Сфера применения культиватора весьма широка — от врабатывания растительных остатков до глубокого рыхления. При этом культиватор должен выровнять горизонт, обеспечить заделку остатков урожая и произвести обратное уплотнение почвы. Осталось проверить, насколько хорошо справляются с перечисленными задачами выбранные модели.
Список участников
Данные об этих культиваторах и их оснащении приведены в таблице «Технические данные и показатели в сравнении», а также по каждой отдельной модели. Для глубокого рыхления трактор не должен быть маломощным. Универсальный работник John Deere 8370R с его номинальной мощностью 298 кВт / 405 л. с. для таких сравнительных испытаний оказался более чем подходящим. При этом было ясно: при заглублении и работе на более тяжелых почвах трактор должен иметь больший резерв мощности, да и сам культиватор влияет на потребляемую мощность и, соответственно, расход топлива. Пройдемся по основным факторам — количество стоек, ширина и угол атаки сошников, а также прикатывающий каток. Какой объем дизельного топлива на гектар потратил John Deere 8370R, работая в сцепке с каждым из кандидатов на соответствующей глубине? При поверхностной обработке на глубине 6 см были использованы гусиные или стрельчатые лапы шириной чуть более 30 см. При проведении глубокой обработки в пределах 15–25 см все культиваторы выходили на старт с 8-сантиметровыми по ширине долотами, которые у Amazone, Horsch и Köckerling к вершине сужаются до 5–6 см. Рабочая скорость названных моделей при этом находилась в пределах 12, 10 и 8 км/ч соответственно. При врабатывании стерни на глубину 6 см получили расход дизельного топлива в пределах 5–8 л/га. То, что культиватор Amazone с результатом всего 5 л/га оказался самым экономичным, обусловлено в первую очередь его работающими в строго горизонтальной плоскости стрельчатыми лапами. А вот Kverneland, несмотря на свои плоские стрельчатые лапы, пока оказался наиболее прожорливым, показав результат 8 л/га. Это можно объяснить не только наличием катка Actiflex с широкими скребками, но и тем, что культиватору CTC и на легких почвах с трудом удавалось выдерживать заданную глубину. Он, единственный из всех участников, опирается, не оказывая нагрузки на сцепной шар трактора, впереди только на опорные колеса с шинами 340/55-16. На Horsch, Köckerling, Lemken и Väderstad были грамотно установленные односторонние стрельчатые лапы. Вкупе с их нижним зацеплением это обеспечивает более эффективное смешивание и, естественно, требует жертв в виде менее ровно обработанного профиля и увеличенного — в пределах 5,8–7,0 л/га — расхода топлива.
При обработке на глубине 15 см расход топлива составлял 6–10 л/га. Это соответствует расходу культиватора Horsch (7 л/га) при ведении обработки на глубине 6 см. Почти на 1 л/га больше топлива потребовалось Amazone, Köckerling и Väderstad. Уменьшение ширины захвата рабочих органов на легких почвах с 30 до 8 см по своему воздействию было сопоставимо с увеличением глубины обработки почти на 10 см. Культиваторы Kverneland и Lemken увеличили расход топлива почти на 2 и 3 л/га соответственно. У Kverneland проблемы с ведением по глубине с увеличением глубины обработки усилились. Однако такой расход топлива у Lemken можно связать с излишним заглублением.
Для 25-сантиметровой глубины обработки расход топлива находится в пределах от 11 до почти 14 л/га. Ожидаемо и вполне объяснимо расход увеличился при работе культиваторов Amazone, Horsch, Köckerling и Väderstad. То, что расход топлива у Lemken по сравнению с предыдущим забегом вырос всего на 2 л/га, можно связать с излишним заглублением при предыдущей, 15-сантиметровой, обработке. Культиватор Kverneland вынужден был сойти с «25-сантиметровой» дистанции, поскольку его каток Actiflex не справился с взрыхленной на большую глубину почвой.
