Ноги в тепле, голова в холоде

Наступают холода, и в скором времени большинство единиц техники станет в ангары. Однако для того чтобы поставить технику в ангары до начала сезонных работ, необходимо провести профилактику. Наряду с техническим обслуживанием, за которое отвечают профессионалы, можно и самим выполнить ряд мероприятий, направленных на увеличение срока службы и производительности системы кондиционирования (климатической установки).

Когда лето выдается особенно знойное, для климатических установок тракторов и уборочных машин экстремальная жара становится жесткой проверкой на прочность. Некоторые из них, признаемся откровенно, в условиях повышенной запыленности, да еще и при температуре свыше 30 °C прикажут долго жить—какая уж тут холодная голова!

На примере трактора Case IH CS120 мастермеханик сельскохозяйственных машин продемонстрировал, какие процедуры проводятся в рамках профессионального обслуживания, а какие меры, способствующие улучшению работы систем кондиционирования, механизатор может предпринять самостоятельно. Далее идут совместные рекомендации, которые наверняка помогут повысить производительность и увеличить срок службы климатической установки.

Наличие специального инструмента 

Для начала хотелось бы озвучить основополагающие понятия: климатическая установка представляет собой закрытую систему, наполненную хладагентом, которая за счет перехода данного вещества из одного агрегатного состояния в другое забирает из окружающего воздуха тепло и снова его отдает. Хладагент представляет опасность для здоровья человека и находится в системе под давлением в пределах 5 бар при внешней температуре 20 °C. Именно поэтому откачка и очистка жидкости должна осуществляться только с помощью специального аппарата. К тому же для проверки герметичности необходимо иметь при себе дополнительные инструменты. 

Кроме того, очень важно иметь в виду, что с целью защиты установки от повреждений на осушителе установлено реле давления, которое непрерывно измеряет давление внутри системы. При снижении внутреннего давления до 0,8 бар компрессор выключается из-за нехватки хладагента и обусловленного этим дефицита смазки. Выключение также происходит, когда давление в системе достигает 23–25 бар. Длительная работа с таким высоким давлением и, как следствие, высокой температурой непременно приведет к поломке компрессора. Высокое давление может возникнуть, например, в результате закупоривания конденсатора, особенно в жаркие дни. В процессе перехода хладагента в жидкое агрегатное состояние конденсатор забирает у него тепло и передает воздуху, проходящему по ребрам охлаждения.

Рекомендации по уходу за системой кондиционирования

Продуваем конденсатор

фото 2.jpg

Забитый конденсатор в значительной степени снижает производительность климатической установки и уменьшает срок службы компрессора. Регулярная очистка конденсатора сжатым воздухом — крайне необходимая процедура. Не забываем также очищать и продувать расположенный за ним радиатор.

Промываем водой

фото 3.jpg

По меньшей мере один раз в год, в соответствии с рекомендациями специалиста, необходимо производить промывку конденсатора, а при наличии хорошего доступа — еще и испарителя. Для этих целей нужно использовать высоконапорную мойку с плоской форсункой, которая позволяет снизить давление до 25 бар. Более высокое давление может привести к повреждению ребер охлаждения. В качестве альтернативы можно взять и обычный садовый распылитель. Оставшуюся грязь сдуваем с помощью сжатого воздуха. Ну а поскольку испаритель часто встраивается под крышу, то все электрические провода и элементы перед очисткой необходимо сместить в сторону и накрыть полотенцами. Бо́льшую часть воды улавливает поддон для конденсата, который затем уводит ее вниз через дренажные трубки, расположенные в стойках кабины.

Дезинфицируем испаритель

фото 5.jpg

После очистки испаритель нужно обработать дезинфицирующей пеной, и это наиболее эффективное средство борьбы с плесенью. Пену следует нанести непосредственно на ребра охлаждения, а затем дать постоять 15 минут, чтобы она подействовала.

После этого следует включить вентилятор и систему кондиционирования. Таким образом, средство покроет всю поверхность испарителя и продезинфицирует.

фото 4.jpg

Если до испарителя не так-то просто добраться, то на этот случай есть спреи, которые можно «вколоть» либо через дренажные трубки для конденсата, либо через воздуховоды в кабине. По словам специалиста, данный способ можно назвать полумерой. Во-первых, из-за пыли загрязнения будут оставаться в испарителе. Во-вторых, в большинстве случаев с помощью инъекционных шлангов не удается пробиться непосредственно к испарителю.

Не забываем своевременно менять фильтр

фото 6.jpg

фото 6.1..jpg

Фильтр системы отопления и фильтр климатической установки следует регулярно очищать. Если же они все равно темнеют или на них проступают следы плесени, остается один вариант: замена. Рекомендуется в качестве профилактической меры менять воздушный фильтр кабины и фильтр салона один раз в год. 

Очищаем дренажные трубки 

фото 8.jpg

Если испаритель находится под крышей, а трубки для удаления конденсата забиты, вода может вытекать из дефлекторов системы вентиляции. В данном случае продувка сжатым воздухом, как правило, устраняет проблему. В качестве альтернативы — берете форсунку и промываете выводы для конденсата снизу.

