Картофелеуборочный комбайн Grimme SE150-60

С момента появления первого прототипа картофелеуборочного комбайна Grimme SE150-60 прошло почти 20 лет, но эта прицепная модель из Дамме до сих пор является флагманом среди двухрядных прицепных агрегатов. Мы покажем, на какие технические нюансы следует обратить внимание при приобретении подержанного комбайна.

Картофелеуборочный комбайн Grimme SE150-60

Эволюция красного
С момента появления первого прототипа картофелеуборочного комбайна Grimme SE150-60 прошло почти 20 лет, но эта прицепная модель из Дамме до сих пор является флагманом среди двухрядных прицепных агрегатов. Мы покажем, на какие технические нюансы следует обратить внимание при приобретении подержанного комбайна.

Основной принцип доказал свою жизнеспособность и со временем постоянно развивался – двухрядный прицепной агрегат с боковым подкопом и просеивающим каналом шириной от 1,5 до 1,7 м, а также бункером, вмещающим 6 т картофеля. Хотя сегодня многие комбайны оснащены уже 7,5-тонным бункером, который, кстати говоря, появился только в 2004 году.

Между просеивающим каналом и бункером в Grimme предлагают установить на выбор различные сепарирующие устройства. Какие они и что в них изменилось со временем, мы и хотим рассказать более подробно.

Прицепляется комбайн в большинстве случаев с помощью шаровой сцепки К-80. Расположенное за ней дышло конструкторы впервые усовершенствовали в 2000 году, а повторно – восемь лет спустя. В ходе второй модернизации дышло стало на 40 см длиннее, чтобы лучше соответствовать широким колесам трактора. Фермеры это нововведение оценили и признают, что с тех пор широкоугольные карданные валы стали служить значительно дольше. Кстати о последних: до 2012 года компания Grimme устанавливала карданные валы от Walterscheid, сегодня она вновь использует валы Bondioli & Pavesi.
При осмотре подержанного комбайна следует тщательнейшим образом изучить все приводные механизмы. За первой карданной передачей идет вторая, прямо под бункером. На нем опционально может быть установлен редуктор с тремя передачами. Затем крутящий момент передается на несколько шкивов, благодаря которым приводятся в движение сепарирующие элеваторы и транспортер крупной ботвы. Приводные цепи в главной силовой передаче отсутствуют уже с 2001 года. Сепарирующие устройства и инспекционный стол приводятся в движение гидравлически.


Вверху старый, а внизу новый: 17 лет разницы! За прошедшее время в Grimme кое-что усилили и усовершенствовали в выкапывающем устройстве

Перед покупкой обязательно убедитесь, что угловой редуктор первого просеивающего транспортера работает нормально

Для приведения в действие инспекционного стола и бункера используется гидравлическая система трактора: чувствительная к нагрузке или постоянного давления – здесь вы сами выбираете подходящее именно для своего трактора решение.
Но вернемся к направляющему дышлу: следует очень тщательно проверить направляющие датчики и люфт вкладышей подшипников скольжения. После осмотра шарнира дышла именно у старых моделей стоит проинспектировать кинематический механизм бункера: когда-то он был слабым звеном, но в 2011 году все проблемы в этом узле устранили.
А теперь что касается подкапывающего устройства: его тянущая конструкция и гребневые барабаны с 1990-х годов практически не изменились, хотя определенные новшества все же есть. Например, в 2000 году было усилено среднее шарнирное соединение. Квадратные трубы в местах сварки усилены углами жесткости. Да и шарнирные соединения для движений вверх и вниз теперь тоже имеют втулки, что значительно увеличивает срок их службы.

На втором просеивающем транспортере некоторые полосы ремня служат замком. Его и все другие замки следует проверить

После множества возделанных гектаров шпоночный паз приводного вала может разрушиться

К оптимизации можно отнести и усиленные и улучшенные шарнирные соединения сошниковых дисков, а с 2013 года – еще и ботвозатягивающих роликов. Для этого, также с 2013 года, начали использовать ролики с улучшенной захватывающей способностью. Конечно же, следует проверить общее состояние гребневых барабанов.
Несмотря на улучшение шарнирных соединений, подшипники ботвозатягивающих роликов и дисковых сошников, как обычно, являются местами, подверженными основному износу, на которые вам следует обратить самое пристальное внимание. Такого же интереса заслуживают и двух- и трехлопаточные лемеха, включая держатели.