Чем круче угол атаки рабочих органов и глубже обработка, тем меньше пожнивных остатков остается на поверхности. При проведении поверхностной обработки почвы на глубине 6 см культиватором Amazone, оснащенным гусиными лапами, более 35% поверхности поля осталось покрыто соломой. После обработки культиватором Kverneland незаделанная солома покрывала 20% почвы, что было обусловлено проблемами с ведением по глубине. Плоско расположенные стрельчатые лапы Horsch (есть два варианта их положения) оставили за собой порядка 30% покрытого соломой поля. Более интенсивной оказалась заделка установленными под крутым углом стрельчатыми лапами Köckerling, Lemken и Väderstad, которые оставили на поверхности лишь от 20 до 30 % соломы. На более тяжелых сухих почвах стрельчатые лапы не всегда четко выдерживали глубину. Здесь установленные под более крутым углом стрельчатые лапы с наконечниками, работающими на большей глубине, которые и Amazone, и Kverneland давно включили в свою производственную программу, быстро устанавливаются на заданную глубину и четко ее выдерживают. Более глубокая обработка обеспечивает и более эффективную заделку растительных остатков: культиваторы Amazone, Köckerling, Lemken и Väderstad при работе на глубине 25 см оставили после себя лишь от 5 до 15 % покрытой соломой поверхности поля, Horsch Terrano — от 15 до 20 %. На качество обработки почвы, кроме всего прочего, огромное влияние оказывают прикатывающие катки. Horsch, Köckerling и Väderstad сделали ставку на сдвоенные (тандемные) катки с U-образным профилем прикатывающих дисков, разработанные предприятием Köckerling 1999, так называемые STS-катки. В Köckerling дополнительно устанавливают между ободьями переднего катка широкие стойки выравнивающего щита Levelboard, который регулируется по высоте. Тяжелый прикатывающий каток PackerProfil от Lemken состоит из передней части с клиновидными дисками и задней — с широким W-образным профилем прикатывающих дисков. Благодаря шарнирной подвеске культиватор Karat оказался единственным, который всегда опирается на обе части катка равномерно. Однорядный прикатывающий каток с клиновидным профилем дисков от Amazone для лучшего привода сейчас оснащается профилем Matrixprofil. На также однорядном катке Actiflex от Kverneland скрученные между собой заготовки из полосовой стали образуют прикатывающие диски, свободно сидящие на спицах. Между дисками работают скребки.
Легкие почвы предъявляют высокие требования к способности катков нести нагрузку. У трех из них, с U-образными профилями дисков, а также клиновидным профилем и профилем PackerProfil, проблем не наблюдалось. Такие типы катков в сочетании с опорными колесами, расположенными перед ними (Amazone, Horsch, Köckerling, Lemken), или жесткой шаровой сцепкой (Väderstad) обеспечивают стабильную заданную глубину. А вот Actiflex от Kverneland со своей задачей при более глубокой обработке (25 см) не справился. Для более эффективного ведения по глубине в Lemken монтируют передние опорные колеса не на удаленном расстоянии перед стойками, а сбоку. А для выдерживания заданной глубины на пересеченной местности производитель по запросу предлагает систему ContourTrack.
Чем больше глубина рыхления почвы, тем важнее обратное уплотнение. Результаты измерений, выполненные Высшей технической школой, показывают, что у всех участников оно примерно одинаковое. Как правило, каток с клиновидным профилем обода Amazone Cenius обеспечивает более сильное обратное уплотнение на глубине 20 см, поскольку, в отличие от культиваторов со сдвоенными прикатывающими катками, в этом случае тяжелый культиватор общей массой почти 7,4 т опирается на одиночный каток. У остальных же моделей давление распределяется на оба катка. «Крупноразмерное» выравнивание было хорошим при условии правильной настройки выравнивающих сферических дисков (Amazone, Kverneland, Lemken) и дисков-«ромашек» (Horsch, Väderstad). Настройка выравнивателей (Köckerling) оказалась менее чувствительной. На рапсе и зерновых разницы при обработке дисками и долотами практически не было, даже места стыков оказались ровными. При проведении 8-сантиметровой обработки по ССМ-кукурузе (Corn Cob Mix — силосованная смесь зерен и початков) Vector оставил небольшой валок. В Köckerling полагают, что причиной этого в данном случае стали плоско работающие стрельчатые лапы и/или неточная настройка стоек выравнивателей. При малом охвате обрабатываемой поверхности отлично смотрится работа профильного прикатывающего катка от Lemken. На следующем проходе можно было оценить ровность поля.
