Художники на трубах

Что может быть общего у искусства, промышленности и бизнеса? Правильно — талант и вдохновение. В любом деле и на любом предприятии людям, которые что-то создают или производят, необходимо и творческое, и рациональное начало. Тогда они демонстрируют не только эффективные результаты своей работы, но и заряжают и вдохновляют окружающих.

01-0180-2.jpg

В рамках фестиваля художники совместно с куратором посещают российские предприятия и хозяйства

Пять лет назад фестиваль «Время, вперед!» задумывался как коллаборация искусства и промышленности для привлечения внимания общественности к теме созидательного труда и демонстрации развития промышленности и сельского хозяйства в стране. Однако время и обстоятельства складываются таким образом, что фестиваль «Время, вперед!» из начальной идеи тонкого PR-хода российской промышленности перерос в отдельное направление, которое дает толчок развитию новых направлений в искусстве. В рамках фестиваля художники посещают действующие предприятия и поля, пишут портреты рабочих, изображают технику, индустриальные ландшафты и производственные процессы. В основу фестиваля заложена идея ценности человеческого труда, огромного потенциала аграрной и индустриальной сфер экономики страны. Этим темам посвящены все работы участников — художников, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства из разных регионов России. Лучшие произведения каждого сезона участвуют в итоговой выставке в Новой Третьяковке в Москве.

За всю историю на изобразительное искусство влияли разные факторы: промышленные и индустриальные революции, политические катаклизмы, великие изобретения. В конце XIX — начале XX века по всему миру прокатилась волна индустриализации, а в изобразительном искусстве появился новый жанр — индустриальный пейзаж. На фоне привычных природных и аграрных ландшафтов возводились предприятия металлургии, тяжелой промышленности и машиностроения. Такие преобразования оказывали влияние не только на обывателей, но и на художников разных направлений. Многие деятели искусства вдохновлялись сюжетами начинающейся индустриальной эпохи. Индустриальный пейзаж — одно из направлений в пейзажной живописи, которое развивалось одновременно с научно-технической революцией. Известный импрессионист Клод Моне, отказавшись от классических сюжетов живописи, посвятил цикл картин вокзалу Сен-Лазар. Тема технического прогресса — одна из самых популярных в импрессионизме, при этом полотна этого цикла отличаются от большинства подобных картин тем, что поезда на них выглядят достаточно грациозно. Многие из участников фестиваля изображают современный индустриальный пейзаж в стиле импрессионистов.

1549822554_05.jpg

клод-моне_1.jpg

Создан в 1877 году, но работа над набросками к нему длилась не менее двух лет. Изобразить вокзал Сен-Лазар Моне решил отчасти из-за любви и уважения к техническому прогрессу, отчасти — чтобы передать на картине эффект пара. Семь полотен из этой серии он выставил в том же году в галерее импрессионистов

Комарова_Сквозь-время.jpg

Анастасия Комарова
«Сквозь время». 2020

341-Савутьков-Владимир.-г.Калуга.-ЛЭП.-х.м.-150х150.-2019г.jpg

Владимир Савутьков
«ЛЭП». 2019


Индустриальный пейзаж — живопись, которая показывает достижения технического прогресса. В России расцвет индустриального пейзажа пришелся на 1920-е и 1930-е годы. Именно в тот период началась «великая промышленная стройка» по всей стране, что вдохновляло многих живописцев того времени. Например, в ранней работе Александра Куприна «Завод. Этюд», написанной в стиле кубизма, завод предстает перед зрителем угловатым, мощным, дымящимся.

Уникальный художник ХХ столетия Александр Дейнека видел индустриализацию страны в другом свете: он открыл эстетическую красоту техники и производственной архитектуры. Известное панно художника «Восстановление Ростсельмаша» в стиле социалистического реализма наполнено светом и воздухом.

aleksandr_deyneka._vosstanovlenie_rostselmasha_eskiz_panno_konec_1940-h_godov-scaled.jpg

Александр Дейнека. «Восстановление Ростсельмаша» (эскиз панно)
Графическая работа создана в конце 1940-х годов и посвящена восстановлению крупнейшего предприятия по производству сельскохозяйственной техники — Ростсельмаша

Абросимова_Солнечный-строится.jpg

Анна Абросимова
«Солнечный строится». 2022

281-Подшивалов-Андрей-Время-сеять-140х250-х.м.jpg

Андрей Подшивалов
«Время сеять». 2019


С развитием индустриальной эпохи появился не только индустриальный пейзаж, но и совсем новое направление — искусство плаката как отдельный вид изобразительного искусства. Наряду с рекламными плакатами продуктов и товаров промышленного производства, благодаря развитию печатных технологий отдельным видом искусства стал массовый плакат — результат сотрудничества полиграфистов и художников. Отцом современного плаката считается французский художник Жюль Шере, который создал тысячи плакатов с рекламой и железных дорог, и морских курортов, и различных товаров. Самое известное произведение Анри Тулуз-Лотрека «Мулен Руж» не имеет прямого отношения к промышленности, но именно этот художник повлиял на развитие и монетизацию данного вида изобразительного искусства. В конце XIX века плакат как рекламный проект активно развивался, практически опережая другие жанры изобразительного искусства того времени. Красочные плакаты как новый вид наружной рекламы разбавили индустриальные пейзажи яркими красками и динамичными сюжетами.

Родченко.jpg

Александр Родченко. «Ленгиз. Книги по всем отраслям знания»

12-Мясников-Дмитрий.-ЖНЕЦЫ-ЖНУТ.-111х140х.м.jpg

Дмитрий Мясников
«Жнецы жнут». 2018

Савеленко_Сила-труда!.-х.м.-2022-г.jpg

Александр Савеленко
«Сила Труда!». 2022


Основоположником плаката в России стал один из признанных художников русского авангарда, классик конструктивизма, пионер дизайна и новой фотографии Александр Родченко: с его легкой руки началась эпоха дизайна и рекламы в СССР. В 1923 году Родченко и Маяковский запустили серию рекламы Моссельпрома. Было создано свыше 100 эскизов с двустишиями Маяковского. Эта «рекламная кампания» получила серебряную медаль на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности, состоявшейся в 1925 году в Париже. До сих пор работы Родченко считаются одними из самых дорогих на аукционах — как российских, так и аукционного дома Christie’s в Великобритании.

Можете вообразить, что спустя 50–70 лет по работам участников фестиваля «Время, вперед!» можно будет составить представление о промышленности и сельском хозяйстве нашего времени?! Какие-то работы окажутся в крупных музеях по всему миру или в частных коллекциях, другие будут продаваться на аукционах. С наступлением эры искусственного интеллекта работы реальных художников станут цениться еще больше, чем мы думаем.