Гусеничный трактор «Фермер» РБ-2103

В былые времена в сельском хозяйстве активно применялись гусеничные тракторы. Мало того, к выполнению некоторых операций колесные тракторы просто не допускались! И это было сделано не зря, ведь гусеничные тракторы гораздо бережнее относятся к почве, не переуплотняют и не разрушают ее структуру в отличие от колесных. Со временем производителей гусеничных тракторов практически не осталось, а перечень выпускаемых моделей свелся к считаным единицам.

Ход елочкой

В последнее время интерес к гусеничным тракторам снова стал расти. Но современные реалии ведения сельского хозяйства требуют более универсальной и удобной машины, чем морально устаревшие конструкции тракторов, разработанных в Советском Союзе. Зарубежные производители сельскохозяйственной техники предлагают подобные модели, но их стоимость слишком высока для небольших и средних хозяйств, поэтому позволить себе такой трактор способен далеко не каждый.

Один из наиболее доступных и довольно интересных вариантов подобных тракторов — гусеничный трактор «Беларус» 2103, и именно о нем мы и расскажем в этой статье. Но для начала — немного предыстории. Примерно десять лет назад Минский тракторный завод выпустил новый трактор, который кардинально отличался от всех ранее производившихся на МТЗ, — это был гусеничный трактор, получивший название «Беларус» 2103. Его конструкция была максимально унифицирована с колесными тракторами, выпускаемыми заводом, благодаря чему удалось добиться относительно невысокой стоимости и хорошей ремонтопригодности. Серийное производство было передано на Мозырский машиностроительный завод, где этот трактор производится и по сей день.

Для того чтобы сделать «Беларус» 2103 более доступным для аграриев России, в декабре 2021 года было подписано соглашение между Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан и Минским тракторным заводом, согласно которому с 2022 года МТЗ обеспечит поставку машинокомплектов гусеничных тракторов «Беларус» 2103 в общем количестве до 100 единиц ежегодно. Техника, собранная на башкирском предприятии, будет реализовываться аграриям Башкортостана и регионов Российской Федерации.

Теперь трактор, собранный на территории России, получит паспорт самоходной машины (ПСМ) российского производства и новое обозначение: «Фермер» РБ-2103. Первые образцы уже собраны и проходят испытания. С одним из них нам удалось познакомиться во время демонстрационного показа в одном из хозяйств.

Но давайте обо всем по порядку. «Фермер» РБ-2103 — гусеничный трактор 4 тягового класса, предназначенный для выполнения различных сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными агрегатами с диапазоном тяговых сопротивлений от 30 до 40 кН.

Вот интересно, чей «конь» появился раньше?


Вот интересно, чей «конь» появился раньше? Вот интересно, чей «конь» появился раньше?


Гусеничный трактор 4 тягового класса, предназначенный для выполнения различных сельскохозяйственных работ с навесным, полунавесным и прицепным оборудованием

Гусеничный трактор 4 тягового класса, предназначенный для выполнения различных сельскохозяйственных работ с навесным, полунавесным и прицепным оборудованием

В качестве силовой установки на тракторе установлен 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель Д-260.4 S2 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Он имеет рабочий объем 7,1 л и развивает номинальную мощность 212 л. с. и максимальный крутящий момент 900 Нм. Для облегчения пуска двигателя при отрицательных температурах на нем установлены свечи накаливания. Суммарный объем двух топливных баков — 380 л. На тракторе применено сухое фрикционное двухдисковое сцепление постоянно замкнутого типа, управляемое при помощи гидропривода.

Коробка передач — гидромеханическая ступенчатая с шестернями постоянного зацепления, она обеспечивает четыре диапазона переднего хода и два заднего. Переключение четырех передач внутри каждого диапазона производится с помощью фрикционных муфт без разрыва потока мощности.

Общее количество передач трактора для движения — 16 вперед и 8 назад. При этом переключение двух диапазонов переднего и одного заднего хода производится рычагом, а передачи внутри каждого диапазона переключаются с пульта при помощи небольшого рычага. Переключение пониженных и повышенных передач каждого диапазона осуществляется с кнопки, расположенной на том же пульте справа.

