Трактор К-530 Петербургского тракторного завода

В начале 2024 года Петербургский тракторный завод выкатил свои основные новинки — трактор пятого тягового класса К‑530 и уже знакомый многим трактор К‑525, получивший новую скоростную коробку передач, благодаря которой он теперь не только разгоняется до 50 км/ч, но и переключается с первой по восьмую передачу без разрыва потока мощности в пределах выбранного диапазона.

+5 «Кировца»


фото 1.JPG

Всвязи с тем, что новый трактор является по большей части модернизированной версией К‑525, построим наш сегодняшний обзор на разборе отличительных особенностей К‑530 по сравнению с К‑525.

фото 2.JPG

Конечно, главным отличием этого трактора стал новый двигатель. Здесь установлен 6-цилиндровый турбированный дизельный двигатель Ярославского моторного завода ЯМЗ‑53715-10 номинальной мощностью 300 л. с. и с номинальной частотой вращения коленчатого вала 2100 об/мин. Максимальный крутящий момент, который развивает этот двигатель, достигает 1250 Нм при частоте вращения от 1200 до 1600 об/мин. Хотя внешне он практически не отличается от двигателя ЯМЗ‑53645, который устанавливается на трактор К‑525, его рабочий объем составляет 7,7 л, что на целый литр больше.

ПОДКАПОТНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Конечно, увеличение мощности и объема двигателя не могло не сказаться на сопутствующих системах. В частности, была изменена система охлаждения. Новый радиаторный блок включает увеличенные радиаторы охлаждающей жидкости и гидравлической системы. Чтобы более эффективно использовать большую площадь радиаторов, вентилятор охлаждения стал больше в диаметре, а также получил увеличенную частоту вращения за счет применения шкивов другого диаметра. Кроме того, радиаторный блок получил контур уплотнения по периметру, благодаря которому весь поступающий через решетку радиатора объем воздуха проходит только через соты радиатора, а нагретый воздух не возвращается из моторного отсека обратно. Таким образом достигается максимальная продувка радиаторов холодным воздухом.

Помимо этого, для нового двигателя потребовалось больше подаваемого воздуха, поэтому были применены впускные трубы увеличенного диаметра. Несмотря на то что двигатель стал мощнее и больше, его топливная эффективность улучшилась. Если двигатель трактора К‑525 потребляет около 173 г/л. с. ∙ ч, то, по заверению производителя, двигатель трактора К‑530 будет потреблять около 167 г/л. с. ∙ ч, то есть на 3,5% меньше.

Некоторые изменения затронули и топливную систему. Во-первых, в более удобное место перенесен топливный фильтр предварительной очистки. Теперь он размещен с левой стороны по ходу движения трактора, рядом с лестницей. Стало проще контролировать состояние фильтра и гораздо удобнее его обслуживать. Во-вторых, конструкция топливных баков и передних крыльев была изменена, благодаря чему не только увеличилось расстояние до протектора колес, но и стало возможным применение широкопрофильных шин низкого давления, например размером 1000/50 R25.

ШАРНИРНЫЙ УЗЕЛ И КОЛЕСА

Стоить отметить и то, что на дренажной линии топливных баков появился кран. Его необходимость обусловлена удобством заправки в некоторых случаях. В остальном у топливных баков сохранена возможность откидываться в сторону, дорожный просвет и суммарный объем 660 л.

Трактор К‑530 получил переработанный и усиленный шарнирный узел. В частности, в отличие от шарнирного узла на К‑525, в нем изменена конструкция коромысла, которое было усилено. Кроме того, НОВЫЙ К-530 получил новый радиаторный блок для максимальной продувки радиаторов холодным воздухом. Да и новому двигателю необходимо больше подаваемого воздуха ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ. Радиаторный блок для К-525 с двигателем 250 л. с. НА ТРАКТОРЕ К‑525 стоят колеса 620/75 R26 турецкого производства увеличен диаметр оси крепления коромысла с 60 до 80 мм, а в соединении рам применен увеличенный сферический шарнир.

Следующее немаловажное и, скорее всего, самое заметное на первый взгляд изменение—это применение шин и дисков другого типоразмера. На тракторе К‑530 установлены колеса 600/65 R34 производства ВКТ. На тракторе К‑525 стоят колеса 620/75 R26 или 23.1 R26. Изменение посадочного диаметра колес было вызвано ростом нагрузки и необходимостью применения шин с высоким индексом нагрузки. Несмотря на то что визуально колеса кажутся больше, их наружный диаметр практически не изменился, благодаря чему не изменился и транспортный габарит трактора по высоте: 3700 мм.

