КАК ТОМ СОЙЕР КРАСИЛ ЗАБОР?

Сегодня мы то и дело наталкиваемся на информацию о сельскохозяйственных машинах и агрегатах, окрашенных методом порошкового покрытия. Да и в ходе переговоров о продаже техники лакокрасочное покрытие, нанесенное по такой технологии, преподносится в качестве весомого аргумента ЗА. Закулисные данные по этой проблематике мы и решили осветить в рамках данной статьи.

Покраска сельхозмашины методом порошкового покрытия зачастую воспринимается как более качественная. По большому счету, так оно и есть, поскольку слой краски при этом оказывается более стойким и плотным. Однако здесь могут подстерегать опасности, например отслоение краски, что часто можно обнаружить уже после покупки

Основополагающий принцип порошкового покрытия заключается в том, что покрываемую деталь следует заземлить. В непосредственной близости от нее работает краскопульт, подающий воздушно-порошковую смесь. При высвобождении краскопульта на частицах порошка образуется избыток электронов. Благодаря электростатической силе притяжения, возникающей между порошком и окрашиваемой деталью, происходит равномерное нанесение порошка на поверхность, при этом потеки краски исключены. В завершение окрашенная деталь обжигается в специальной печи, частицы порошка расплавляются и связываются между собой и с поверхностью детали.

фото 1.jpg

Кстати, о поверхности: к самым распространенным материалам, которые окрашивают методом порошкового покрытия, относятся оцинкованные стали и алюминий. Лакокрасочное покрытие наносится на них слоем от 60 до 140 мкм, что соответствует толщине одного-двух человеческих волос. Для сравнения: слой краски, нанесенный мокрым или катодным способом электрического окрашивания погружением, зачастую составляет всего-навсего от 30 до 60 мкм.

Краска для порошкового нанесения похожа на муку, основная часть которой состоит из синтетических смол на полиэстровой основе. Эти так называемые реактивные смолы придают ей следующие свойства: после химического перевоплощения частиц краски в защитный слой в результате одноразового высокотемпературного воздействия дальнейшее нагревание уже не оказывает на структуру материала никакого влияния.

Некоторые технологии покраски предполагают поочередное нанесение порошков с различным составом. Сначала наносится слой эпоксидной смолы, устойчивой к ультрафиолетовому излучению, а затем слой полиэфирной смолы в качестве поверхностного покрытия. Наряду с другими субстанциями, к примеру, окрашивающими пигментами или наполнителями, в состав порошковых красок входят многочисленные присадки. Их очевидный плюс в том, что они не содержат растворителей. Именно поэтому покраска методом порошкового покрытия считается экологичной.

Однако понятно, что, если такая краска не содержит растворитель, она не может обезжирить деталь, поэтому предварительная подготовка последней имеет особое значение. При недостаточно тщательной обработке перед покраской частицы порошкового лакокрасочного покрытия не смогут создать на поверхности достаточно плотный слой. 

фото 2.jpg

фото 3.jpg


В результате с течением времени краска может отслоиться в проблемных местах. Кроме того, из-за небрежной подготовки детали к покраске наличие окалины или следов ржавчины может привести к нежелательному появлению пузырей или изменению цвета покрытия.

Для подготовки поверхности к покраске можно использовать самые разные технологии: иногда детали очищают сугубо химически, погружая их, предположим, в ванну с водно-щелочным раствором. В качестве альтернативы используется и механический способ очистки — абразивно-струйная обработка стальной дробью или песком. Самая же безупречная подготовка предполагает сочетание химического и механического способов. Перед конечным лакокрасочным покрытием на поверхность наносится конверсионный слой, он не подвергается коррозии и не растворяется водой. Для стальных деталей в качестве такого слоя используется цинковое фосфатирование. Подача деталей на обработку осуществляется в замкнутой технологической цепочке, как правило, с помощью специального оборудования. Более мелкие элементы подвешивают на крюках, при этом обеспечивается их заземление. Крюки также окрашиваются вместе с деталями, и периодически приходится с них эту самую краску снимать. С помощью подобных систем подачи осуществляется и транспортировка от одной технологической линии до другой, предположим, от кабины, где наносится порошок, до печи для обжига.

Как правило, нанесение на поверхность порошкового покрытия осуществляется на специально обустроенных участках — в покрасочных камерах, которые изолированы от окружающей среды. С помощью встроенного в пол вытяжного устройства излишки порошка улавливаются, очищаются и используются для покраски повторно. Нанесение по большей части осуществляется с помощью ручных краскопультов. Лишь немногие производители сельхозтехники могут похвастаться полностью автоматизированными камерами покраски с жестко установленными форсунками для нанесения порошка.

Внутри камеры нанесение порошковой краски на деталь осуществляется с использованием трибо- или электростатического заряда (который еще называют «корона»). При использовании трибостатического метода смесь воздуха и порошка выдувается по тефлоновой трубе, расположенной внутри краскопульта. Частицы порошка в результате трения в этой трубе получают электростатический заряд. Однако более широкое распространение получил электростатический, или «коронный», способ напыления.

В данном случае частицы порошка на выходе из краскопульта под воздействием ионов получают избыточное количество электронов. Заряд атмосферных ионов обеспечивается электродом, на который поступает напряжение в пределах от 30 до 100 кВ. В соответствии с основополагающими законами физики частицы следуют принципу выравнивания зарядов: по направлению к заземленной окрашиваемой детали создаются электрические силовые линии, по которым и движется порошковое облако. Ну а для того чтобы оно смогло покрыть окрашиваемую деталь равномерно, последняя должна быть хорошо досягаемой для краскопульта и порошка со всех сторон.

Производителю необходимо принимать во внимание и основы физических явлений — к примеру, клетки Фарадея. Учитывая такого рода свойства, можно, предположим, использовать экранирование электрических силовых линий на конструктивно обусловленных неудобных участках, что обеспечит отсутствие или уменьшение на них слоя порошкового покрытия.

Ну а для полного счастья после нанесения на детали краски их необходимо одно- или многократно, в зависимости от количества нанесенных слоев, как следует обжечь в специальных печах. Последние представляют собой камеры, в которых детали нагреваются, скажем, в течение 10 минут до температуры в толще материала, составляющей 180 °C. Именно этот весьма энергоемкий процесс придает лакокрасочному покрытию разрекламированную износостойкость и долговечность.

Итак: краска, нанесенная методом порошкового покрытия, считается чрезвычайно износостойкой, поэтому идеально подходит для сельскохозяйственной техники, хотя процесс нанесения является не только технологически сложным, но и весьма энергозатратным. Однако основным фактором, определяющим долговечность покрытия, является подготовка материала к покраске. Ошибки могут проявляться в повседневной жизни, например появлением внушительных по площади выцветающих участков. Практически в 100% таких случаев мы имеем дело с огрехами производства.