Индикации номера включенной передачи, а также сигналы диагностических сообщений передаются на светодиодное табло, установленное справа от щитка приборов. По отдельному заказу трактор может комплектоваться полностью механической коробкой передач. Скорость движения вперед регулируется в диапазоне от 3 до 26 км/ч назад — от 4 до 14 км/ч.

Механизм поворота трактора — дифференциального типа с бесступенчатым изменением радиуса поворота. Управление поворотом осуществляется при помощи гидромотора, питающегося от гидросистемы гидростатической передачи, производительность и направление которой как раз регулируются поворотом рулевого колеса. При работающем двигателе и нахождении рычага переключения диапазонов в нейтральном положении при повороте рулевого колеса происходит разворот трактора на месте, при этом одна гусеница вращается в одном, а вторая — в противоположном направлении. При этом достигается минимальный радиус поворота 3,1 м. С целью предотвращения случайного поворота трактора при воздействии на рулевое колесо оно оборудовано блокировкой, управляемой при помощи рукоятки, расположенной слева на панели в кабине.

У вала отбора мощности (ВОМ) есть стандартный режим работы, при котором достигаются обороты хвостовика 540 и 1000 об/мин, и дополнительный (750 и 1400 об/мин). Включение ВОМ осуществляется многодисковой фрикционной муфтой.

Разворот трактора осуществляется благодаря рулевому колесу. Причем одна гусеница вращается, а вторая остается на месте

Разворот трактора осуществляется благодаря рулевому колесу. Причем одна гусеница вращается, а вторая остается на месте

Ходовая система состоит из гусеничного движителя и подвески. Гусеничный движитель, в свою очередь, состоит из двух гусениц, двух ведущих колес, четырех поддерживающих и 20 опорных катков, двух механизмов натяжения и двух направляющих колес.

Подвеска трактора — торсионная, балансирная, включает в себя по две двухбалансирные и по одной однобалансирной каретке с торсионами на каждый борт. Для гашения колебаний и обеспечения более плавного хода на двухбалансирных каретках установлено по одному гидроамортизатору.

Направляющее колесо — двойное, оно перекатывается по тем же дорожкам, что и опорные и поддерживающие катки. Благодаря этому на металлических траках гусеницы в центральной части сделаны наплывы металла, которые служат для увеличения площади контакта ведущей звездочки, а соответственно, увеличивают срок службы гусеничных траков. Механизм натяжения гусеницы имеет пружинный амортизатор, предохраняющий гусеничную цепь и элементы ходовой системы во время наезда на препятствия, а также при попадании инородных предметов между гусеницей и катками. Натяжение и расслабление гусениц производится при помощи гидроцилиндров, управляемых от гидросистемы прямо из кабины трактора. Благодаря этому на тракторе с резиноармированными гусеницами их натяжение снижают во время длительной стоянки, чтобы увеличить ресурс гусениц.

Трактор может оснащаться двумя типами гусениц:

  • Металлическая гусеничная цепь с резино-металлическим шарниром. В такой гусенице применены металлические траки и металлические пальцы, но в проушины траков запрессованы резиновые втулки.

    Благодаря этому решению ресурс гусеничной цепи возрастает в несколько раз по сравнению с гусеницами с открытым металлическим шарниром, потому что в зону трения металла не попадает абразив в виде пыли и мелкого песка. Ширина такой гусеницы — 500 мм. Среднее давление гусеничного движителя на грунт — 52 кПа.

  • Резиноармированная гусеница. Такая гусеница имеет цельную неразъемную конструкцию и состоит из стальных тросов, закладных элементов и нескольких слоев синтетической ткани, образующих вместе с тросами тянущий каркас, заключенный в резиновую оболочку. Ширина резиноармированной гусеницы — такая же, что и у металлической, 500 мм, но среднее давление гусеничного движителя на грунт на таких гусеницах меньше и составляет около 46 кПа, что на 6 кПа меньше, чем у металлической гусеницы.

