Квадрокультурист - Трактор Case IH Quadtrac

Прошло то время, когда на четырехгусеничного красного исполина производства Case IH показывали пальцем и без устали восхищались его способностями. Да, уже 20 лет как Quadtrac, фактически являясь образцом энергонасыщенного трактора, воспаляет умы инженеров фирм-конкурентов, только недавно сумевших создать аналогичные машины. Однако и сам законодатель моды тоже не стоит на месте, и ему, похоже, есть что противопоставить еще не оперившимся новичкам…

Сейчас Quadtrac’у наступают на пятки со всех сторон. Вот и мóлодца John Deere серии 9 RX, о котором мы рассказывали в выпуске Agroreport № 2/2016, в рекламно-агитационных видеороликах в Интернете сравнивают с дедушкой Case. Понятно, что производители новых «кватро-траков», создавая конкурентоспособную машину, обязаны максимально учесть то, что было сделано до них, и предложить продукт, который если не превосходит по своим качествам уже имеющиеся на рынке модели, то как минимум находится на их уровне. А поскольку Quadtrac за столь продолжительное время своего существования пережил несколько модернизаций, в ходе которых происходило устранение недостатков и совершенствование конструкции, то более надежного нивелировочного уровня производителям просто не найти. Вот и пытаются все прыгнуть выше весьма высоко поднятой планки. В определенной мере это удается и John Deere, и Versatile, и New Holland, но ведь им еще нужно заслужить свое место под солнцем покупательского интереса, которое Quadtrac уже давно прочно занял и терять не собирается.

За свою бытность Quadtrac пережил «трансплантацию сердца», сменив 14,9-литровый Cummins QSX15 на 12,9-литровый Cursor 13 от FPT (Fiat Powertrain Technologies). Сопутствующие этому внешние изменения не преминули произойти: односекционный капот двигателя немного раздался вширь и приобрел покатые черты, выхлопная труба переехала с правой стороны на левую. По этим признакам отличить новый Quadtrac от старого можно даже издали. Но главное, реализованная в новом моторе система турбонаддува обеспечивает крутящий момент на уровне 2374 Н·м, и это на Quadtrac 500, который попал на наше обозрение. А на более старших моделях 550 и 600 за счет двухступенчатой системы турбонаддува с этого же самого двигателя снимается бóльшая мощность, и крутящий момент, соответственно, возрастает еще на 300–400 Н·м! Номинальная мощность нашего Case составляет 508 л. с., причем автоматическая система управления мощностью APM (Automatic Power Management) при работе с нагрузкой на крюке может поднять эту границу до 548 л. с. Максимальная же мощность составляет 558 л. с. Одним словом, «дури» на новом «квадратике» достаточно.

16092016_4_1.jpg

Шарнирное сочленение полурам с углом складывания 38° позволяет обеспечить радиус поворота центра масс на уровне 5,7 м без сдвига пластов земли

16092016_4_3.jpg

Тяговый брус с диаметром шкворня 51 мм. Навесное устройство и ВОМ устанавливаются опционально. Также тут может быть до 8 секций гидрораспределителя

А вот узел, навевающий основную ассоциацию с Case Quadtrac, — гусеничный движитель — оказался более консервативным, не претерпев никаких существенных изменений с момента своего создания. Его гребневой тип зацепления предполагает перематывание резиноармированной гусеницы цельнолитым поднятым вверх ведущим колесом сразу за восемь завулканизированных металлических гребней. Внизу по бокам установлены направляющие колеса, которые одновременно являются и опорными. При этом к переднему по ходу движения колесу еще прилажен механизм натяжения и амортизации, предназначенный для натяжения гусеницы и гашения колебаний при наезде на препятствие. Посередине располагается каретка с шестью обрезиненными опорными катками, которая через небольшие резиновые демпферы крепится к остову трактора. Несмотря на потуги внедрения в конструкцию шасси резиновых элементов, подвеска все же остается жесткой, и львиная доля ударов передается на остов трактора напрямую. Естественно, это неблагоприятно сказывается на утомляемости водителя, и Case после долгих лет жалоб операторов внял им, реализовав в последнем обновлении своей машины опционально устанавливаемую подвеску кабины.