РАСЧЕТНЫЙ ГАБАРИТ

Кстати, что касается габаритов нового трактора, то его ширина по-прежнему 2,54 м, то есть он может свободно передвигаться по дорогам общего пользования. Увеличение мощности привело к необходимости увеличения массы, поэтому новый К‑530 уже в базовом оснащении получил набор переднего балласта общим весом 800 кг. Вместе с ним эксплуатационная масса трактора составляет 11 300 кг на одинарных шинах. Если и этого будет недостаточного, то опционально доступен дополнительный балласт для передней и задней рамы суммарной массой 680 кг.

Еще одно небольшое, но довольно значимое отличие трактора на сегодняшний день — это измененные крылья задних колес. Во-первых, они, так же как и крылья передних колес, позволяют устанавливать широкопрофильные шины, а во‑вторых, в их задней части применен брызговик доработанной конструкции, который предотвращает закидывание грязи на заднюю навеску трактора.

В остальном тракторы аналогичны, поэтому напомним основные технические особенности трактора серии К5. Ведущие мосты оснащены самоблокирующимися дифференциалами и колесными редукторами планетарного типа. Передний ведущий мост имеет постоянный привод, а вот задний можно отключать при движении по дорогам с твердым покрытием и включать во время работы в поле или движения трактора по бездорожью.

Задний мост крепится к грузовой раме жестко, а передний—через продольные полуэллиптические рессоры, которые смягчают ударные нагрузки при наезде колеса на препятствие. Телескопические гидравлические амортизаторы делают процесс возврата колеса в исходное положение более плавным.

ГИДРАВЛИКА

Гидравлическая система трактора работает на базе аксиально-поршневого гидравлического насоса с максимальной производительностью до 180 л/мин. Электроуправляемый гидравлический распределитель управляет задним навесным устройством, а также имеет четыре пары гидровыводов для присоединения выносных гидравлических цилиндров или гидроприводных машин.

Секции, которые отвечают за работу выносных гидравлических цилиндров, можно быстро и легко настроить на нужную пропускную способность посредством рукояток настройки на панели управления, которые расположены напротив соответствующих переключателей. Диапазон регулирования — от 0 до 120 л/мин. Похожим образом может быть настроено время срабатывания секций в диапазоне от 2 сек до непрерывной подачи.

ТРЕХТОЧЕЧНОЕ НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Для агрегатирования трактора с навесными или полунавесными агрегатами он оборудован задним трехточечным навесным устройством, которое соответствует категории III. Максимальная грузоподъемность навесного устройства на оси подвеса — 6500 кг. На расстоянии 610 мм от оси подвеса этот показатель составляет 4100 кг.

Подъем и опускание навески осуществляются при помощи двух гидравлических цилиндров. При поднятии навески с навешенным на ней агрегатом в транспортное положение она начинает работать в режиме «демпфирование» и смягчает ударные нагрузки при движении по неровностям. Управление подъемом и опусканием задней навески может производиться не только с пульта управления в кабине, но и с дублирующих кнопок управления, расположенных на левом заднем крыле трактора, благодаря чему максимально упрощается процесс присоединения навесных агрегатов.

Для агрегатирования трактора с прицепами, полуприцепами, прицепными машинами и орудиями в зависимости от их типа могут быть установлены различные тягово-сцепные устройства. Чтобы приводить в действие машины и орудия с активными рабочими органами или другими системами, требующими механического привода, на тракторе может быть установлен вал отбора мощности (ВОМ). При этом частота вращения хвостовика может быть установлена на 540 или 1000 об/мин, а вращение будет происходить в независимом режиме. Хвостовик тоже может быть подобран и заменен на необходимый в зависимости от присоединяемой машины.

ТОРМОЗА

Тормозная система трактора — пневматическая с рабочими тормозами барабанного типа. Для управления тормозной системой буксируемого прицепа трактор уже в базовой комплектации имеет соответствующую систему и пневмовыводы для присоединения тормозной системы прицепа. Благодаря такому оснащению и тяговым качествам трактора он может работать с прицепами полной массой до 18 т, что является довольно неплохим показателем.

КАБИНА

525 (2).JPG

Оба трактора оснащаются просторной двухместной кабиной. С ней уже знакомы многие, так как точно такая же устанавливается на тракторы К‑7М. В ней есть все условия для комфорта механизатора как при полевых, так и при транспортных работах.

Управление всеми основными системами трактора сконцентрировано в одном месте на эргономичной панели управления «Командпост‑4А», которая объединена с правым подлокотником кресла механизатора. Кстати, здесь мы можем заметить немаловажное обновление, которое обрадует многих механизаторов: изменился механизм фиксации правого подлокотника, то есть той самой панели управления. Теперь она не издает дребезжащий звук во время работы и движения трактора.

