Одна из остро стоящих проблем, с которой сталкиваются механизаторы в процессе эксплуатации сельхозмашин, — несвоевременное или неправильное смазывание узлов и агрегатов. В сезон активных полевых работ не всегда есть возможность выполнить обслуживание техники в точном соответствии с регламентом, предписанным изготовителем. В результате техника нередко работает в поле с недостаточно смазанными узлами или, наоборот, с избытком смазочного материала в узлах. Итогом такой работы становится непроизводительный простой техники и длительный дорогостоящий ремонт.
Однако решение задачи своевременного смазывания уже создано и активно применяется как в сельском хозяйстве, так и в других хозяйственных сферах деятельности человека. Это автоматические централизованные системы смазки (АЦСС), которые в большей степени обеспечивают необходимый уход за труднодоступными и требующими постоянной смазки узлами машин. В отличие от ручного внесения смазки через тавотницы, АЦСС обеспечивает подачу смазочного материала к трущимся поверхностям узла непосредственно в процессе его работы и, что немаловажно, в точно дозированном количестве. Это дает возможность радикально сократить время на ежедневный уход и значительно продлить срок службы узлов и агрегатов. Правильно сконфигурированная и установленная на машину автоматическая система смазки в межсервисный период вносит такое количество смазочного материала, какое предписано заводом-изготовителем техники для каждого ТО.
Разработка и настройка системы смазки перед установкой требует внимания и ответственного подхода. Процесс расчета происходит в точном соответствии с химмотологической картой каждого вида техники. Результатом этой работы должна стать длительная бесперебойная эксплуатация машины в тяжелых условиях полевых работ.
Приведем немного сухой статистики из практики эксплуатации машин, оснащенных АЦСС и работающих при ручном смазывании:
— автоматическое смазывание обеспечивает наполненность подшипника смазкой на 40-50%, что с инженерной точки зрения является нормой;
— непроизводительные простои техники, оснащенной системой смазки, сокращаются более чем на 50%;
— продолжительность службы узлов и агрегатов возрастает в среднем в 2,5 раза при использовании автоматической системы смазки;
— расход горючего для машин с системой смазки сокращается на 15% вследствие уменьшающегося трения в рабочих узлах.
Главным и безусловным условием при эксплуатации АЦСС на сельхозтехнике является качество и чистота смазочного материала, применяемого в хозяйстве. Это обусловлено устройством компонентов системы и принципом ее работы.
Как перевести технику на автоматическое смазывание?
Для наиболее распространенных видов техники, такой как зерно- и кормоуборочные комбайны, агротрактора, сеялки, культиваторы и т. п., существуют готовые кит-комплекты АЦСС, включающие в себя насос и распределители для густой смазки, трубопроводы, присоединительную арматуру и электрическую проводку для подключения к бортовой сети машины. Сам процесс установки системы при участии двух специалистов занимает до двух дней при условии организации непрерывного процесса работы.
Предлагаем рассмотреть процесс перехода на автоматическое смазывание на примере зерноуборочного комбайна РСМ-152 ACROS 595+ завода РОСТСЕЛЬМАШ и АЦСС торговой марки Tribo, выпускаемой компанией «Контактная механика», российским производителем смазочного оборудования и систем смазки.
Монтаж АЦСС начинается с насоса, который устанавливается на предусмотренное место, подключается в штатный разъем питания. Так обеспечивается визуальный контроль уровня смазки со стороны механизатора и заправка смазкой механиком.
На следующем этапе на корпусе комбайна в штатных местах размещаются последовательные распределители смазки и производится трассировка магистралей системы между насосом, распределителями и точками смазывания. Распределители делятся по группам точек смазывания по левому и правому бортам комбайна, для наклонной камеры и моста управляемых колес. Каждой точке соответствует свой выход распределителя с заранее рассчитанной дозой смазочного материала, поэтому АЦСС может быть установлена только на ту технику, для которой она изначально предназначена.
Перед запуском все точки смазывания заполняются смазкой вручную через пресс-масленки, чтобы убедиться, что все каналы свободны от загрязнений и смазка свободно поступает в узлы. Трубопроводы подключаются к точкам смазки фитингами с соответствующей резьбой, которые устанавливаются вместо заводских пресс-масленок.
Штатные точки смазывания комбайнов Ростсельмаш расположены в хорошо защищенных местах и не требуют установки специальной защиты. Некоторые точки находятся в труднодоступных местах, и монтаж фитингов системы смазки возможен только с применением специального инструмента. Насос, распределители и трубопроводы заполнены смазкой, соответствующей условиям эксплуатации комбайна, что исключает завоздушивание системы и сокращает время пуско-наладочных работ. Поставка системы смазки сопровождается комплектом запасных частей, которых достаточно, чтобы в случае повреждения провести оперативный ремонт в полевых условиях.
Объем смазочного материала, подаваемый насосом в систему, зависит от времени его работы. Обычно насос программируется на включение на несколько минут через равные промежутки времени — например, две минуты через каждый час. Включение насоса системы смазки происходит после запуска молотильного барабана и далее до выключения зажигания согласно заданной программе. При перегонах или во время сервисных работ система смазки бездействует. Также внеочередной цикл смазывания можно запустить кнопкой из кабины комбайна.
После успешного запуска вновь установленной автоматической системы смазки специалисты компании проводят подробный инструктаж механиков по диагностике, обслуживанию и ремонту.
Одно из сельхозпредприятий Ставропольского края недавно провело исследование преимуществ АЦСС, установленной на комбайн ACROS 595+, в результате которого были выявлены следующие факты:
— сократилось время обслуживания техники;
— комбайн раньше выходит в поле;
— снизился расход смазки за счет более эффективного дозирования;
— значительно сократились затраты на ремонт и убытки от простоя;
— повысилась долговечность узлов.
Кроме того, улучшились условия и безопасность труда механизаторов и повысилась культура производства.
Текст: Петр Безроднов
Фото: предоставлены компанией «Тех-Юг»
Дозированный распределитель позволяет регулировать объем смазки для каждой пары его выходов в широком диапазоне. Перед установкой он заранее конфигурируется согласно карте смазки комбайна, так как разница в дозировке смазки между точками может отличаться в десятки раз.
Монтаж штуцеров системы смазки на заднем мосту комбайна, подключение гибких трубопроводов со смазкой к шкворням управляемых колес и рулевым наконечникам.
Точка смазки шкива недоступна с земли, и при ручном смазывании механику приходится использовать лестницу или стремянку, что не всегда удобно
Место для установки насоса автоматической системы смазки предусмотрено заводом. Подключение производится с помощью штатного разъёма проводки комбайна. Заправочный штуцер защищён резиновым колпачком от пыли и грязи.
При подключении трубопроводов системы смазки к шкворням управляемых колес заднего моста используется стальная трубка. Это позволяет предотвратить повреждения при уборке подсолнечника или кукурузы.
Пример подключения обслуживаемой точки смазки к АЦСС с помощью гибкого рукава с наконечником через прямое штуцерное соединения с врезным кольцом и накидной гайкой. Трубопровод защищён от соприкосновения с движущимися частями комбайна пластиковой спиралью.
Карта смазки из руководства по эксплуатации комбайна
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.