Безупречное качество культивации почвы можно обеспечить также правильная настройка орудия. Комфортное управление настройками культиватора способствует оптимизация их применения. Одни орудия настраиваются с помощью гидравлики, находясь в кабине трактора. Какие-то орудия настраиваются частично с помощью гидравлики, а частично настройки механические. Есть орудия, настройки которых исключительно механические, то есть настройка становится делом хлопотным и появляется необходимость карабкаться на орудие. Именно поэтому наряду с техникой и качеством выполнения работ чрезвычайно важным фактором в ходе любых испытаний является удобство управления и эксплуатации.
Комфорт начинается уже с момента агрегатирования культиватора с трактором. Подсоединяется ли дышло только к нижним тягам (Amazone, Horsch, Kverneland) или к трехточечному механизму навески (Lemken), особого значения не имеет. Зацепление агрегата от Väderstad осуществляется чуть сложнее, поскольку не сразу отмечаешь наличие тягово-сцепного устройства с шаровой головкой. Трудоемким, а в одиночку и едва выполнимым (необходимо снять центральную тягу механизма навески трактора) становится подсоединение тяжелого гидроцилиндра культиватора Vector (Köckerling), в случае если имеется опциональная система усиления сцепления с почвой. Большинство производителей предлагает альтернативные варианты сцепок. Так, например, Amazone, Horsch, Kverneland и Väderstad применяют маятниковое прицепное устройство, которое у Amazone и Horsch может быть оснащено тягово-сцепным устройством с шаровой головкой. Vector без системы увеличения силы тяги также может поставляться с вариантами таких сцепных устройств либо с зацеплением за нижние тяги.
Система сцепки и наличие свободного пространства за задними колесами трактора в значительной степени влияют на его маневренность. Здесь Amazone, Horsch, Köckerling и Lemken расположились в зеленом диапазоне. Благодаря большому углу поворота даже трактору John Deere 8370R, оснащенному 900-ми колесами, не составляло труда разворачиваться на поворотной полосе с малым радиусом. Почти так же хорошо это получалось и у Kverneland CTC. Для более крупных тракторов имеются специальные удлинители дышла. Значительно больше места для маневра на разворотной полосе требует прицепной Väderstad Opus — здесь задние колеса могут довольно быстро коснуться дышла. Более эффективную помощь в обслуживании культиваторов с цилиндром на дышле может оказать опора, поддерживающая дышло (Köckerling, Väderstad), а не раму культиватора (Amazone, Horsch). Ведь в таком случае высота дышла всегда оказывается подходящей и не нужно постоянно беспокоиться о положении запорного крана (Horsch) или трех кранов (Amazone). На другой стороне под рамой культиватор имеет специальную опору, которая помогает удерживать его в сложенном виде и облегчает монтаж альтернативных сцепных устройств. Культиватор Kverneland CTC легко зацепляется, поскольку фиксируемая в транспортном положении телескопическая труба постоянно держит дышло в нужном положении. Пользоваться опорой дышла культиватора Lemken Karat — сплошное удовольствие, хотя цилиндр, обеспечивающий усиление тягово-сцепных свойств трактора, при ошибках эксплуатации доставляет некоторые проблемы. Оба культиватора можно ставить на хранение в сложенном виде. В Kverneland устанавливают для этого впереди две опоры рамы, а в Lemken, для разгрузки ходовой части сзади, — две автоматические опоры на раме катков.
О том, что гидравлические шланги должны иметь соответствующую маркировку, знают, по-видимому, не везде. Примером для подражания с точки зрения цветной маркировки и функционального обозначения, а также направления движения масла являются Amazone и Köckerling с восемью, а также Lemken с девятью шлангами в общей сложности (три из них, Loadsensing, — для опциональной системы копирования рельефа). Все остальные культиваторы обходятся всего шестью шлангами. В принципе неплохи, но недостаточно заметны зажимы Horsch, которые выделяют и связывают оба шланга одной функции друг с другом. Цветные зажимы Kverneland могут легко потеряться; кроме того, шланги для расположенных впереди мульчирующих дисков не имеют маркировки. Понравилась укладка шлангов с помощью отдельной балки (Amazone, Horsch, Kverneland, Väderstad) или треугольника (Köckerling, Lemken), которые обеспечивают аккуратное размещение шлангов вплоть до подключения к трактору. Да и простое обслуживание устройства для укладки шлангов также в полном порядке.
