«Только для вспашки плугом? Очень жаль!» — писали наши коллеги из profi после полевых испытаний Xerion 3300. И в этом смысле в новой модели Xerion 4000 ничего не изменилось. На трон великана с четырьмя одинакового размера (теперь высотой 2,15 м) колесами можно вскарабкаться только по отвесной лестнице с семью ступеньками. Кислородной маски, может быть, и не потребуется, а вот головокружение обеспечено, хотя за это время в Claas немного доработали поручни. Кроме того, неудобства вознаграждаются ощущением того, что оказываешься на голову выше всех.
Но для настоящих фанатов трактора Xerion гигантский капот все же не может заменить отсутствие выхлопной трубы (судя по всему, она должна устанавливаться опционально) Однако самое интересное обнаруживается под капотом — это OM 470 LA; именно так называется двигатель от Mercedes-Benz, который, имея в распоряжении всего 10,6 л рабочего объема, все-таки должен выдавать максимальную мощность в 435 лошадок! Топливо для него поступает из 740 литрового топливного бака, емкость которого за счет дополнительного бака можно увеличить до 930 л — тут все в порядке. Сюда же необходимо включить еще 120 л AdBlue для электронноуправляемого катализатора SCR. В конце концов, Xerion соответствует норме токсичности выхлопных газов IV (Tier 4 Final) без использования каких либо еще дополнительных фильтров и катализаторов. На стенде центра испытаний DLG (Германского сельскохозяйственного общества) на ВОМ был снят крутящий момент 1900 Н·м — новый рекорд при испытании трактора! То же самое можно сказать и о мощности ВОМ: 265,5 кВт при номинальном числе оборотов и 287,7 кВт максимальной мощности (при 1500 об/мин) превышают показатели трактора Axion 950. В сочетании с приспособляемостью по моменту 42 % (при всего лишь 26%‑ном падении числа оборотов) и 139 % пускового момента уже ничто не мешает получить хорошую оценку — опять‑таки выше на голову.
Да и по расходу топлива Mercedes показал великолепный результат с 235 г/кВт·ч при номинальном числе оборотов и всего лишь 220 г/кВт·ч при максимальной мощности. Даже если здесь еще добавятся 13,5 или 8,7 г/кВт·ч AdBlue соответственно, то экономическая эффективность использования трактора вместе с плугом от этого практически не пострадает. Поездка до места работы на этом исполине не особо комфортна, зато экономична: расход топлива 538 г/кВт·ч при 40 км/ч и даже 536 г/кВт·ч при 50 км/ч, то есть соответственно на 8,3 и 7,1 % меньше, чем средний показатель транспортных испытаний Powermix, — отлично! Xerion в поле при максимальных 247 кВт (при расходе 255 г/кВт·ч) поставил очередной рекорд! Значение показателя Powermix при мощности 265 г/кВт·ч (плюс 10,9 г/кВт·ч Ad-Blue) хоть и не является рекордом, однако на 9 % более экономично, чем средний показатель прочих тестируемых тракторов. Универсальный талант машины такого калибра вполне себе удовлетворителен.
Существуют различные варианты компоновок Xerion: интегральная с неподвижной кабиной посередине, с поворотной кабиной VC (Variable Cab) или несущее самоходное шасси с неподвижной кабиной впереди. Кроме того, имеется два варианта бесступенчатой трансмиссии ZF Eccom: во‑первых, полностью реверсивный Eccom 4.5 с опциональным механизмом отбора мощности (например, для производительной гидравлики); во‑вторых, Eccom 5.0 — дешевле, на 700 кг легче, но может развить только до 30 км/ч задним ходом. Говоря о трансмиссии, следует еще добавить, что у трактора Xerion с помощью тумблера можно переключить 2 диапазона скоростей движения. А слева от рулевой колонки нет рычага для реверсирования. Кроме того, нам очень мешало то, что сохраненная скорость круиз‑контроля при перемещении рукоятки управления дроссельной заслонкой сразу перезаписывалась. Но в целом по всему, что касается управления коробкой или двигателем, видно, что это Claas и что над трактором Xerion компания поработала основательно. Любую работу может выполнить и ВОМ, хотя он есть только сзади и только в исполнении 1000 об/мин (при 1730 об/мин двигателя). В качестве опции Claas поставляет хвостовик размером 2¼ дюйма (58 мм!), который, без всякого преувеличения, в течение долгого времени способен передавать полную мощность двигателя.