Профилактика появления плесени

КЛИМАТИЧЕСКУЮ УСТАНОВКУ ВЫКЛЮЧАЕМ, А ВЕНТИЛЯЦИЮ ВКЛЮЧАЕМ

Именно в испарителе в жаркие дни образуется конденсат. Бо́льшая его часть улавливается поддоном и отводится через дренажные трубки, расположенные в стойках кабины. Но немного влаги в испарителе всетаки остается. А влага, соединенная с пылью, — это идеальная среда для спор плесневого грибка, которые через вентиляцию могут попасть и в кабину. Для того чтобы не допустить образования плесени или по крайней мере замедлить этот процесс, выключите систему кондиционирования примерно за 10 минут до остановки двигателя трактора и установите вентиляцию на самую высокую скорость. Благодаря мощному потоку воздуха испаритель высохнет еще до остановки двигателя.

фото 7.jpg

Проверяем электромагнитные муфты

фото 9.1..jpg

фото 9.2..jpg


Компрессор климатической установки включается и выключается посредством электромагнитной муфты. При наличии большого зазора диски муфты могут начать закрываться неправильно. В результате трения муфты начинают сгорать. После демонтажа крышки муфты, расположенной на тракторе, можно с помощью измерительного щупа проверить правильность зазора: он должен находиться в пределах 0,3–0,5 мм. Если расстояние слишком велико, можно вынуть одну из дистанционных шайб, которые находятся за внешними дисками муфты. Перед этим необходимо ослабить стопорную гайку перед диском муфты (здесь для наглядности был демонтирован компрессор).

Проверяем функциональность

фото 10.jpg

Ставим кондиционер на максимальный холод, а вентиляцию — на среднюю интенсивность обдува (летом — на самую нижнюю ступень). Вставляем чувствительный элемент термометра в вентиляционный дефлектор, который расположен ближе всех к испарителю. Температура должна постоянно колебаться в пределах от 3 до 10 °C. Если вдруг она упадет ниже нуля, испаритель замерзнет и больше не сможет поглощать тепло. Хладагент будет поступать в компрессор в жидком состоянии и в результате гидравлического удара вполне может вывести компрессор из строя.

фото11.jpg

Далее следует замерить температуру на входе и на выходе конденсатора с помощью лазерного термометра. Правильно функционирующий конденсатор обеспечивает разность температур в пределах 30 °C. В случае засорения температура на входе в результате высокого давления может быть существенно выше. А тут уже — внимание! — возникает риск пожара. 

Профессиональное обслуживание систем кондиционирования

Мероприятия по контролю и очистке элементов климатической установки хотя и увеличивают срок ее службы, а также производительность, но не заменяют профессиональный сервис. По этой причине мы рекомендуем привлекать для проведения мероприятий по техническому обслуживанию таких систем квалифицированных специалистов по крайней мере каждые три года. Для этого вам придется пригнать своего «скакуна» в крупную мастерскую по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники. 

Прежде всего мастер с помощью специального агрегата подключится к разъемам на компрессоре, предназначенным для проведения сервисного обслуживания, откачает из системы жидкость, отфильтрует и направит в особый резервуар. 

Затем производится замена уплотнений и фильтрующего элемента осушителя. После чего хладагент, прошедший предварительную подготовку, повторно заливается в систему. У трактора CS120 масса хладагента R134a составляет 1,6 кг. В нашем случае механик подсчитывает и выставляет к оплате только разницу в массе откачанной и заливаемой обратно жидкости. В противном случае серьезных расходов не избежать: хладагент — удовольствие недешевое (около 8 000 рублей за килограмм (китайского роизводства)). Как правило, потери хладагента составляют до 10% в год. Однако и добавлять его слишком много не следует: в условиях высоких температур возникает высокое давление, и в результате климатическая установка постоянно отключается. Если же хладагента в системе недостаточно, можно предположить, что имеет место утечка. Чтобы это выяснить, в смазочное масло системы кондиционирования (а его количество — это 5–8% от общей массы хладагента) добавляется флуоресцентное вещество. Под ультрафиолетовыми лучами оно высвечивает утечки. Кроме того, имеются и специальные измерительные приборы. 

фото 13.jpg

Аппарат для технического обслуживания очищает хладагент и с помощью вакуума подает его обратно в систему кондиционирования

фото 15.jpg

Перед повторной заливкой очищенного хладагента необходимо произвести замену фильтра осушителя, который улавливает взвеси и остатки воды из хладагента


Утечки возникают главным образом в результате разгерметизации уплотнительных колец резьбовых соединений. Климатическую установку рекомендуется включать и зимой, разок-другой в месяц, для того чтобы обеспечить циркуляцию смазки по системе. Профессиональное обслуживание систем кондиционирования в зависимости от расходов на материалы обойдется в 30 000 — 40 000 рублей.

фото12.jpg

Аппарат для технического обслуживания очищает хладагент и с помощью вакуума подает его обратно в систему кондиционирования

фото 14.jpg

Темные разводы и слизь в масле, которое было выкачано из компрессора, говорят об абразивном износе