Безусловно, интерес к стильным и удобным «рабочим лошадкам» был и есть, но не такой большой, как к продукции МТЗ. Возможно, ее востребованности способствует менталитет, который сложно понять западным машиностроителям? И все же еще один производитель отважился потеснить на рынке «Белорусов». На этот раз — китайский бренд YTO. Китайцы обладают специфическим менталитетом, в корне отличным от западного, — возможно, это и сыграет свою роль в понимании и завоевании рынка тракторов второго тягового класса.
Тракторы YTO начали точечно завозиться в Россию с 2016 года. До 2020-го поставки шли нерегулярно — делались первые шаги в развитии дилерской сети: обкатывались оптимальные логистические цепочки поставки техники и запасных частей, формировался и обучался штат сервисной службы, шла сертификация моделей. Каждая модель после прихода в Россию полностью разбиралась, узлы отправляли на испытания для получения сертификата. На сегодняшний день в России работают около 250 таких тракторов.
И, чтобы как следует узнать эту технику и ее возможности, поступим так, как поется в песне: «Если сразу не разберешь, плох он или хорош, парня в горы тяни — рискни! Не бросай одного его: пусть он в связке в одной с тобой — там поймешь, кто такой». В нашем случае — трактор в поле тяни. А в связке с пневматической навесной сеялкой точного высева ТСМ 8000А вполне можно будет определить, «плох он или хорош».
Наш «мастер» YTO Х1304 оснащен 6-цилиндровым атмосферным дизельным двигателем объемом 7,7 л и мощностью 130 л. с. Двигатели YTO изготавливаются на двух заводах: их основная система выпускается по лицензии компании Ricardo (Великобритания), а блоки электронного управления двигателем и топливная аппаратура — на автоматических линиях YTO. Все комплектующие двигателя разработаны совместно с мировым лидером в этой сфере — компанией Bosch. Завод выпускает широкую гамму двигателей собственного производства от 35 до 240 л. с., ведутся испытания тракторных двигателей мощностью от 250 до 500 л. с. Их особенностью является отсутствие паронитовых прокладок, поскольку подгон всех деталей осуществляется автоматически, с использованием компьютерных технологий. В результате агрегат работает даже без минимального процента излома, отсутствует потеря мощности, износ прокладок, минимизируется износ деталей. Сервисный интервал составляет 250 м/ч. Двигатель обеспечивает высокий уровень тягового усилия и запас крутящего момента 30 %, чтобы была возможность выполнять тяжелые работы.
Достаточно простая топливная система, кстати, тоже произведена по лицензии Bosch. Топливная аппаратура — механическая. Топливный бак — пластиковый, находится слева, объем — 230 л. Конструкция топливной системы — специальной формы. Неснижаемый остаток 30 л на дне бака предотвращает попадание некачественного топлива в топливную систему. Установлены дополнительные фильтры очистки топлива: два тонкой очистки и один грубой. В стандартную комплектацию модели YTO Х1304 входит предпусковая система прогрева воздуха и топлива, три системы охлаждения: двигателя, трансмиссионного масла и кондиционирования кабины, причем для каждой предусмотрен отдельный радиатор охлаждения и вентиляторы охлаждения радиаторов.
Трансмиссию для своих тракторов YTO производит на собственном заводе по итальянской технологии и лицензии FIAT. При тяжелых нагрузках происходит принудительное охлаждение и смазка. Синхронизатор отвечает за бесшумное и безударное переключение передач в режиме 12 вперед и 4 назад. Трансмиссия работает в диапазоне скоростей 1,63–29,6 км/ч вперед и 4,23–13,8 км/ч назад. Для управления трансмиссией служат два рычага, а для комфортной работы оператора трактор укомплектован надежным немецким сцеплением. В конструкции КПП тракторов YTO используются косозубые шестерни, которые обеспечивают тихую работу и легкость переключения передач, а также увеличивают ресурс работы шестерен.
Тракторы YTO X1304 оснащены системой полной блокировки дифференциала, при которой блокируются все колеса, что способствует более легкому преодолению препятствий и уменьшает нагрузку на трансмиссию. Независимый механический двухскоростной вал отбора мощности оснащен дисковым приводом и выдает 1000/540 об/мин. В комплектации 6/8/12 шлицев. Задняя трехточечная навеска грузоподъемностью 4500 кг оснащена двумя гидроцилиндрами и тремя быстроразъемными муфтами, одна из которых — с плавающим режимом. Три пары гидровыводов позволяют подключать орудия с пневматическими тормозами. Тяговое усилие YTO X1304 превосходит аналоги в сегменте 130 л. с. благодаря эффективной трансмиссии и сбалансированному весу трактора (5800 кг), который распределяется между передней и задней осью в пропорции 46 : 54.
Перейдем в кабину. Она вполне соответствует классу трактора — относительно просторная и герметичная. Хорошо бы было проверить герметичность на опрыскивании. Видимость и обзор вполне приемлемы. Двери расположены с двух сторон, доступ с правой стороны тоже может пригодиться.
Сиденье — Grammer с механической подвеской и регулировками по весу, высоте и наклону спинки. Дальше — набор стандартной комплектации: кондиционер, магнитола, отопитель, камера заднего вида (идет в «стандарте» с апреля 2022 года). Система воздухозабора выведена сбоку кабины, в зону чистого воздуха, благодаря чему крупные частицы грязи и пыли не попадают в систему. По обеим сторонам кабины установлены два фильтра очистки воздуха. Стекла — с напылением для защиты от солнца. Фары — светодиодные спереди и сзади машины: две вспомогательные, две основные. Все же сев подсолнечника, как и любой другой пропашной культуры, требует особой точности. Работа без перекрытий позволяет выполнять междурядную обработку. Такая задача этому трактору вполне под силу, если он оснащен оборудованием для точного земледелия. На нашем испытуемом установлено навигационное оборудование EAS301 Pro E-Servey китайского производства. Набор достаточно простой, и установка занимает несколько часов. Монитор — Android 9.0 диагональю 10,1 дюйма, поддерживающий Wi-Fi 2.4G/5G и Bluetooth 4.2, контроллер МС5 со встроенным GSМ и радиомодемом, поддерживающий более 1100 GNSS-каналов. Контроллер по умолчанию разблокирован до RTK-станции.
Итак: тестируемый китайский трактор YTO X1304 только начинает завоевание российского рынка. По стоимости он значительно дешевле, чем западные «одноклассники», но по производительности ничуть им не уступает. Сравнить его можно с МТЗ. По комплектации «китаец» более оснащенный, чем белорусские «одноклассники», но стоимость YTO X1304 выше. Однако только со временем можно будет проверить его надежность и ремонтопригодность.
Текст и фото: Юлия Ямнова
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.