Все можно очень быстро подсоединить и приняться за работу — вот что нужно при смене делянок. Что касается раскладывания/складывания, то время в пределах 10 секунд считается очень быстрым, в пределах 20 секунд — вполне сносным и свыше 40 секунд — обременительным.
С такой скоростью раскладываются/складываются культиваторы
В Horsch оснащают гидроцилиндры для раскладывания/складывания блокировочными замыкателями, в Kverneland и Lemken делают ставку на автоматическую блокировку, при которой эти действия осуществляются очень удобно без дополнительных ручных операций и необходимости покидать кабину трактора. У Köckerling перед раскладыванием и, соответственно, после складывания необходимо открыть или закрыть запорные краны. В Amazone также установили блокировочные замыкатели, а вот для раскладывания необходимо еще и дополнительно разблокировать гидравлический клапан с помощью тросика, который, кстати, легко спутывается. В Amazone ссылаются при этом на норму ISO-Norm 4254-1, в соответствии с которой раскладывание предписано осуществлять обеими руками. Этой директиве следуют также и в Väderstad, снабдив свой Opus двумя рычагами, которые при складывании автоматически блокируются, а перед раскладыванием требуют разблокировки.
Собственно говоря, при переводе любого испытуемого культиватора из рабочего в транспортное положение и наоборот так или иначе придется выходить из кабины трактора — по крайней мере, таким было наше мнение до этого момента. Вызывалось оно тем, что торчащие в стороны сложенные рабочие органы, как нам казалось, необходимо оснащать специальным ограждением. Однако в Horsch никакого защитного ограждения на культиваторе не предусмотрели, ссылаясь на нормативно-правовую ситуацию. Остальные пять участников испытаний имеют на этот счет иное мнение и поставляют такую защиту для рабочих органов серийно. Будь то маленькие мешочки для отдельных рабочих органов (Amazone, Köckerling), уголки из стального листа (Kverneland) или боковые тенты (Lemken, Väderstad), все эти решения весьма трудоемкие. В результате о защитных приспособлениях на практике зачастую попросту забывают. Хотя есть и другие причины, по которым механизатору приходится покидать кабину трактора: необходимость заблокировать цилиндр дышла или цилиндр ходовой части (Köckerling, Lemken), телескопическую трубу дышла (Kverneland) или повернуть задние фонари (Kverneland).
В вопросах регулировки глубины обработки мерой всех вещей становятся решения с использованием гидравлики (Amazone, Horsch, Köckerling, Lemken), пусть даже и придется калибровать то тут, то там относительно друг друга ход штоков цилиндров у катков и опорных колес (штоки, соответственно, придется то выдвигать, то втягивать до упора). Наличие хорошо читаемой шкалы, как у Amazone и Köckerling, — большая удача. В дополнение ко всему у Köckerling имеется даже установленный в кабине трактора цифровой индикатор. На культиваторах Horsch и Lemken шкала несколько удалена. В принципе неплохо иметь в распоряжении лишь ручную регулировку глубины обработки, если она будет простой и понятной. У Kverneland можно довольно комфортно изменить глубину, переставив четыре шкворня в перфорированной рейке. Здесь, единственное, мешает то, что область регулировки для установки поверхностной обработки оказалась недостаточной. Кроме того, хоть для бесступенчатой регулировки опорных колес с помощью инструмента и имеется шкала, однако она никоим образом не соотносится с задними перфорированными рейками, так что культиватор всегда приходится выставлять в горизонтальное положение на глаз. Väderstad работает с зажимами на цилиндре дышла и на обоих цилиндрах катков. Жаль только, что здесь необходимые пластиковые зажимы поставляются лишь опционально, а регулировки впереди и сзади не являются едиными. Так что и для культиватора Opus приходится постоянно проверять на глаз установленную регулировку и следить за его положением.
Агрегаты для разравнивания не требуют столь частой регулировки, поскольку они соединены с рамой катков шарнирами. Самыми нечувствительными в этом плане оказались разравниватели от Köckerling. Несмотря на это, для оптимизации качества обработки необходимо обеспечить удобство настройки, чтобы даже не допустить мысли, что, мол, и так сойдет. Здесь гидравлические решения с великолепно читаемой шкалой от Amazone и Väderstad вырвались далеко вперед. У культиватора Horsch необходимо по отдельности выставить шесть шпинделей, доступ к которым сзади затруднителен. У Köckerling так же неудобно переставлять шкворни шести перфорированных реек разравнивателей и гидравлического щита. А вот чтобы настроить оба оснащенных великолепной шкалой шпинделя культиватора от Kverneland, потребуется инструмент — раз, и придется вскарабкаться на СТС через каток — два. Регулировка с помощью восьми перфорированных реек культиватора Karat от Lemken хоть и хорошо читаема, да и на открытую раму не нужно лезть, однако для подъема грядиля с двумя дисками потребуется значительно большее усилие, чем пара рук механизатора.