Календарь выпуска моделей

Картофелеуборочный комбайн Grimme SE150-60
1998
Запуск серийного производства
1999
Опциональный ведущий мост
2000
Усовершенствование дышла
2001
Главный привод: переход с приводных цепей на карданные валы
2003
Новое поколение компьютеров MDA и тер- минал VC 50
2004
Опциональный увеличенный бункер вместимостью 7,5 т, более широкая, 3,30 м, колея и сепарирующее устройство SB с двумя игольчатыми транспортерами
2005
Опциональный перегружающий бункер
2006
Опциональный приемный транспортер с гидравлическим приводом, усиленные рычаги бункера
2008
Удлиненное на 40 см дышло
2010
Опциональное сепарирующее устройство XXL, усовершенствованные рама и приводной вал. Усиленные игольчатый транспортер и перегружающий бункер. Увеличенная высота перегрузки
2011
Новые шины большого размера: 800/45-30,5
2012
Рычаг управления в качестве дополнительного оснащения, ящик для камней для колеи шириной 3,30 м с отводящим транспортером
2014
Внедрение системы Speedtronic для распознавания уровня наполнения транспортирующих карманов элеватора картофелем с целью расчета наименьшей скорости транспортировки

Для эксплуатации на больших площадях, в условиях неоднородных почв и работы с различными сортами рекомендуется гидравлическая регулировка глубины. Кроме того, довольно часто ввиду общепризнанной целесообразности дополнительно устанавливается система уменьшения нагрузки на гребни TerraControl.
Серьезный недостаток имеет выкапывающее устройство при использовании в сочетании с системой выравнивания наклона: сошники довольно чувствительно реагируют на движения рамы, в результате чего комбайн может раскачиваться с боку на бок.
А теперь пара слов о просеивающем канале: важно проверить, не износился ли просеивающий транспортер и нет ли где в нем прорех. Затем следует обратить внимание на опциональную облицовку из нержавеющей стали. Исправный просеивающий транспортер является важной предпосылкой для успешной копки. Расстояние между прутками с завода может быть 28, 32, 35, 40, 45 или 50 мм. Стоит также монтажкой покачать приводные ролики просеивающего транспортера, чьи подшипники являются классикой периодического ремонта.
Просеивающие элеваторы приводятся в движение с верхнего конца. На моделях, выпущенных после 2005 года, заклиненные приводные колеса можно заменить, не снимая при этом весь приводной вал. Кстати, если вал все-таки потребуется вынуть, это может стать настоящей проблемой, ведь его хвостовик с пазом под шпонку, входящий в угловой редуктор, после обработки нескольких тысяч гектаров может иметь серьезные усталостные разрушения под воздействием высоких нагрузок на первом просеивающем элеваторе. Вставить такой вал обратно уже не получится, и тогда его потребуется заменить. Впрочем, умудренные опытом практики поведали о возможности локального ремонта этого узла.
По поводу второго просеивающего элеватора: в качестве замка на нем несколько слоев ремня соединены с помощью винта.
Со временем они надрываются. Помимо этого, проверьте качество резины каждой отдельной ленты, слегка сгибая материал. В верхней части второго просеивающего элеватора стоит окинуть взглядом привод элеватора крупной ботвы. Здесь частое место поломки – сварной шов между приводным валом и хвостовиком привода на левой стороне.
Еще один совет по поводу элеватора для ботвы: проверьте здесь и на просеивающих элеваторах состояние подшипников промежуточных валов – в идеале они не должны иметь люфта. Кроме того, следует оценить состояние очищающих лент транспортера для ботвы и гребенок для ботвы. Естественно, очищающие скребки должны иметь обшивку из ПВХ.

Неприводные скребки все равно должны иметь обшивку из ПВХ

Транспортер для крупной ботвы: на приводном вале потребуется проверить переход от редуктора к толстому основному валу

Начиная с 2010 года приводной вал первого игольчатого транспортера во всех вариантах сепарирующих устройств был усилен


Сепарирующие устройства: после второго просеивающего элеватора клубни в комбайне SE150 сначала направляются на игольчатый транспортер, валы которого начиная с 2010 года унифицированы для всех моделей. В Grimme предлагают на выбор целый ряд самых различных модификаций сепарирующих устройств.
Хозяйствам, где камни на полях практически не встречаются, стоит выбрать сепарирующее устройство с маркировкой UB. Чем больше на полях камней, тем очевиднее, что выбор должен склониться в пользу щеточного транспортера SB. Хозяйства, которым не приходится бороться ни с камнями, ни с комками, прекрасно обходятся и сепарирующим устройством NB. Новейшая система используется с 2010 года и включает в себя более широкие ленты и проходы, обеспечивающие более щадящую копку. Она снискала заслуженное признание практиков, у которых нам довелось побывать. Начиная с 2012 года для отделения примесей на комбайне устанавливается более широкий ящик для камней, чтобы, несмотря на широкую ось, иметь возможность освобождать его во время езды, не наезжая на камни левым колесом. Состояние ящика для камней выдает обращение с комбайном в целом.

