В рамках фестиваля художники совместно с куратором посещают российские предприятия и хозяйства
Пять лет назад фестиваль «Время, вперед!» задумывался как коллаборация искусства и промышленности для привлечения внимания общественности к теме созидательного труда и демонстрации развития промышленности и сельского хозяйства в стране. Однако время и обстоятельства складываются таким образом, что фестиваль «Время, вперед!» из начальной идеи тонкого PR-хода российской промышленности перерос в отдельное направление, которое дает толчок развитию новых направлений в искусстве. В рамках фестиваля художники посещают действующие предприятия и поля, пишут портреты рабочих, изображают технику, индустриальные ландшафты и производственные процессы. В основу фестиваля заложена идея ценности человеческого труда, огромного потенциала аграрной и индустриальной сфер экономики страны. Этим темам посвящены все работы участников — художников, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства из разных регионов России. Лучшие произведения каждого сезона участвуют в итоговой выставке в Новой Третьяковке в Москве.
За всю историю на изобразительное искусство влияли разные факторы: промышленные и индустриальные революции, политические катаклизмы, великие изобретения. В конце XIX — начале XX века по всему миру прокатилась волна индустриализации, а в изобразительном искусстве появился новый жанр — индустриальный пейзаж. На фоне привычных природных и аграрных ландшафтов возводились предприятия металлургии, тяжелой промышленности и машиностроения. Такие преобразования оказывали влияние не только на обывателей, но и на художников разных направлений. Многие деятели искусства вдохновлялись сюжетами начинающейся индустриальной эпохи. Индустриальный пейзаж — одно из направлений в пейзажной живописи, которое развивалось одновременно с научно-технической революцией. Известный импрессионист Клод Моне, отказавшись от классических сюжетов живописи, посвятил цикл картин вокзалу Сен-Лазар. Тема технического прогресса — одна из самых популярных в импрессионизме, при этом полотна этого цикла отличаются от большинства подобных картин тем, что поезда на них выглядят достаточно грациозно. Многие из участников фестиваля изображают современный индустриальный пейзаж в стиле импрессионистов.
Создан в 1877 году, но работа над набросками к нему длилась не менее двух лет. Изобразить вокзал Сен-Лазар Моне решил отчасти из-за любви и уважения к техническому прогрессу, отчасти — чтобы передать на картине эффект пара. Семь полотен из этой серии он выставил в том же году в галерее импрессионистов
Анастасия Комарова «Сквозь время». 2020
Владимир Савутьков «ЛЭП». 2019
Индустриальный пейзаж — живопись, которая показывает достижения технического прогресса. В России расцвет индустриального пейзажа пришелся на 1920-е и 1930-е годы. Именно в тот период началась «великая промышленная стройка» по всей стране, что вдохновляло многих живописцев того времени. Например, в ранней работе Александра Куприна «Завод. Этюд», написанной в стиле кубизма, завод предстает перед зрителем угловатым, мощным, дымящимся.
Уникальный художник ХХ столетия Александр Дейнека видел индустриализацию страны в другом свете: он открыл эстетическую красоту техники и производственной архитектуры. Известное панно художника «Восстановление Ростсельмаша» в стиле социалистического реализма наполнено светом и воздухом.
Александр Дейнека. «Восстановление Ростсельмаша» (эскиз панно) Графическая работа создана в конце 1940-х годов и посвящена восстановлению крупнейшего предприятия по производству сельскохозяйственной техники — Ростсельмаша
Анна Абросимова «Солнечный строится». 2022
Андрей Подшивалов «Время сеять». 2019
С развитием индустриальной эпохи появился не только индустриальный пейзаж, но и совсем новое направление — искусство плаката как отдельный вид изобразительного искусства. Наряду с рекламными плакатами продуктов и товаров промышленного производства, благодаря развитию печатных технологий отдельным видом искусства стал массовый плакат — результат сотрудничества полиграфистов и художников. Отцом современного плаката считается французский художник Жюль Шере, который создал тысячи плакатов с рекламой и железных дорог, и морских курортов, и различных товаров. Самое известное произведение Анри Тулуз-Лотрека «Мулен Руж» не имеет прямого отношения к промышленности, но именно этот художник повлиял на развитие и монетизацию данного вида изобразительного искусства. В конце XIX века плакат как рекламный проект активно развивался, практически опережая другие жанры изобразительного искусства того времени. Красочные плакаты как новый вид наружной рекламы разбавили индустриальные пейзажи яркими красками и динамичными сюжетами.
Александр Родченко. «Ленгиз. Книги по всем отраслям знания»
Дмитрий Мясников «Жнецы жнут». 2018
Александр Савеленко «Сила Труда!». 2022
Основоположником плаката в России стал один из признанных художников русского авангарда, классик конструктивизма, пионер дизайна и новой фотографии Александр Родченко: с его легкой руки началась эпоха дизайна и рекламы в СССР. В 1923 году Родченко и Маяковский запустили серию рекламы Моссельпрома. Было создано свыше 100 эскизов с двустишиями Маяковского. Эта «рекламная кампания» получила серебряную медаль на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности, состоявшейся в 1925 году в Париже. До сих пор работы Родченко считаются одними из самых дорогих на аукционах — как российских, так и аукционного дома Christie’s в Великобритании.
Можете вообразить, что спустя 50–70 лет по работам участников фестиваля «Время, вперед!» можно будет составить представление о промышленности и сельском хозяйстве нашего времени?! Какие-то работы окажутся в крупных музеях по всему миру или в частных коллекциях, другие будут продаваться на аукционах. С наступлением эры искусственного интеллекта работы реальных художников станут цениться еще больше, чем мы думаем.
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.