16092016_4_2.jpg

Это вывело Quadtrac на другой, совершенно иной качественный уровень — теперь можно спокойно двигаться поперек пашни: стука зубов и скрежета позвонков из-за вибрации остова трактора, как раньше, уже не слышно, колебания и удары тонут в гидравлических демпферах подвески кабины.

16092016_4_4.jpg

Приборная панель на стойке кабины, кресло с возможностью поворота на 40° вправо, эргономичный многофункциональный подлокотник, климат-контроль, великолепная обзорность… Кажется, этот список можно продолжать еще долго

Среди трактористов, опробовавших в действии механическую коробку первого Quadtrac, пускай и с переключением передач под нагрузкой, очень скоро стали слышны голоса тех, кто просил автоматизировать процесс переключения. Так коробка Quadtrac, оставшись верной концепции, разработанной еще под первые колесные машины серии Steiger (16 хорошо подобранных передаточных чисел передач переднего хода и два заднего), получила автоматическое переключение, алгоритмы которого, вместе с конструкцией самой трансмиссии, неоднократно совершенствовались. И надо отметить, что механизаторы, работающие на тракторе с обновленной коробкой, в унисон хвалят ставшее более мягким переключение передач. Кстати, интервалы переда- точных чисел коробки разделены так, что в основном рабочем диапазоне скоростей от 4 до 12 км/ч находится девять передаточных чисел; такая разбивка, вместе с автоматическим переключением, позволяет оптимально нагружать двигатель и, следовательно, минимизировать расход топлива.

16092016_4_5.jpg

Каждая гусеница может отклоняться вверх и вниз на 10° независимо друг от друга. Кроме того, центральный шарнир сглаживает боковые перепады высоты до 13°

16092016_4_6.jpg

В кабине просторно и удобно. Здесь тоже происходили изменения, но они не столь заметны. В правой передней стойке попрежнему сосредоточены приборы со всей возможной информацией о тракторе. Многофункциональный подлокотник объединил в себе все функции машины, позволяя перейти от изменения оборотов двигателя к управлению гидравликой, не меняя положения локтя. Хочется отметить сиденье на пневмоподвеске с возможностью поворота вправо на 40о — не надо лишний раз напрягать шею, осматривая орудие. Трактор штатно оборудован GPS-системой c возможностью автоматического управления.

16092016_4_7.jpg

Гусеничный движитель от Case, ставший в каком-то смысле классикой, без подрессоривания кабины не способен обеспечить трактористу должный комфорт

Каков тут вид сзади? По мере «взросления» Quadtrac увеличивал возможности своей гидравлики, «дорастив» количество опционально устанавливаемых секций гидрораспределителя до восьми штук. В базовой комплектации их всего четыре. Подачу рабочей жидкости обеспечивает аксиальнопоршневой насос с максимальной производительностью 159 л/мин при давлении 210 бар, а если дополнительно установить опциональный насос, то суммарный расход вырастет до 216/428 л/мин — такие цифры удовлетворят любую самую требовательную агрегатируемую технику. Штатно машина оснащается только прицепным устройством: тяговый брус с диаметром шкворня 51 мм. Навесное устройство категории IVN грузоподъемностью около 9 т и вал отбора мощности 1000 об/мин устанавливаются опционально.

Итак: с точки зрения шасси Case Quadtrac остался практически неизменным. Опорная площадь четырех его стандартных гусениц 5,5 м2 (при ширине 762 мм) обеспечивает удельное давление на грунт на уровне 0,4 кг/см2. Вот только его жесткая подвеска — главный фактор, неблагоприятно влияющий на уплотнение почвы и заставляющий при этом использовать подрессоренную кабину, чтобы обеспечивать комфорт тракториста. По всем остальным статьям Case весьма неплохо смотрится на фоне конкурентов. Ну а кто будет впереди — опытный и авторитетный Quadtrac или молодые и небезосновательно амбициозные четырехгусеничные машины других фирм, — покажет время.

Текст и фото:
Михаил Дмитриев