фото-5.jpg


фото-6.jpg


При этом элементы ходовой системы трактора остаются одинаковыми: на одну и ту же машину может быть установлена как металлическая, так и резиновая гусеница. Трактор оборудован пневматической системой, при помощи которой осуществляется управление рабочими тормозами правого и левого борта, а также стояночным тормозом. Кроме того, на тракторе имеется однопроводной пневмопривод для присоединения тормозов прицепа.
Тормозные механизмы — дисковые, «мокрые» с принудительным охлаждением — установлены с левой и правой стороны механизма поворота. Гидросистема трактора — раздельно-агрегатного типа, с разомкнутой циркуляцией и полнопоточной фильтрацией рабочей жидкости. Объемная подача шестеренчатого насоса — 55 л/мин. На тракторе установлен гидрораспределитель с четырьмя парами гидровыводов, один из которых по умолчанию задействован для управления натяжением гусениц. Для работы с гидромоторами имеется прямой слив.

Особенность трактора заключается в том, что для заправки маслом бака гидравлической системы предусмотрен электрический маслозакачивающий насос. При необходимости заправки масла в гидробак трактора к насосу присоединяется шланг из комплекта ЗИП — и через него масло закачивается в бак. При этом активация насоса происходит нажатием и удерживанием кнопки, расположенной рядом. Таким образом, емкость, из которой будет осуществляться заправка, можно не поднимать на трактор, а расположить рядом с ним, в зоне досягаемости закачивающего шланга. 

Для удобства доступа к узлам, расположенным за кабиной, трактор оборудован складной лестницей с правой стороны. Регулятор с электромагнитным управлением обеспечивает силовой, позиционный и смешанный способы регулирования заднего навесного устройства (ЗНУ) при работе с навесными и полунавесными орудиями. Принудительного опускания у ЗНУ нет, так как штоковые полости гидроцилиндров соединены дренажным трубопроводом напрямую с секцией бака. 

ЗНУ — трехточечное, III категории, грузоподъемностью 5,5 т на концах тяг. Управление навесным устройством производится как с основного пульта в кабине, так и с дублирующих кнопок, расположенных на крыльях трактора, что во многом облегчает процесс присоединения и отсоединения агрегатов. Для работы с агрегатами от трактора семейства «Кировец» К-700 трактор по заказу дополнительно комплектуется соответствующими тягами и центральным винтом.

Гидровыводы без оборудования...

Гидровыводы без оборудования...

…и в рабочем состоянии

...и в рабочем состоянии

Для работы с прицепными машинами и агрегатами трактор оборудован тягово-сцепным устройством, состоящим из тягового бруса и тягового крюка лифтового типа. Кабина — одноместная, с жестким защитным каркасом, установлена на раму трактора через четыре виброизолятора, оборудована подрессоренным регулируемым по росту и весу оператора сиденьем и всем необходимым для достаточно комфортной работы. В стандартной комплектации трактор оснащается климатической установкой с кондиционером и отопителем.

Для естественной вентиляции в кабине предусмотрены открывающиеся заднее и боковые стекла, а также люк в крыше. В целом кабина серийная и устанавливается на большинство колесных тракторов Минского тракторного завода.

Благодаря тому, что управление трактором происходит при помощи рулевого колеса, на него может быть установлено подруливающее устройство. Это снизит утомляемость механизатора, увеличит точность выполняемых работ, повысит производительность и уменьшит погектарный расхода топлива.

Электрооборудование трактора рассчитано на номинальное напряжение 12 В, но для системы пуска двигателя предусмотрено напряжение 24 В. Трактор оснащается передним наборным балластом суммарным весом до 450 кг. Эксплуатационная масса трактора с передними балластными грузами — 10 500 кг.

