Трактор CLAAS Xerion 5000

На вопрос, какая сельскохозяйственная техника наиболее важна для земледельца, большинство аграриев ответят: конечно же, трактор! Именно на него возлагаются самые тяжелые работы по подготовке почвы и посеву сельскохозяйственных культур. А порой трактор решает задачи и по выполнению других видов работ.

Форма жизни

фото 1.JPG

Кабина трактора Xerion — самая тихая и недоступная для пыли и грязи среди «одноклассников». Оператор трактора Xerion может себе позволить работать в белой рубашке

Изначально трактор создавался с одной целью: тянуть за собой плуг, борону или другой подобный агрегат, который до этого тащили лошади или быки. Даже само слово «трактор» происходит от латинского trahere, что означает «тянуть, волочить».

Со временем люди изобрели огромное разнообразие тракторов. Среди них были большие и маленькие, колесные и гусеничные, универсальные и предназначенные для каких-то узких задач. Но каждый производитель тракторов рано или поздно задумывался над созданием настолько универсальной машины, чтобы она смогла заменить и трактор, и комбайн, и грузовик для внутрихозяйственных перевозок, и другие машины, применяемые в сельскохозяйственном производстве.

Идея такого трактора обычно не продвигалась дальше опытных разработок. Производители понимали, что спрос на подобного рода машину большим не будет, а затраты на ее разработку и производство получатся немалые, ведь этот трактор — не такой, как все остальные.
Одним из тех, кто настаивал на создании такого трактора и занимался его разработкой на протяжении десятилетий, была немецкая компания CLAAS. Сын основателя компании Гельмут Клаас был твердо убежден, что многофункциональный трактор может сделать сельское хозяйство более экономичным. Создание такого трактора стало делом его жизни.

После многолетних и кропотливых работ компания CLAAS в 1997 году представила первое поколение тракторов Xerion, которые получили четыре одинаковых по размеру колеса, бесступенчатый привод, поворотную кабину, двигатель мощностью 250 л. с. и многое другое. Эта машина стала чем-то большим, чем просто трактор, так как сфера ее применения значительно расширилась.
С тех пор прошло уже более 25 лет, и тракторы серии Xerion стали не только намного мощнее, но и, по изначальной задумке, универсальными! CLAAS Xerion 5000 на сегодняшний день является самым мощным не только в серии, но и в линейке всех тракторов, выпускаемых CLAAS. Именно о нем мы и расскажем.

Как известно, тракторы Xerion отличаются от большинства обычных тракторов тем, что сельскохозяйственное оборудование зачастую может устанавливаться прямо на них — например, бункеры посевных комплексов, бочки для внесения жидких удобрений и многое другое. Масса такого оборудования может достигать 15 т. Согласитесь, подобными показателями не может похвастаться ни один другой трактор.
Столь высокая несущая способность — в первую очередь заслуга цельнорамной конструкции. Рама проходит через весь трактор от переднего до заднего навесного устройства, а все узлы и агрегаты крепятся к ней.
Помимо этого, еще одним преимуществом такой конструкции стало то, что двигатель и коробка передач установлены на раме модульным способом и не имеют несущей функции. Их крепление к раме реализовано при помощи упругих элементов, что обеспечивает низкий уровень вибрации.

В качестве силовой установки на тракторе применен 6-цилиндровый рядный турбированный дизельный двигатель Perkins 2206D E13TA с рабочим объемом 12,5 л и системой охлаждения наддувочного воздуха. Он обеспечивает трактор мощностью 487 л. с. при оборотах коленчатого вала 2000 об/мин. Максимальная мощность, которую может развить двигатель, составляет 524 л. с. при 1800 об/мин. Максимальный крутящий момент достигает значения 2353 Нм при 1400 об/мин. Двигатель удовлетворяет требованиям нормы токсичности выхлопных газов Tier IIIA и отличается высокой производительностью, экономичностью и надежностью.

У трактора есть одна особенность: у него отсутствует воздухозаборник. Воздух в двигатель поступает через решетку на капоте посредством всасывания через пылеотделитель. Крупные частицы постоянно отводятся через трубопровод, идущий от пылеотделителя к вентилятору двигателя, под действием пониженного давления. Затем предварительно очищенный воздух очищается при помощи воздушного фильтра двигателя.