Приведенное внизу слева значение параметра Powermix в г/кВт·ч равно среднему удельному расходу топлива для всех семи вышеприведенных видов работ. Средние значения расхода для категорий «Тяговые работы», «Работы с ВОМ» и «Смешанные работы» указаны красным цветом в г/кВт·ч, а также в л/га. В правой колонке показано потребление мочевины AdBlue. Полосы, символизирующие расход AdBlue, показаны более тонкими, так как мочевина намного дешевле дизельного топлива. Средние значения расхода AdBlue указаны синим цветом. Желтой линией изображено среднее значение расхода (условный ноль) всех испытанных до этого тракторов по методике Powermix. Длина полос в каждом виде работ показывает, на сколько процентов расход топлива испытуемого трактора ниже (зеленый цвет) или выше (красный цвет) по сравнению с ранее испытанными тракторами. Среднее значение Powermix, полученное путем усреднения результатов тестов всех тракторов, испытанных на настоящий момент, составляет 291 г/кВт·ч. Значение удельного расхода топлива, полученное при проведении испытаний Claas Xerion 4000 по программе Powermix, для всех видов работ оказалось ниже среднего. Полученное среднее значение расхода дизельного топлива трактора Xerion 4000 на 9,0 % ниже действующего значения Powermix.
Транспортные испытания DLG в настоящее время проводятся на дорогах. Испытываемый трактор движется по замкнутому маршруту, буксируя прицеп с нагрузкой, соответствующей мощности трактора, выдаваемой на ВОМ. Каждое измерение повторяется трижды. Подъем в гору составляет 50 % от общего объема работ, движение по равнине — 40 % и холостой ход — 10 %. Желтой линией изображено среднее значение расхода (условный ноль) всех испытанных до этого тракторов по методике Powermix. Длина полос в каждом виде работ показывает, на сколько процентов расход топлива испытуемого трактора ниже (зеленый цвет) или выше (красный цвет) по сравнению с ранее испытанными тракторами. Средний результат транспортных испытаний Powermix, проведенных ранее, в настоящее время составляет 587 г/кВт·ч при скорости 40 км/ч и около 577 г/кВт·ч при скорости 50 км/ч. Расход топлива трактора Claas Xerion 4000 и на ровной дороге, и при движении в гору оказался гораздо ниже среднего значения. Общий расход топлива на скорости 40 км/ч был на 8,3 %, а на скорости 50 км/ч на 7,1 % ниже среднего значения.
Под массивным капотом расположился мерседесовский двигатель с рабочим объемом 10,6 л. Мощность и расход топлива оказались на высоте, а фронтальный механизм навески обеспечивает 7,7 т
Разнообразие гидравлического оснащения — еще один аргумент в пользу универсальности трактора Xerion: штатно устанавливается аксиально‑поршневой насос со 195 л/мин. Уже благодаря такому исполнению значение измеренной мощности гидравлики составило 51,8 кВт. Опционально есть второй контур циркуляции с 80 л/мин, а также до семи секций гидрораспределителя двойного действия сзади и еще три спереди. А кому и этого не хватит, тот может дополнительно заказать гидравлику с 250 л/мин и мощностью 90 кВт.
