Трактор Kubota М5111

В ноябре 2016 года японский концерн Kubota представил публике свою новую серию М5001. Производство стартовало в апреле этого года, однако нашему европейскому коллеге уже удалось протестировать предсерийный трактор М5111.

Трактор Kubota М5111

Гоу Вест!
В ноябре 2016 года японский концерн Kubota представил публике свою новую серию М5001. Производство стартовало в апреле этого года, однако нашему европейскому коллеге уже удалось протестировать предсерийный трактор М5111.

Между собой сотрудники Kubota называют новую серию М5, однако, как и в случае с серией М7, компания BMW наложила на это название вето, поэтому японские серии сейчас называются М7001 и М5001 соответственно. Меньшая из них состоит из двух моделей -М5091 мощностью 70 кВт/95 л. с. и М5111 мощностью 84 кВт / 113 л. с. Обе приходят на смену нынешним тракторам М9960 и М8560, выпуск же меньших моделей М7060 и М6060 пока будет продолжаться: с учетом мощности, составляющей меньше 55 кВт/75 л. с., приводить их в соответствие с более строгими нормами токсичности выхлопных газов Stage IVпока не требуется.

Именно эти ограничения стали причиной того, что новая модель М5111 с четырехцилиндровым силовым агрегатом V3800 наряду с системой рециркуляции отработавших газов (электрическим газоочистителем), сажевым фильтром и катализатором окисления дизельного топлива оснащается теперь еще и катализатором SCR. Таким образом, в будущем владельцу трактора, вдобавок к 105-литровому баку для дизельного топлива, придется заправлять еще и 12-литровый бак для AdBlue.
Модель М5111, герой нашего отчета о тест-драйве, смотрится, мягко говоря, аскетично: не хватает передних крыльев и рас ширительных надставок для задних крыльев.

Новая серия М5001 от Kubota приходит на смену моделям М9960 и М8560 в классе 100-сильных тракторов, и особенно активные продажи планируются в Европе

Впрочем, перед нами был предсерийный образец, а вот к началу серийного производства все будет в наличии, в первую очередь для приведения трактора в соответствие с европейскими техническими нормами. Два года назад на одной из пресс-конференций японцы заявили, что до 2019 года планируют получить 10-процентную долю европейского рынка тракторов.

Для достижения столь амбициозной цели в 2015 году на предприятии во французском Дюнкерке было запущено производство более мощной, до 124 кВт/168 л. с., серии М7001, предназначенной для европейского рынка. Что од ного этого явно недостаточно, японский производитель уже выяснил, внимательно прислушиваясь
pic3.jpg Грузоподъемность 4,1 т, как и производительность гидронасоса 64 л/мин, в полном порядке. Не хватает, правда, внешнего управления для механизма навески, здесь можно только включить ВОМ
pic4.jpg Традиционная для тракторов Kubota портальная ось с углом поворота колес 55° без кардана с крестовиной обеспечивает разворот М5111 на полосе шириной всего 8,40 м

к пожеланиям своих европейских клиентов при разработке новой серии М5001. Теперь тракторы оснащаются австрийскими тяговыми серьгами производства ScharmOller, а не итальянскими Orlandi, как ранее; частоту же вращения ВОМ можно изменить, не выходя из кабины трактора.
Если у старой модели М9960 выхлопная труба располагалась посередине капота, то у М5111 она элегантно проходит вдоль правой стойки кабины. Кроме того, капот, под которым размещается двигатель, не только соответствует европейскому облику серии М7001, но и способен целиком и полностью приютить под своей крышей катализатор SCR - отлично!

pic5.jpg Четырехцилиндровый силовой агрегат Kubota с рабочим объемом 3,8 л, оснащенный электрическим газоочистителем, сажевым фильтром, катализатором дизельного топлива и SCR-катализатором, соответствует нормам токсичности выхлопных газов Stage IV. Все это размещено под капотом
pic6.jpg На хорошо скомпонованной консоли обращает на себя внимание рычаг блокировки трансмиссии при парковке. Если перед выходом из кабины его не потянуть, прозвучит предупредительный звуковой сигнал. Чего здесь явно не хватает, так это электрогидравлической регулировки, зато есть возможность сохранять и активировать два значения числа оборотов коленвала двигателя
pic7.jpg Панель управления очень информативна, а рядом с рычагом реверсирования имеется кнопка для блокировки дифференциала, хотя она и отключается при движении со скоростью менее 0,5 км/ч.

