В ДУХЕ РОСТА

Новый тракторный завод Ростсельмаш, концепцию ко- торого подготовило бюро ASADOV, достроен и запущен в Ростове-на-Дону. Отсылки к советской архитектуре 1920-х и 1960-х годов в его облике перекликаются с миссией и стратегическим значением предприятия, а также отвечают пожеланию заказчика отдать дань уважения ростовскому конструктивизму.

Ростсельмаш производит сельскохозяйственную технику: тракторы, комбайны, косилки, опрыскиватели — как говорится на сайте компании, «94 года на страже продовольственной безопасности России». Просматривая ролики с блестяще-красными машинами на фоне золотистых нив, быстро проникаешься знакомым пафосом: «400 тонн за смену? Легко!», «Быть механизатором — это гордость», «Как ни крути, а Ростсельмаш впереди»

Производство располагается в Ростове-на-Дону и занимает большую территорию в промышленной зоне между вертолетным заводом и заводом гражданской авиации. Один из ее участков не использовался больше 30 лет — это заложенный в перестроечные годы, да так и не достроенный завод «Копнитель». В 2021 году Ростсельмаш решил построить на его месте новый тракторный цех: перевод сюда производства и его расширение позволят увеличить выпуск продукции в два раза — с 1500 до 3000 единиц в год.

Необычно это, конечно же, только для современной российской промышленности: советских фабрик, гаражей или ГЭС, которые уже включены или просятся в список объектов культурного наследия, известно немало. Сам Сельмаш с рабочим поселком строился в 1927–1931 годах, одновременно в городе появлялись заметные конструктивистские постройки: Театр имени Горького, который Ле Корбюзье и Оскар Нимейер называли жемчужиной советской архитектуры, Лендворец, жилые комплексы Михаила Кондратьева и Леонида Эберга. Примечательно, что заказчик высказал пожелание отдать в новом проекте дань уважения ростовскому конструктивизму.

фото 10.jpg

ПЛАНЫ АРХИТЕКТОРА

Впрочем, недостроенный «Копнитель» пришлось снести: все же соответствие техническим требованиям для промышленного корпуса важнее, чем воспоминания. Новый цех в целом повторяет его габариты, но это уже совсем другая «оболочка», соответствующая современной линии производства. Цех, где тракторы будут собирать с нуля, оснащен оборудованием для сварки, механической обработки, окраски и сборки. Существующие административный корпус, котельную и входную группу сохранили, обновив фасады согласно общей концепции.

Производственный цех огромен — это прямоугольный в плане корпус 400 на 125 м и общей площадью около 62 тыс. м2. Протяженные белоснежные фасады прерывает ленточное остекление и включения красного. Со стороны главного фасада это сочные «стяги» из сэндвич-панелей, которые отмечают зону погрузки-выгрузки; наружная лестница, вблизи напоминающая увеличенный фрагмент фермы, а с дальних ракурсов — стрелку; бруталистская надпись закрепляет угол. Фасады со стороны административного корпуса и склада отмечает тоже красная лента карниза, протянутая по всей длине здания. Кровля работает как пятый фасад благодаря стройным рядам световых фонарей. От прямых солнечных лучей их защищают «домики» из солнечных панелей отечественного бренда «Хевел».

ПЛАНЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНЕРА

Простая форма здания отражает его внутреннее устройство: современная производственная линия лаконична, выверена и эффективна. Стационарным, впрочем, будет только окрасочный комплекс и часть склада комплектующих, остальное пространство предполагает гибкость и вариативность.

За первое впечатление и презентацию отвечает входная группа здания, которая располагается в отно - сительно небольшом выступе, но при этом вмещает семь единиц техники для экспонирования. Судя по эскизам, входная группа задавала тон всей концепции: среди вариантов, в частности, видим модернистский наклонный портал, или пилонаду, поддержанную ребристыми ламелями на основном объеме.

Итоговый вариант сбалансирован как по массе, так и по посылу. Стеклянный куб накрыт красным козырьком с названием предприятия, слева фасад изгибается широкой дугой — с одной стороны, это эффектный и лаконичный жест, с другой — похоже на знамя, так как тыльная сторона дуги — красная. Движение дуги уравновешено светлым параллелепипедом — в нем размещены конференц-зал и переговорные, он врезан в витраж входной группы справа и «парит» в стекле, открывая вид на тонкие зубчики бетонных лестниц, ведущих наверх, — все сделано по правилам выбранного стилевого направления.

фото 9.jpg


Сохраненные корпуса обновили и подвели под единый стилевой знаменатель: вспышки красного на белом связывают здания в единый комплекс. Шестиэтажный административный корпус соединят с цехами два воздушных перехода на уровне третьего этажа. Главный вход обрамит площадь, где также планируют выставлять технику. Ее дополнит сквер для отдыха и парковочные места, защищенные тенью деревьев.


фото 8.jpg

Итак: если посмотреть в целом — во‑первых, само по себе обращение к архитекторам с заданием сделать оммаж модернизму/конструктивизму Ростовской земли вызывает интерес и уважение. Во-вторых, модернистская нота здесь сильнее и интереснее конструктивистской, да и больше подходит масштабу заводского строения. Хотя в конечном счете они выступают совместно и неплохо укореняются в Ростовской области, где сельское хозяйство — это производство с традициями, где все растет и колосится и просится со своими рекордами в «Окна РОСТа».