В своей собственной лиге сыграли и подъемные механизмы: 7,7 т подъемной силы, выданных на испытательном стенде DLG, поначалу не показались чем‑то уж особенным. Пока не пришло осознание того, что речь идет о фронтальном механизме навески! Гораздо более мощный агрегат вступает в игру в кормовой части: подъемные рычаги из 55‑миллиметровых плит или 50‑килограммовая гидравлическая верхняя тяга образуют механизм навески категории IV, рассчитанный на подъем 9,2 т из нижнего и почти 12,2 т из верхнего положения, — еще один рекорд! Критики заслуживают весьма спартанский регулятор положения (без какой‑либо шкалы) и люфт нижних рычагов навесного устройства с плугом. Кроме того, в Claas не разрешают использовать фронтальный навесной механизм для снегоуборочного отвала. И хотя с развернутой назад кабиной и отвалом, установленным на заднем навесном устройстве, это доставляет больше удовольствия, но в таком случае из‑за меньшего угла поворота колес сильно теряется управляемость…
Так что же кабина?! Однажды оказавшись наверху, можно спокойно наслаждаться великолепным обзором (даже если удобное кресло второго механизатора занято) и тишиной: при полной нагрузке уровень шума составляет всего‑навсего 71 дБ (А). Сравнение со стандартным подрессоренным трактором по комфортабельности при езде по улице из‑за более низкой курсовой устойчивости и раскачивания подрессоренной кабины будет не в пользу нашего кандидата. Да и рулевая колонка, расположенная между ногами, мешает некоторым механизаторам, когда они оборачиваются назад. Кроме того, нам не хватило вращающегося при работе в поле кресла (поставляемого, правда, опционально). Уникальными являются и управление системой Cebis‑Terminal и доступ к горячим клавишам. Тот, кто хоть раз изучил и усвоил их, уже не ошибется в работе с сенсорным дисплеем. С ним даже новичкам не так тяжело входить в курс дела. Кстати о новичках: терминал имеет возможность переключения многочисленных уровней меню в трех режимах: новичок, продвинутый пользователь и эксперт — просто супер! Запоминающее устройство для регулировок навесного оборудования и управления на поворотной полосе разработано также в стиле Claas. Жаль только, что в нем отсутствует функция программирования горячих клавиш.
Рычаг Cmotion уже зарекомендовал себя великолепно, управление с помощью горячих клавиш требует тренировки, но затем происходит как по маслу. И GPS, и ISOBUS требуют отдельного терминала управления
А теперь несколько слов о шасси трактора Xerion 4000. Четыре шины размером 710/85 R38 и высотой 2,15 м при колее, равной 2,30 м, обеспечивают габаритную ширину 298 см. И при таких габаритах, а также благодаря рулевому управлению всеми колесами мы получили радиус разворота всего 16,5 м. Этот показатель для машины такого формата вполне удовлетворителен. А о каком формате мы ведем речь, нам расскажут весы: 16,3 т собственной массы — уже заявка: при максимально допустимой полной массе 18 т она означает всего каких‑то 1,7 т полезной нагрузки. Ну а тем, кому этого не хватит, Claas может предложить дооснастить Xerion спаркой колес, и тогда общая допустимая масса вырастет до 24,5 т (а полезная нагрузка, соответственно, до 8,2 т).
К теме массы относится и концепция балластировки: в порожнем состоянии 55 % массы приходится на переднюю ось, чтобы увеличить нагрузку на сцепной шар. Дополнительно можно утяжелить трактор с помощью максимум семи «кирпичиков Lego» массой по 400 кг за кабиной, разместив их на 200‑килограммовой базовой пластине, или установить их на переднее навесное устройство, получив спереди дополнительные 1800 кг массы. Суммарно увеличить массу Xerion можно на 4,8 т. Для мостов Raba с разрешенной нагрузкой до 20 т при работе в поле это тоже не проблема. В списке опций имеется даже управляемая с помощью терминала Cebis система регулировки давления в шинах с компрессором производительностью 900 л/м. Она в два раза, по сравнению с предыдущей моделью, сокращает время накачивания шин и начинает накачивать колеса при переключении режима движения с «Поле» на «Дорога», в котором деактивируется рулевое управление всеми колесами и снимается ограничение скорости, — отлично!
Кабина короткая, при обороте назад мешает рулевая колонка; кроме того, не хватает вращающегося кресла. 71 дБ (А) — просто супер, да и комфорта для и одного, и, если вдруг необходимо, второго механизатора более чем достаточно
Claas Xerion 4000: красная кривая показывает предельную грузоподъемность (90 % максимальной) как непрерывное подъемное усилие на конце тяги, желтая кривая показывает грузоподъемность при укороченных рычагах — подъемная сила и ход подъема практически не изменяются. Имея большую подъемную силу, Xerion очень даже легко выжимает 5‑тонный посевной комплекс с помощью фронтального подъемного устройства!
