Светодиод светодиоду рознь!

Некоторые сельхозмашины напоминают новогодние елки, когда невольно начинаешь пересчитывать дополнительно установленные на них рабочие фонари. Но количество далеко не всегда переходит в качество освещения в темное время суток; мы хотим дать вам рекомендации, которые помогут его улучшить.

Некоторые сельхозмашины напоминают новогодние елки, когда невольно начинаешь пересчитывать дополнительно установленные на них рабочие фонари. Но количество далеко не всегда переходит в качество освещения в темное время суток; мы хотим дать вам рекомендации, которые помогут его улучшить.

На наших полях сплошь и рядом встречаются тракторы и сельхозмашины, увешанные фарами, будто новогодние красавицы гирляндами. Интенсивность потока света в люменах они обеспечивают приличную, однако редко кто задумывается над тем, какие именно участки необходимо подсветить. Зачастую эффект ослепления собственными фарами в поле бывает настолько сильным, что приходится добровольно отключать некоторые из них. Кроме того, из-за электромагнитных помех при включении в кабине радио могут появиться шумы. Об этих и иных моментах, которые необходимо учесть при организации системы освещения, мы поговорили с Дитмаром Бенгшем, техническим инструктором – консультантом производителя освещения для автотранспорта Hella из Липпштадта.
Человечество в последние годы сделало огромный рывок в развитии светодиодных технологий. Сейчас, по мнению Бенгша, ведя речь о галогенных лампах, можно говорить не о менее качественном освещении, а лишь об устаревшей технике и технологии. Используя различные галогенные фары желтого цвета, уже давно удавалось целенаправленно освещать большие пространства благодаря использованию рефлекторов, хотя потребляют они немало: в большинстве случаев их мощность составляет 55 ватт. Благодаря пришедшим на смену ксеноновым фарам энергопотребление снизилось до 36 ватт при увеличении мощности светового потока в 2,5 раза.
А благодаря новейшим светодиодным технологиям удалось снизить прожорливость фар аж до 22 ватт, и это при сохранении мощности светового потока, да еще и значительном уменьшении конструктива фар.
Даже на современных тракторах с высокой степенью оснащенности электроникой возможна перегрузка электрооборудования, поэтому многие производители транспортных средств сегодня ограничивают в руководстве по эксплуатации потребление электрического тока фарами рабочего освещения.
Важным фактором, который обеспечивает нормальную работу ламп, является их электромагнитная совместимость. Это проявляется особенно наглядно, когда у вас появляется желание послушать музыку. Иногда радио начинает шуметь при установке на крышу трактора новых прожекторов, и виной тому электромагнитные волны, исходящие от соответствующих приборов освещения и создающие помехи для прочих устройств.
Эти электромагнитные помехи исходят от управляющей светодиодами электроники. Высококачественные фары, как правило, соответствуют требованиям по электромагнитной совместимости согласно CISPR (Comité international spécial des perturbations radioélectriques (Специальный международный комитет по радиопомехам) класса 5 (минимальные требования – класс 3) и, таким образом, могут быть установлены непосредственно рядом с антеннами/радио.
Что вы хотите осветить? Задайте себе этот вопрос, прежде чем приобрести тот или иной источник света для освещения новой или переоснащения подержанной машины.
По большому счету приходится выбирать из трех диапазонов освещения:
  • дальнее освещение;
  • освещение ближней зоны;
  • освещение объекта.

Левая фара, установленная под углом 12°, предназначена для ближнего освещения и оснащена рассеивателем; правая рассеивает дальний свет

Способность рабочих фар трактора эффективно освещать ближнюю зону играет здесь решающую роль. Сферу применения источника света зачастую можно определить по углу излучения, указанному на картонной упаковке. Фары для освещения ближней зоны имеют угол излучения от 60 до 90°.Фары, предназначенные для дальнего освещения, обычно фокусируют свет под углом от 20 до 40°, а для освещения объекта – под углом 10°, чтобы создавать максимально тонкий и длинный пучок света. Кроме того, на освещенность влияют и высота установки, угол выставления и тип отражателя лампы. Фары для освещения ближней зоны, помимо воронкообразных рефлекторов, имеют рассеиватели, которые распределяют свет во все стороны непосредственно перед машиной. Фары для дальнего освещения и освещения объекта, наоборот, очень часто оснащаются прозрачными стеклами. Образование пучка света в них происходит также с участием воронкообразных рефлекторов, но пучок более тонкий и фокусируется на конкретном объекте или вдаль. Для достижения оптимального эффекта необходимо неукоснительно соблюдать предписанные производителем высоту и угол установки.

В случае со свободно перемещаемыми фарами необходимо учитывать диапазон освещения и угол установки, указанные производителем

Выбирая лампу, не дайте ослепить себя значением в люменах (lm). Гораздо важнее сила освещения в люксах (lux). Эта величина означает интенсивность освещения определенной поверхности, то есть число люменов на квадратный метр. Фары с более высоким значением в люменах могут не справиться со своей задачей в полной мере, если не сфокусируют свет в том месте, куда его следует направить. Частые последствия такого выбора – малый диапазон освещения вокруг транспортного средства, а также сильное ослепление водителя. С другой стороны, не стоит слишком доверять тому, что написано на картонной упаковке; особенно это касается лампочек, прибывших от «наших китайских друзей». Сравнительный тест profi (Agroreport 1/2016) выявил в этом вопросе серьезные, аж до 68 %, различия данных производителей и фактических значений в люменах.

Рассеиватель справа на фото изготовлен из бестеневого матового стекла. С его помощью достигается равномерное мягкое освещение ближней зоны

Усталости глаз можно избежать! Именно при длительной работе на тракторе или уборочной машине очень важно обеспечить хорошее освещение для минимизации утомляемости органов зрения. Важную роль в решении этой проблемы играют слепящее действие, цвет и однородность светового потока. Очень белый свет, который излучает большинство светодиодных ламп, похож на дневной. Его необходимо равномерно распределить вокруг машины и мягко приглушить в наружном направлении. Однако при сильных и частых снегопадах, дождях, пыльных ветрах или иных подобных явлениях придет на помощь водителю и снизит слепящее действие теплый белый свет. Именно поэтому в коммунальном хозяйстве в зимний период зачастую используются желтые источники света: их излучение не так сильно отражается от снежинок, что обеспечивает более эффективное освещение.
Итак: преимущество качественного светодиодного освещения заключается в малом энергопотреблении при сравнительно мощном световом излучении. Для оптимального освещения необходимо заранее продумать, какие зоны следует освещать, и исходя из этого целенаправленно выбирать те или иные рабочие фары.

Текст: Александр Бертлинг
Фото: Штефан Товерник

Подпишись и читай материал полностью