ТРАНСМИССИЯ

Мы подошли к трансмиссии, и здесь есть о чем рассказать. Теперь на тракторах серии К‑5 доступно два типа коробок передач. Первая — уже знакомая четырехрежимная гидромеханическая Т5, обеспечивающая 16 передач переднего и 8 заднего хода и максимальную скорость переднего хода 36 км/ч. Вторая, Т5-А, сохранила такое же суммарное количество передач как переднего, так и заднего хода, но получила всего два режима (рабочий и транспортный). Но самое главное, что теперь 8 передач внутри диапазона переключаются без разрыва потока мощности! Кроме того, изменился показатель максимальной скорости трактора — с двухрежимной коробкой он может разгоняться до 50 км/ч, что очень пригодится при перегонах или транспортных работах.

В несколько раз снизилась нагрузка на механизатора и упростилась работа автоматической системы управления. Каждый ряд полностью закрывает диапазон скоростей для определенных задач — полевых работ и транспортировки. Значительно удобнее будет работать под нагрузкой в поле и стартовать с места с тяжелым прицепом. Немаловажно и то, что теперь снизилась нагрузка на механизмы трансмиссии и двигатель, так как трактор начинает движение с самой низкой передачи в выбранном диапазоне и более плавно выходит на оптимальный режим.

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Нужно отметить, что новый трактор «Кировец» К‑530 пока оснащается четырехрежимной коробкой передач Т5, но уже во второй половине 2024 года он также получит новую двухрежимную коробку Т5-А, о которой мы расскажем более подробно. Коробка Т5-А классифицируется как механическая с возможностью автоматического и ручного управления, многоступенчатая, двухрежимная, с шестернями постоянного зацепления, механическим приводом переключения режимов и гидравлическим переключением передач без разрыва потока мощности в пределах любого режима.

Рабочий диапазон максимальных скоростей у трактора «Кировец» К‑525 с новой коробкой передач — от 3,9 до 14,6 км/ч, транспортный — от 12,2 до 50 км/ч. Остановка трактора требуется только для перехода из рабочего диапазона в транспортный, а также для смены направления движения.

фото 525.JPG

Управление фрикционными муфтами переключения передач на новой коробке — пропорциональное электрогидравлическое. Это означает, что здесь уже нет промежуточных пневмоцилиндров, управляющих механизмом переключения передач. Переключение режимов сохранило прежний принцип, оно осуществляется зубчатой муфтой с пневматическим приводом. При этом оно упростилось, так как диапазонов вместо четырех осталось всего два.

В новой коробке передач сохранилась схема с прямозубыми шестернями постоянного зацепления. Для тракторов высокой мощности такая конструкция подходит наилучшим образом. Через прямой зуб с одной шестерни на другую передается весь крутящий момент без осевой нагрузки, характерной для косозубой передачи. При этом снижается нагрузка на подшипники и картер коробки, они разгружены в осевом направлении, а это способствует повышению надежности и увеличению ресурса всего агрегата.

«КОМАНДПОСТ‑4А»

В кабине трактора с новой коробкой передач сразу можно заметить немного измененную панель управления «Командпост‑4А». На ней мы видим, что кнопок выбора режимов осталось всего две. Под кнопками, которые раньше отвечали за третий и четвертый режим, теперь расположена кнопка выбора автоматического переключения передач и кнопка включения круиз-контроля. Таким образом, трактор с подобной коробкой имеет три варианта переключения передач: ручной, автоматический и круиз.

В ручном режиме механизатор сам управляет переключением передач при помощи кнопок на рукоятке. В режиме «автомат» система управления автоматически подбирает нужную передачу с учетом нагрузки и положения педали акселератора или ручного газа. Этот режим наилучшим образом подходит для транспортных работ или работы в поле с легкими агрегатами. В режиме «круиз» система управления поддерживает заданную механизатором скорость движения, подбирая передачу в зависимости от нагрузки для оптимального режима работы двигателя. Этот режим подойдет для выполнения энергоемких технологических операций в поле.

Кроме того, тракторам с новой коробкой передач вернули отдельный дисплей на правой стойке кабины, который не только отвечает за информирование о состоянии коробки передач, но и позволяет производить некоторые настройки.

Итак: подводя итог нашего обзора, отметим, что если ранее тракторы серии К‑5 были представлены всего одним трактором, то теперь модельный ряд базовых машин расширился и насчитывает уже три модели (а во второй половине этого года будет представлена четвертая). Такой ассортимент позволит точнее подобрать машину под спектр выполняемых работ, а значит, более грамотно инвестировать денежные средства.

Не может не радовать и тот факт, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, Петербургский тракторный завод не прекращает внедрение в производственную линейку новой техники, а также модернизацию уже существующих моделей тракторов. Поэтому с нетерпением ждем новинки завода и продолжаем знакомить вас с ключевыми особенностями новой сельхозтехники.

фото 3.JPG