Несмотря на большие покрышки высотой 2,15 м Xerion, благодаря поворотному заднему мосту, разворачивается на 16,50 м. Подъемной силы и подачи гидравлического масла более чем достаточно. Однако элементы управления расположены на слишком коротких крыльях и на большой (около 2 м) высоте
Дополнительные подробности
Самое лучшее движение задним ходом! В считанные секунды передняя и задняя части трактора Trac VC меняются местами — со всеми возможными функциями и скоростью 50 км/ч!
Осталось упомянуть только о ценах: в соответствии с прайс‑листом простейший Xerion 4000 Trac (неподвижная кабина, без механизма навески и т. д.) обойдется в 346 130 евро (в Европе). Вариант Trac VC с поворотной кабиной и коробкой Eccom 4.5 и т. д. будет стоить не менее 374 700 евро (в Европе). В исполнении, представленном для проведения испытаний, с фронтальным и задним механизмом навески, ВОМ, а также GPS‑управлением, балластными грузами и т. д. — по крайней мере, по прайс‑листу, — весьма ощутимые 420000 евро (в Европе).
Итак: Xerion понравится не только любителю больших размеров. Каждый, кто сможет использовать хотя бы одну из всего многообразия возможностей этого универсального таланта, получит огромное удовольствие от работы на болиде из Харзевинкеля. Ведь в вопросах силы тяги, расхода топлива, а также подъемной силы и производительности гидравлики Xerion в ближайшее время вряд ли уступит свои позиции конкурентам. Конечно, некоторые детали, например, слишком короткие крылья или не очень удобные быстросоединяемые гидравлические муфты, требуют улучшения. Однако они кажутся такими мелочами, когда восседаешь в качестве механизатора на троне этого исполина, паря над повседневностью почти на 4‑метровой высоте…
Текст и фото: Хуберт Вильмер
Достоинства
Большой ящик с охлаждением под сиденьем второго механизатора
Спереди масса 1800 кг набирается из пластин по 400 кг
Шаровое сцепное устройство с допустимой нагрузкой на шар 5 т
Недостатки
Люфт: подъемные раскосы в месте подсоединения к нижним тягам имеют большой люфт
Отвесная лестница: по 7 ступенькам на 2‑метровую высоту
Грязно: слишком короткие крылья спереди и сзади
Тим Вюллер из Марла эксплуатирует свой Xerion 4000 Trac VC почти исключительно с измельчителем древесины Jenz HEM583Z. С начала 2015 года трактор уже отработал более 2500 часов без серьезных поломок. За это время поменяли всего‑навсего один гидравлический шланг и кнопку переключения направления движения.
«По сравнению с предыдущим трактором, укомплектованным двигателем Cat, мы очень довольны надежностью и производительностью модели, оснащенной двигателем Mercedes», — отмечает практик. Расход топлива при проведении тяжелых работ также вполне его устраивает. А вот комфорт при езде на модели Claas по дорогам общего пользования, по сравнению с обычным трактором, Вюллер считает небезупречным. Кроме того, фронтальный механизм навески он хотел бы использовать для навески снегоуборочного отвала, поскольку угол поворота колеса с этой стороны больше.
Сельскохозяйственное предприятие Körner GmbH из Тюрингии обрабатывает 1850 га земли, в нем 600 коров, 390 свиноматок и 2800 свиней. В середине 2015 года на предприятие поступил Xerion 4500 Trac VC, который таскает 24‑кубовую цистерну производства Kaweco. После 1100 моточасов никаких проблем, которые стоило бы упомянуть, за исключением замены рычага управления дроссельной заслонкой, трактор не создал. «Да и управление, и кресло, и шумоизоляция гораздо лучше, чем на моделях 3800», — поясняет исполнительный директор Карл Лутце. А более мощные мосты с 900‑ми покрышками практик считает еще одним несомненным преимуществом нового трактора Xerion, который за цистерной с 18‑метровым распределителем удобрений может тянуть дополнительно короткую пятиметровую дисковую борону или культиватор с шириной захвата 4,5 м.
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.