фото 4.JPG

фото 22.JPG

Мощное освещение для работы в темное время суток

фото 16.JPG

Задний балласт представляет собой плиту-основание и набор устанавливаемых на ней модульных плит

Трактор Xerion 5000 может быть оснащен гидравлическим вентилятором с реверсивной функцией. Частота его вращения, а также угол установки лопастей вентилятора автоматически регулируются гидравлическим приводом в зависимости от температуры двигателя. Это обеспечивает работу вентилятора на полной мощности только в случае необходимости, а также гарантирует эффективную экономию мощности двигателя и топлива.
Очистку сетки радиатора можно выполнить в любое время простым нажатием кнопки на панели управления в кабине, после чего вентилятор охлаждения произведет максимальный обратный выдув и вынесет большую часть налипшего на сетку мусора.

Для использования в зимних условиях и уверенного запуска двигателя при отрицательных температурах трактор может оснащаться подогревателем охлаждающей жидкости. Подогрев происходит при помощи нагревательного элемента мощностью 1,5 кВт, работающего от сети 220 В. Для удобства его подключения вилка с кабелем длиной 2,5 м располагается в аккумуляторном ящике.
Топливный бак выполнен из стали и размещен в центре машины. Такое расположение положительно сказывается и на тяговых характеристиках трактора, потому что степень его заполнения не оказывает влияния на развесовку по осям. Объем бака — 1000 л дизельного топлива.

Еще одна отличительная черта трактора Xerion 5000 — бесступенчатое изменение скорости движения. Именно это условие было ключевым при создании первой модели в линейке Xerion.
Бесступенчатая трансмиссия трактора построена по технологии CMatic, которая реализована при помощи коробки передач ZF-Eccom 4.5 или ZF-Eccom 5.0. Коробка передач полностью реверсируемая, с четырьмя диапазонами для движения как вперед, так и назад. Благодаря комбинации гидравлической и механической передач крутящего момента с высокой долей механических компонентов обеспечивается эффективная передача усилия.

Скорость трактора можно задать в диапазоне от 0,05 до 50 км/ч в обоих направлениях, при этом максимальная достигается даже при уменьшенной частоте вращения двигателя, что является уникальной особенностью тракторов этого класса. Во время работы в поле заданная скорость также поддерживается при оптимальной частоте вращения двигателя, чем достигается минимальный расход топлива.

Благодаря коробке передач происходит распределение крутящего момента к переднему и заднему мостам, а также привод вала отбора мощности (ВОМ). Приводы расположены таким образом, что передача мощности осуществляется максимально прямолинейно, что повышает эффективность и надежность всей трансмиссии.
ВОМ имеет частоту вращения 1000 об/мин, при этом реализация высокой мощности на хвостовике происходит при сниженной частоте вращения двигателя: 1730 об/мин. Таким образом, трактор работает с уменьшенным расходом топлива на полной мощности двигателя. Съемные и заменяемые хвостовики ВОМ с разными диаметрами и количеством шлицев обеспечивают адаптацию для работы различного оборудования.

Трактор имеет постоянный полный привод с возможностью принудительной блокировки межосевого и межколесных дифференциалов. Мощные ведущие мосты способны выдерживать нагрузку до 20 000 кг на каждый, если скорость не превышает 10 км/ч. При максимальной скорости и при тяговых работах расчетный показатель грузоподъемности составляет 15 000 кг на каждый мост. Чтобы не допустить перегрева трансмиссионного масла в ведущих мостах, они оборудованы двумя отдельными системами охлаждения.

фото 32.JPG

фото 12.JPG

Для работоспособности и производительности необходим не только мощный двигатель, но и мощные опоры. Грузоподъемность каждого ведущего моста — до 20 000 кг

фото 13.JPG

В стандартном оснащении для поворота колес применяются гидроцилиндры двустороннего действия с двусторонним штоком


Для достижения хорошей маневренности на тракторе применены управляемые передний и задний мосты. В стандартном оснащении для поворота колес применяются гидроцилиндры двустороннего действия с двусторонним штоком на каждом мосту. Если работы будут проводиться на тракторе со сдвоенными шинами, то дополнительно на каждый мост устанавливается еще по два гидравлических цилиндра поворота.


