя их вперед по ходу движения.

Высота среза может изменяться и регулируется при помощи опорных салазок. 

Привод рабочего органа мульчерной головки осуществляется за счет гидравлического привода с двумя гидромоторами переменного рабочего объема. Благодаря этому они в автоматическом режиме приспосабливаются к переменным нагрузкам на роторе мульчера.

Итак: познакомившись с машиной ближе, можно сделать вывод, что самоходный мульчер ТЛП-4М-038А имеет надежную и простую конструкцию, которая позволяет выполнять заданный объем работ, а наличие и доступность запасных частей позволят избежать длительного простоя в случае поломки. Кроме того, адаптированная к тяжелым условиям ходовая система дает возможность выполнять работы в тех местах, где другая аналогичная техника не сможет это сделать. Таким образом, данный мульчер действительно является одним из лучших на сегодняшний день среди подобных машин не только российского, но и иностранного производства.