Хорошая смазка — еще один фактор качественной обработки почвы. Количество пресс-масленок и интервалы обслуживания у разных изготовителей значительно отличаются. Регулярное снабжение смазкой Amazone, Horsch и Kverneland наименее затратное и хлопотное; за ними следует Lemken. Для культиватора Vector с 81 пресс-масленкой и относительно короткими интервалами техобслуживания затраты увеличиваются. По мнению специалистов Köckerling, 20-часовой интервал трех пресс-масленок на элемент с избыточной нагрузкой необходим только на каменистых почвах. При наработке ниже 3,5 га/ч интервалы обслуживания всех 53 пресс-масленок на культиваторе Väderstad Opus увеличиваются до 85 часов. Замена рабочих органов относится к обслуживанию технологии применения культиваторов. Однако она становится актуальной при переходе на другую глубину обработки, а также при изменении назначения обработки. Замена рабочих органов производится быстрее и удобнее при использовании быстросменных рабочих органов на культиваторах Kverneland и Lemken, по сравнению с Amazone, Horsch, Köckerling и Väderstad, где рабочие органы прикручиваются. С недавних пор у Amazone также появились быстросменные системы.
Итак: шесть участников испытаний — шесть концепций технической реализации задач культиватора. Все модели отработали как на зерновых, так и на кукурузной соломе без забиваний в области стоек с рабочими органами. В конечном итоге Cenius (Amazone) оказался самым «легким» культиватором. Terrano (Horsch) и Vector (Köckerling) потребовали немного большего расхода топлива на гектар, в то время как Karat от Lemken и Opus от Väderstad, оснащенные 18 стойками вместо 17, расположились в середине турнирной таблицы. По качественным показателям, касающимся и врабатывания пожнивных остатков, и работы прикатывающих катков, с небольшим отрывом лидирует Karat от Lemken. Второе место поделили культиваторы от Amazone, Horsch, Köckerling и Väderstad. В данных конкретных условиях CTC не смог составить им достойной конкуренции, прежде всего из-за катка Actiflex.
Важно: приведенные показатели действительны только для конкретных условий местности и времени года.
Соединение с нижними тягами осуществляется просто, главное —правильно перекрыть нужные запорные краны. Хорошо уложенные гидравлические шланги имеют отличную маркировку
Хотите иметь возможность производить тонкую настройку дисков из кабины трактора? Гидравлическая регулировка устанавливается опционально
С длиной 9,2 м и массой 6,9 т зацепляемый за нижние тяги Amazone Cenius 5003-2 TX Super стал самым длинным и тяжелым участником данных испытаний. При наличии 17 стоек шаг следа составляет 29,4 см. Защита стойки от перегрузки с пружинным предохранительным механизмом срабатывает статически, чего вполне хватает для обеспечения жесткой посадки даже на тяжелых почвах. При врабатывании кукурузных растительных остатков прикрученные стрельчатые лапы нагребают кучи. Для выравнивания на культиваторе установлены двойные диски, такая система оказалась нисколько не лучше аналогичной системы с одиночными дисками на моделях конкурентов. Гидроцилиндр дышла не только прекрасно выглубляет культиватор, работая в паре с гидроцилиндрами ходовой части, — он еще и подгружает задний мост трактора, усиливая сцепление с почвой и разгружая тем самым передние опорные колеса. Все колеса имеют подходящие шины. Для обеспечения 3-метровой транспортной ширины после проведения поверхностной обработки придется регулировать глубину обработки.