Благодаря двум управляемым мостам на тракторе доступны пять программ рулевого управления:

  • Стандартная, когда осуществляется управление только передними колесами. Такой режим применяется при движении по дорогам во время переездов или на транспортных работах.
  • Управление всеми колесами, когда происходит поворот как передних, так и задних колес. В этом случае колеса на одном мосту поворачиваются в одну сторону, на втором — в другую. В данном режиме достигается самая высокая маневренность трактора, а радиус поворота составляет всего 7 м.
  • Односторонний крабовый ход, когда можно осуществить поворот колес заднего моста независимо от передних. В этом случае немного меняется вектор тяги трактора, ведь при прямолинейном движении направление тяги задних колес не совпадает с направлением тяги передних. Такой способ необходим, например, при работе на склонах, когда трактор стаскивает в сторону. В этом случае угол отклонения задних колес настраивается при помощи многофункционального джойстика.
  • Щадящий ход (малый крабовый ход), когда задние колеса двигаются с небольшим смещением относительно передних и не происходит образования колеи и переуплотнения почвы.
  • Большой крабовый ход, когда задние колеса двигаются с максимальным смещением относительно передних. В таком случае полностью отсутствует перекрытие следов передних и задних колес, что способствует максимально бережному воздействию на почву в поле.

Параметры щадящего, или малого крабового, хода настраиваются на терминале бортового компьютера Cebis, а затем остается только переключить соответствующий тумблер. При этом радиус разворота по-прежнему останется небольшим, так как задний мост будет делать согласованный поворот. Тормоза трактора — многодисковые «мокрого» типа с гидравлическим управлением — расположены на каждом колесе. Для управления тормозами прицепов предусмотрена двухконтурная пневматическая система. Опционально доступно присоединение прицепных машин, оборудованных тормозами с ABS.

Архитектура трактора Xerion построена по концепции Trac, и ее самая заметная отличительная черта — наличие четырех колес одинакового размера. На Xerion 5000 могут быть установлены разные варианты колес, наружный диаметр которых может достигать 2,16 м. Благодаря этому большая опорная поверхность шин, даже несмотря на большой эксплуатационный вес трактора, обеспечивает оптимальное сохранение структуры почвы и минимальное уплотнение.

фото 33.JPG

фото 18.JPG

Многофункциональный джойстик Cmotion

фото 24.JPG

Управление освещением, климатической установкой, а также автомагнитола в верхней части кабины

На рассматриваемом тракторе установлены колеса размером 900/60 R42. При необходимости увеличения площади сцепления с поверхностью, а также уменьшения давления на почву могут быть установлены сдвоенные колеса 710/75 R42. Для реализации всей тяговой мощности трактора на нем предусмотрена система балластировки, расположенная в двух местах: в передней части и за кабиной. Для передней части предназначено два вида балласта: стационарно устанавливаемый и балласт для переднего навесного устройства, если трактор им оснащен.
В обоих случаях максимальная масса переднего балласта — 3400 кг.

Задний балласт устанавливается на специальную пластину позади кабины. Он представляет собой плиту-основание и набор устанавливаемых на ней модульных плит. Максимальный вес заднего балласта — тоже 3400 кг. Гидравлическая система трактора работает от гидравлического насоса с максимальной подачей 205 л/мин при давлении рабочей жидкости 200 бар.
На тракторе имеется два гидравлических контура: основной для секций гидрораспределителя и навесок и вспомогательный для охлаждения масла, рулевого управления и системы торможения. По отдельному заказу трактор может быть оснащен третьим гидравлическим контуром, который обеспечивает постоянный поток 86 л/мин при аналогичном давлении (200 бар).
Гидровыводы и другие присоединительные разъемы смонтированы на одной панели с количеством пар гидровыводов от 3 до 6 (максимально — 7, если нет задней навески). В переднюю часть трактора может быть вынесено до 2 пар гидровыводов (максимально — 3, если нет передней навески).
На каждой секции гидрораспределителя можно выполнять бесступенчатую настройку времени и количества расхода жидкости с помощью бортового компьютера Cebis. Максимальный расход гидравлической жидкости по одной секции — 105 л/мин.

Прямой отбор гидравлической мощности Power Beyond может быть установлен как спереди, так и сзади. Большие сечения трубопроводов и плоские разъемы сзади и спереди позволяют подавать на присоединенные орудия большой поток масла при небольших потерях. Управление гидравлической системой осуществляется при помощи органов управления, расположенных на панели управления. Наиболее часто используемым секциям можно назначить управление на многофункциональном джойстике Cmotion.

фото 3.JPG

Для любых видов работ используются отдельные балластные плиты как в передней, так и в задней части. Простая установка и демонтаж гарантируют повышенную гибкость

Управление некоторыми секциями как спереди, так и сзади продублировано кнопками снаружи трактора, что позволяет облегчить присоединение гидроуправляемых машин.
Облегчить работу механизатора на краю поля позволяет система CLAAS Sequence Management (CSM), которая берет на себя всю работу при маневрах на разворотах. При нажатии на кнопку повторяются все предварительно записанные действия. Алгоритмы можно создать по выбору: в зависимости от расстояния или от времени.

