Колесная гусеница vs радиальная шина

Наши коллеги из голландского журнала trekker получили возможность как следует протестировать PneuTrac от компании Mitas. Несмотря на впечатляющее тяговое усилие и высокую устойчивость вне зависимости от давления в шинах, триумфальному шествию PneuTrac вполне может помешать быстрое развитие других гибких тракторных шин.

Сцепление и устойчивость

Наши коллеги из голландского журнала trekker получили возможность как следует протестировать PneuTrac от компании Mitas. Несмотря на впечатляющее тяговое усилие и высокую устойчивость вне зависимости от давления в шинах, триумфальному шествию PneuTrac вполне может помешать быстрое развитие других гибких тракторных шин.

В ходе многодневных сравнительных испытаний шины PneuTrac просто поразили своими тягово-сцепными свойствами, курсовой устойчивостью и комфортом. А вот площадь контакта с опорной поверхностью, а следовательно, и давление на почву у шин PneuTrac оказались ничуть не лучше, чем у новых радиальных шин, хотя они и продемонстрировали ярко выраженную кромку следа. Кстати, в типовом обозначении колесных гусениц вместо буквы R (Radial) присутствует буква Т (от Trac – трактор). Именно в этом и заключается отличие шин типа 480/65 T 28 от уже известных 480/65 R 28.

Для сравнительного анализа итальянский исследовательский институт CREA проводил измерения силы тяги в условиях с разными коэффициентами пробуксовки. Помимо шин PneuTrac (650/65 T 38 и 480/65 T 28) в эксперименте участвовали радиальные шины типа Trelleborg TM800 (см. график «Тяговое усилие в сравнении»).

Основная причина в том, что современная радиальная шина способна расплющиваться в двух направлениях: вдоль и поперек. А вот шина PneuTrac расплющивается не по ширине, а исключительно по длине. Ответить на вопрос, распространяется ли такой эффект на шины более крупных размеров, пока не представляется возможным. Почему при практически одинаковой площади контакта тяговое усилие с шинами PneuTrac, несмотря на это, оказывается значительно выше, объясняется, вероятно, лишь очень равномерным распределением давления на опорную поверхность шин данного типа. Ну а если внутреннее давление радиальных шин окажется слишком низким, то при вращении они будут опираться лишь на свои «плечи», что, несомненно, также будет приводить к ухудшению сцепления с почвой.

2.jpg

Амортизационные способности шины PneuTrac оказались не лучше, чем у хорошей радиальной шины (с правильно отрегулированным внутренним давлением!)

3.jpg

Лоренцо Сальвини считает шины типа PneuTrac, по сравнению со стальными гусеницами, особенно в условиях эксплуатации трактора на винограднике, гораздо более эффективными и выгодными. Причем это касается как стоимости приобретения, так и комфорта во время движения

Итак: Шина PneuTrac была и остается блестящим конструкторским открытием, особенно когда речь идет о площади пятна контакта, комфортабельности езды и силе тяги. Сложность данной проблемы подтверждается отсутствием вплоть до настоящего времени готовой к производству шины такого типа, представленной различными размерами, несмотря на то что разработки интенсивно ведутся начиная с 2013 года. Ну а поскольку современные радиальные шины тоже постоянно совершенствуются, наше любопытство по поводу дальнейшей эволюции PneuTrac растет не по дням, а по часам. Тем более что системы регулировки давления в шинах все активнее и активнее входят в повседневную жизнь, позволяя наиболее полно использовать весь потенциал радиальных шин. И тем не менее, по информации компании Trelleborg, первые шины PneuTrac все-таки должны появиться в продаже уже в 2020 году.

Текст: Хуберт ВильмерФото: trekker
Диаграммы: Штефан Товерник
Фото: trekker