Для обеспечения более надежного привода резиноклиновой каток теперь оснащается шинами Matrix
Палитра рабочих органов с шириной захвата от 4 до 35 см соответствует самым разным потребностям. Кроме того, в рамках испытаний была продемонстрирована быстрая смена рабочих органов
Когда цилиндр дышла перекрыт, сцепка и отделение культиватора от трактора не доставляют хлопот. Маркировка хорошо уложенных шлангов в полном порядке, да и к гнездам гидравлических шлангов не придерешься
Для тяжелых условий усилие срабатывания защитных механизмов было достаточно сильным
Horsch Terrano 5 FM тоже имеет достаточную длину — 9,10 м, да и легким почти 6,8-тонный культиватор не назовешь. Для обеспечения 500-килограммовой нагрузки на сцепной шар только в раму дышла интегрировано 250 кг дополнительной массы. При заявленной ширине захвата 4,80 м этот культиватор, прицепленный к нижним тягам механизма навески трактора, не совсем выдерживал и 4,75 м. 17 стоек дают 27,9-сантиметровый шаг следа. Высота рамы, составляющая 74 см, относительно небольшая, хотя и вполне достаточная для условий, в которых проводились данные испытания. Пружинные предохранители стоек срабатывали по результатам измерений при статическом усилии 630 даН, что может оказаться критическим значением только на очень тяжелых почвах. Лепестковые диски (диски- «ромашки») при правильной настройке хорошо выравнивали почву. Благодаря цилиндру на дышле выглубление культиватора на разворотной полосе происходило равномерно. Во время работы цилиндр находился под давлением, благодаря чему для обеспечения лучшего сцепления нагрузка на задний мост трактора увеличивалась, а на передние опорные колеса уменьшалась. Ходовая часть оснащается относительно узкими, но высокими опорными колесами. Благодаря транспортной ширине, составляющей 2,99 м, проблем с передвижением по дорогам общего пользования не возникает.
В Horsch называют свой сдвоенный каток с U-образным профилем ободьев Rollpack
Шесть различных вариантов ширины захвата рабочих органов от 4 до 37 см делают предложение Horsch еще более универсальным и востребованным
Каток STS по запросу может быть оснащен штригельной бороной
Результаты измерений показали усилие срабатывания, равное 530 вместо заявленных 700 даН
Ширина захвата 4,58 м позволяет культиватору Vector 460 от Köckerling длиной 9,10 м и массой почти 5,9 т практически полностью соответствовать заявленной 4,6-метровой ширине захвата. 17 стоек обеспечивают шаг следа 26,9 см. Практично: с помощью фланцевых соединений за счет боковых крыльев ширина захвата культиватора может быть увеличена до 6,20 м. Вместо полученной в результате измерений силы срабатывания гидравлических предохранителей защиты от камней, составляющей 530 даН, Köckerling заявляет 700 даН, хотя полученного значения хватило бы и при работе на тяжелых почвах. Для обеспечения оптимального выравнивания в Köckerling делают ставку на подпружиненные выравниватели. При поверхностной обработке по пожнивным остаткам ССМкукурузы они работали практически на пределе возможностей. Благодаря цилиндру, установленному на дышле, на разворотной полосе культиватор выглубляется достаточно высоко. Для усиления сцепления один цилиндр установлен вместо центральной тяги между трактором и трехточечной сцепкой. Находясь под постоянным давлением, он подгружает примерно 2-тонной нагрузкой задний мост трактора, снимая при этом нагрузку с культиватора и переднего моста. Размеры ходовой части и передние спаренные колеса, а также транспортная ширина, не превышающая 3 м, не дали ни малейшего повода придраться.
Выравниватели обеспечивают ровный горизонт; обработка пожнивных остатков ССМ-кукурузы осуществлялась с некоторым затруднением
Для обработки на различной глубине предлагаются пять рабочих органов шириной от 4 до 35 см
Из-за заблокированного дышла сцепка достаточно хлопотная. Укладка шлангов и их гнезда на тестируемом орудии нам понравились. Маркировку шлангов в Kverneland планируют улучшить
В предоставленных условиях рессоры обеспечивали плотную посадку стоек в почве
Ширина захвата культиватора Kverneland CTC 527 строго соответствует информации, указанной в проспекте производителя, и составляет 4,7 м, количество стоек — 17, шаг следа — 27,8 см. И масса культиватора (6,7 т), и его длина (9,20 м) находятся в середине турнирной таблицы, по сравнению с другими участниками испытаний. Комплекты рессор обеспечивают срабатывание при статическом усилии 660 даН, чего для конкретных условий было вполне достаточно. Перед стойками на культиваторе СТС может быть установлен ряд мульчирующих дисков, которые улучшают врабатывание растительных остатков. Выравнивающие полусферические диски отработали великолепно. CTC зацепляется за нижние тяги сцепного устройства трактора. Вместо отсоединяемой телескопической трубы между дышлом и рамой культиватора хотелось бы видеть гидроцилиндр, который без задействования механизма навески мог бы обеспечить больший клиренс на разворотной полосе, а также возможность усиления сцепления и снятия нагрузки с опорных колес. Для легких и влажных почв размер колес культиватора слишком мал. А вот транспортная ширина Kverneland составляет всего 2,80 м.