Интересный облик завершается кабиной с всего четырьмя тонкими стойками и устремляющимся ввысь лобовым стеклом, переходящим на крыше в стеклянный люк. В вопросах эргономики серия М5111, по сравнению с предшественниками, шагнула далеко вперед. Так, в более просторной кабине появилось пассажирское кресло, расположенное слева (пусть его и не было на предоставленной модели для испытаний), современная приборная панель позаимствована у М7001, а все рычаги управления, включая рычаг блокировки трансмиссии на стоянке, находятся на правой консоли и хорошо доступны.

Трансмиссия предлагает три диапазона, шесть передач и две ступени, переключаемые под нагрузкой, - ровно 36/36 передаточных чисел, а также две частоты вращения ВОМ (540/540Е или 540/1000). Хорошо, что при максимальной скорости 40 км/ч очень высокое число оборотов, 2600 мин'1, снижается по крайней мере до 2100 мин'1. Сцепление и переключение под нагрузкой могут осуществляться при помощи кнопок на рычаге управления подачей топлива, а электрогидравлический рычаг реверсирования находится слева под рулем. Интересно, что на этой же консоли расположена кнопка для электрогидравлического переключения блокировки дифференциала.
Правда, мы не очень поняли, для чего японцы оставили старую педаль и почему блокировка автоматически отключается, «исходя из соображений техники безопасности», при движении не только со скоростью выше 15, но и ниже 0,5 км/ч.
Жаль, что механизм навески новой серии М5001 оснащается только системой механической регулировки. Грузоподъемность, составляющая, в соответствии с данными производителя, 4,1т, - хороший показатель, однако много фермеров захочет заполучить механизм навески с электрогидравлической регулировкой только из-за отсутствия внешней системы управления, не желая при этом вкладываться в элитные дорогостоящие системы типа M105GX.

Жирный плюс серии M5001 - малый радиус поворота, составляющий всего 4,20 м. Традиционная для Kubota портальная ось с двойной конической зубчатой передачей, не требующая карданного шарнира, обеспечивает поворот колеса на 55°. И еще небольшая люксовая фишка в этом классе -два сохраненных значения числа оборотов коленчатого вала двигателя, которые активируются с помощью тумблера, расположенного на боковой консоли.

Технические данные

Kubota М5111
Двигатель
84 кВт (113 л. с.) (согласно 97/68 EG), Kubota V3800, 4-цилиндровый двигатель, рабочий объем 3,769 дм3, 4-клапанный, с турбонаддувом и охладителем нагнетаемого воздуха, система впрыска CommonRail, электрический газоочиститель, катализатор SCR, дизельный катализатор и сажевый фильтрдля приведения в соответствие с нормами токсичности выхлопных газов Stage IV (Tier 4 f), емкость бака для дизельного топлива 105 л, емкость бака для AdBLue 12 л.
Трансмиссия
36/36 передаточных чисел, 3 диапазона, 6 передач, 2 ступени, переключаемые под нагрузкой, 40 км/ч на 2080 мин"1, ВОМ с 540/540Е или 540/1000 мин"1.
Механизм навески/гидравлика
Грузоподъемность 4,1 т, с механической регулировкой, шестеренный насос производительностью 64 л/мин, двухсекционный гидрораспределитель двойного действия - серийно, трехсекционный -опционально.
Габариты/масса
Передние шины 360/70 R 24; задние шины 480/70 R 34; габариты, Д*Ш*В: 4,05 * 2,20 * 2,65 м, колесная база 2,25 м, собственная масса 3420 кг..
Цена в Европе без НДС
От 58 996 евро (для Европы, без НДС).

Данные производителя.



Итак: «европеизация» японского «тракторного флота» от компании Kubota продвинулась далеко вперед - производитель планирует не позднее 2019 года завладеть 10-процентной долей европейского рынка тракторов. Модель М5001 в классе 100-сильных агрегатов - это маневренная машина с незамысловатым оснащением. Хотелось бы пожелать «европеизированному японцу» как минимум электрогидравлическое управление, чтобы иметь возможность обслуживания механизма навески извне.

Текст: Мартин Кнуиверс
Фото: Михаэль Цетер