Для присоединения навесных или полунавесных машин и орудий трактор может оборудоваться передней и задней навесной системами. Заднее навесное устройство — трехточечное категории IVN. Опционально навеска может быть категории III или IV. Ее подъем и опускание происходят при помощи двух гидравлических цилиндров. Максимальная грузоподъемность — 10 000 кг. При переездах с навесным орудием в транспортном положении задняя навеска работает в демпфирующем режиме и гасит колебания. Для возможности агрегатирования машин, навешиваемых спереди, трактор может оснащаться передним трехточечным навесным устройством категории III. Его максимальная грузоподъемность — 8100 кг.
Для агрегатирования прицепных машин и орудий трактор оборудуется тяговым брусом с вилкой под палец 40 или 50 мм, тяговым брусом со сцепным шаром 80 мм или тяговым брусом Piton Fix. Также может быть установлено тягово-сцепное устройство лифтового типа, то есть с возможностью регулировки по высоте.
Для использования трактора в качестве седельного тягача со специализированными сельскохозяйственными машинами он может быть оснащен S-образной сцепкой. Шаровая сцепка 110 мм за кабиной рассчитана на вертикальную нагрузку до 15 000 кг. Благодаря расположению шара непосредственно за кабиной вертикальная нагрузка равномернее распределяется по обеим осям.

Еще одна особенность тракторов Xerion — поворотная кабина. Эта функция, конечно же, идет как опция и стоит достаточно немалых денег, но именно благодаря ей выполнение некоторых задач становится невероятно комфортным.
Трактор Xerion с поворотной кабиной имеет обозначение Trac VC (Variable Cab). Для поворота кабины не требуется никаких подготовительных или сопутствующих действий: нажимаешь кнопку на панели — и в считаные секунды она перемещается на подъемной башне из центрального положения в заднее над задней осью или обратно. Также автоматически поворачивается система управления, благодаря чему все функции нового направления движения используются логичным образом. Этот вариант положения кабины будет оптимальным для выполнения специализированных работ, таких как измельчение древесины, мульчирование, фрезерно-роторная снегоочистка или трамбовка силоса.

В варианте с неподвижной кабиной трактор обозначается просто Trac. В этом случае кабина расположена неподвижно посередине трактора. Такая комплектация представляет собой наиболее оптимальный вариант для классических земледельческих работ, например обработки почвы, посева, транспортировки прицепов и внесения удобрений.
Кабина трактора — двухместная и очень широкая. Даже пассажир, расположившийся на втором сиденье, не чувствует какого-либо стеснения. Тут большая поверхность остекления и обеспечивается хороший обзор вокруг трактора, что позволяет визуально контролировать как переднюю зону навески, так и заднюю. Не стоит говорить, что в кабине присутствуют все необходимые системы для комфортной работы на протяжении рабочих смен. Добавим лишь, что в стандартной комплектации кабина оснащена механической подвеской с пружинными амортизаторами, а отдельно доступна полуактивная пневматическая подвеска с электроуправлением.

Все основные органы управления расположены на панели, интегрированной в правый подлокотник сиденья механизатора, который разработан таким образом, чтобы обеспечить руке и запястью максимально расслабленное положение и удобное управление ключевыми функциями. Даже при использовании многофункционального джойстика Cmotion напрягать и поднимать руку не нужно — она продолжает лежать на подлокотнике.
Все современные машины сегодня оборудуются умными электронными системами, и трактор CLAAS Xerion 5000 не стал исключением. В его оснащение могут входить системы параллельного вождения, телеметрии, картирования урожайности, удаленного сервисного диагностирования и многие другие.

Помимо монитора бортовой системы Cebis, на тракторе устанавливается дополнительный терминал S7 или S10 с цветным сенсорным дисплеем диагональю 7 или 10 дюймов. Благодаря им контролируется работа
оборудования, присоединенного по ISOBUS, система параллельного вождения, отображение с подключаемых камер наружного наблюдения, система ведения колеи, автоматический поворот на краю поля и многое другое.

Итак: как видим, функционал CLAAS Xerion 5000 действительно расширяет сферу применения обычного трактора. Сегодня он эксплуатируется не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях, где нужны не только мощь и высокая тяговая способность, но и универсальность, комфорт и удобство для человека, а также способность быстрой адаптации к различным видам выполняемых работ. Это делает Xerion 5000 именно той универсальной машиной, которая задумывалась конструкторами несколько десятилетий назад.