Еще вчера очень слабые, сегодня усиленные: подъемные рычаги бункера

Классическое место износа: направляющая плита под цилиндром системы гидравлической балансировки при работе на склоне

Изношенные втулки, по-хорошему, следует заменить продавцу


А теперь перейдем к бункеру: на заводе-изготовителе комбайн оснащается бункером, вмещающим 6 т картофеля, благодаря же опциональной резиновой накладке,

Grimme предоставляет возможность комплектации системами и органами управления с учетом индивидуальных запросов


Если в масленку поворотного кулака еще впрессовывается смазка, то это хороший знак

предназначенной для оптимизации наполнения, в него может войти и 6,3 т. К тому же имеется опциональный увеличенный за счет длины и высоты бункер вместимостью 7,5 т. А начиная с 2005 года в Grimme предлагают для SE150 перегружающий бункер; высота перегрузки была увеличена в 2010 году для более высокой конструкции прицепов и составила 3,5 м.
Но давайте вернемся к стандартному бункеру. На нем необходимо прежде всего проинспектировать цепь транспортера, поскольку втулки на цепи постоянно вырабатываются с одной стороны.

Кроме того, следует проконтролировать подъемные рычаги бункера: в первые годы выпуска модели именно здесь имели место конструктивные недоработки.
В ходовой части инженеры Grimme уже с конца 1990-х годов предлагают две различные концепции: колеса или ведущие, имеющие гидрообъемный привод, или ведомые. В хозяйствах, где мы побывали, используются агрегаты без привода. За прошедшее время в шасси прицепа появились некоторые усовершенствования. Например, вместе с 7,5-тонным бункером комбайн стал оснащаться и более широкой осью.
Обычно при выборе небольшого бункера устанавливается мост BPW с колеей 2,30 м; таким образом, внешняя ширина комбайна составляет 3,00 м.
В комбинации с 7,5-тонным бункером машина опирается на мост с колеей 2,5 м и внешней шириной 3,30 м. Оба варианта моста оснащаются одним и тем же рулевым управлением с поворотными кулаками, подшипники которого следует тщательно проверить. Чтобы не пришлось поднимать комбайн, воспользуйтесь шприцем для смазки, который подскажет состояние подшипников. Здесь смазка должна запрессовываться без проблем. На более ранних моделях наряду с тормозными колодками следует также проверить подшипники ступицы колеса.
По поводу шин: зачастую на комбайн монтируются диагональные шины размером 710/45-26.5, хотя есть и комбайны, оснащенные дорогими радиальными покрышками от Michelin. Максимальный размер шин, которые можно устанавливать на колеса комбайна, – 800/45 30,5.

Пара слов об управлении. Все управление машиной осуществляется обычно с помощью собственной шины CAN, опционально может быть установлено управление по ISOBUS. Тем не менее картофелеуборочным комбайном даже в базовом оснащении можно управлять с помощью терминалов CCI100 и CCI200. Однако чаще всего используется терминал VC50 с дополнительной сенсорной клавиатурой, в котором практики ценят в первую очередь возможность непосредственного, свободно программируемого режима.
Дополнительно для управления мостом и системой балансировки при работе на склонах зачастую используется пульт GBX860 с двумя дополнительными крестовыми рычагами. Для управления бункером с левой стороны добавляется еще и пульт GBX870. Очень хвалят управление с помощью джойстика, которое начиная с 2012 года предлагается в качестве дополнительного оснащения. Весьма практичной является функция Visual Protect – в случае возникновения проблемы с машиной экран видеонаблюдения автоматически переключается на соответствующую камеру.

Дополнительные подробности

  • Масло в редукторе необходимо менять ежегодно.
  • Пораженные ржавчиной места на комбайнах попадаются крайне редко.
  • Счетчик гектаров зачастую врет, если он не был заново откалиброван.
  • Между каналом для ботвы или щеточным транспортером некоторые маслопроводы рискуют протереться насквозь.
  • Проверьте игольчатые транспортеры и убедитесь, что они до сих пор мягкие и, следовательно, не повреждают клубни.

Итак: с учетом того, что комбайн SE150-60 выпускается в рамках производственной программы Grimme начиная с 1998 года, сравнивать предыдущие модели с сегодняшними не стоит. Даже в мелких деталях имеется большое количество усовершенствований, призванных улучшить качество машин и позволяющих идти в ногу со временем. Это, в свою очередь, оказывает влияние на стоимость подержанных комбайнов. Благодаря различным системам управления и сепарации бункерный картофелеуборочный комбайн, пусть даже и бывший в употреблении (главное – не слишком давно выпущенный) привлекает самое пристальное внимание возделывающих картофель по интенсивным технологиям фермеров и предпринимателей, которые оказывают последним соответствующие услуги.

Текст и фото:
Сенке Шульц