К сожалению, каток Actiflex оказался непригодным для наших условий работы
Три из пяти предложенных рабочих органов с шириной захвата от 8 до 35 см монтируются с помощью быстросъемных соединений
Пружинные предохранители срабатывают лишь при большом усилии, обеспечивая стабильное положение стойки
Сферические диски вместо срезных болтов также могут опционально оснащаться пружинными предохранителями от перегрузки
Lemken, имея в распоряжении Karat 9/500 KUA массой 6,9 т и длиной 9 м, делает ставку на 18 стоек. При ширине захвата 4,98 м, всего на 2 см меньше заявленной, ширина следа составляет 27,7 см. Комплекты рессор обеспечивают надежное нахождение стойки в почве, статическое усилие срабатывания по результатам наших измерений составило 720 даН. К полусферическим дискам, обеспечивающим качественное выравнивание, претензий также нет. Большой плюс этого культиватора — тяжелый профильный прикатывающий каток, который оставляет за собой идеально ровную поверхность. К трактору Karat крепится с помощью трехточечной навески, дополнительный гидроцилиндр, интегрированный между трехточечной сцепкой и дышлом, обеспечивает усиление сцепления, перенося 1 т нагрузки с культиватора и переднего моста на задний мост трактора. Если на разворотной полосе потребуется увеличить клиренс, то придется приподнять механизм навески трактора. Как колеса ходовой части, так и опорные колеса имеют подходящий размер шин. Транспортная ширина менее 3 м также не дает повода для критики.
Тяжелый прикатывающий каток PackerProfil на качающейся подвеске обеспечивает ровный горизонт почвы
Ширина рабочих органов находится в пределах 6–31 см, причем не имеет значения, оснащен ли Karat опциональной системой замены рабочих органов новой конструкции
Шаровая сцепка не заметна с водительского кресла и обеспечивает лишь небольшой угол поворота. Укладка и гнезда гидравлических шлангов в порядке, маркировка последних в Väderstad стала заметно лучше
Гидравлические предохранители от камней обеспечивают нахождение стоек на заданной глубине даже на тяжелых почвах
Opus 500 от Väderstad массой 5,9 т оказался наиболее легким, а при длине 8,70 м — еще и самым компактным участником испытаний. Он, единственный из всех, цеплялся не к механизму навески, а к тягово-сцепному устройству с шаровой головкой. Благодаря этому в Väderstad смогли отказаться от ведения по глубине при помощи передних опорных колес. Ширина захвата составляет 4,80 м (вместо заявленных 4,75 м), 18 стоек обеспечивают самый малый среди участников шаг следа — 26,7 см. В качестве защитного механизма от перегрузки в Väderstad используют устройство с гидравлическим приводом, которое обеспечивает при максимально допустимом давлении 150 бар высокий момент срабатывания, равный 730 даН. Благодаря этому стойки сохраняют заданную рабочую глубину даже на тяжелых почвах. Диски-«ромашки» обеспечивают качественное выравнивание почвы перед следующим за ними прикатывающим катком. При ведении культиватора Opus по глубине существует три варианта: только прикатывающий каток (регулировка при проведении теста), только ходовая часть культиватора и комбинация катка и ходовой части. Шины ходовой части подобраны по ширине оптимально, хотя колесам не помешал бы чуть больший диаметр. Транспортная ширина в самом узком месте — 3 м.
Свой прикатывающий каток с U-образным профилем в Väderstad называют Double SoilRunner
В дополнение к стандартным рабочим органам шириной от 4 до 30 см имеется в наличии подпочвенный рыхлитель (крайний справа) для проведения глубокой (до 40 см) обработки
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.