Как уже говорилось, первые образцы трактора «Фермер» РБ-2103 проходят испытания на полях сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств. В одном из них было принято решение провести сравнение тягово-сцепных качеств трактора «Фермер» РБ-2103 и работающего в хозяйстве трактора «Кировец» К-701, который, нужно отметить, находился в отличном техническом состоянии и работал на обработке зяби с глубокорыхлителем «КАМА» ТГР-55,9- 400. Глубина обработки при этом составила 30–35 см. Напомню, что номинальная мощность 12-цилиндрового двигателя ЯМЗ-240 трактора К-701 — 300 л. с., а эксплуатационная масса — 13 400 кг.

Глубокорыхлитель «КАМА» ТГР-55,9-400 предназначен для глубокой осенней безотвальной обработки почвы с углублением пахотного горизонта. Рабочими органами агрегата являются 9 стоек-глубокорыхлителей и двойной зубчатый каток. Рабочая ширина захвата — 4 м. Максимальная глубина обработки — 45 см. Масса глубокорыхлителя — 3040 кг. Мощность трактора для работы с глубокорыхлителем — не менее 300 л. с.

В полевых сравнениях гусеничных и колесных «одноклассников» всегда побеждают первые. Но есть еще экономические показатели, которые необходимо учитывать при выборе колеса или гусянки

В полевых сравнениях гусеничных и колесных «одноклассников» всегда побеждают первые. Но есть еще экономические показатели, которые необходимо учитывать при выборе колеса или гусянки

Гусеничный трактор «Фермер» РБ-2103 был агрегатирован с чизельным плугом ПЧН-5КТ. Стояла задача настроить максимальную глубину плуга, при которой трактор потянет его по полю. После нескольких настроек и пробных проходов удалось добиться глубины обработки 40 см.

ПЧН-5КТ предназначен для глубокого вертикального рыхления уплотненного непромокаемого слоя почвы без оборота пласта и повреждения стерни взамен зяблевой вспашки. Рабочими органами чизельного плуга являются 10 стоек параплау и трубчатый каток. Рабочая ширина захвата — 5 м. Максимальная глубина обработки — 50 см. Масса глубокорыхлителя — 1900 кг. Мощность трактора для работы с глубокорыхлителем — не менее 300 л. с. После этого агрегаты отцепили и без изменения полученных настроек поменяли местами на тракторах.

На К-701 навесили чизельный плуг ПЧН-5КТ, настроенный на глубину 40 см, а на «Фермер» РБ-2103 — глубокорыхлитель «КАМА» ТГР-55,9-400, настроенный на глубину 30–35 см.

В итоге после нескольких попыток К-701 так и не смог потащить чизельный плуг по полю из-за того, что ему не хватало сцепления с почвой и он постоянно буксовал. Гусеничный трактор осилил глубокорыхлитель «КАМА» без особых проблем.

Итак: сравнительное испытание показало, что, несмотря на меньшую мощность двигателя и меньший тяговый класс, чем у трактора К-701, гусеничный трактор «Фермер» РБ-2103 показал лучшие тягово-сцепные качества в поле при работе с агрегатами. Это не говорит о том, что за него надо цеплять орудия, рассчитанные на более мощный трактор, — это лишь свидетельство того, что благодаря гусеничному движителю у него есть преимущества перед колесным трактором, который значительно мощнее и тяжелее. Помимо этого, было отмечено, что при работе с глубокорыхлителем массой более 3 т во время подъема агрегата передняя часть трактора сильно поднимается вверх, а задняя, наоборот, прижимается к земле. Возможно, это было бы менее явно при установке полного комплекта переднего балласта (на тракторе было установлено 360 кг вместо 450). Но в любом случае данный факт указывает на то, что гусеничный трактор не рекомендуется эксплуатировать с тяжелыми навесными агрегатами, так как при их подъеме ведущая звездочка начинает касаться земли, что неблагоприятно сказывается на трансмиссии. Ранний выход в поле весной, требования к бережному отношению к земле, а также работа на переувлажненных почвах могут стать ключевыми аргументами для выбора гусеничного трактора, и «Фермер» РБ-2103 в этом случае станет достойной альтернативой.


«Белорус» по происхождению, но с «российским паспортом»

«Белорус» по происхождению, но с «российским паспортом»

Яндекс.Метрика