Прицеп-подборщик рулонов TRB10L «Навигатор — Новое машиностроение»

Словно энтомолог-любитель с сачком в руках, он охотится по полю за рулонами сена, улавливая их рукавом-загрузчиком и ловко забрасывая в свой кузов. Подборщик, погрузчик и транспортировщик «в одном флаконе» — теперь в новой лайт-версии: компания «Навигатор — Новое машиностроение» выпустила облегченную модель прицепаподборщика рулонов TRB10L. Посмотреть, как работает новинка выставки АГРОСАЛОН и в чем ее отличие от старой доброй «десятки» (TRB10), отправляемся в КСК «Империя» на подмосковное Бородинское поле.

Прицеп-подборщик предназначен для уборки с поля рулонов корма (сена или соломы), их транспортировки и разгрузки. Его основная задача — сократить количество техники, обслуживающей процесс заготовки кормов. Такие агрегаты пермский производитель «Навигатор — Новое машиностроение» начал выпускать еще восемь лет назад: первой моделью, призванной решать проблемы транспортировки рулонов с места заготовки до хранилища, стал TRB10. И вот к сезону 2022 года компания выпустила новую версию этого прицепа-загрузчика — T RB10L. В чем же разница?

Во-первых, в толщине стали: TRB10L предназначен для работы с легкими рулонами, а потому гораздо изящнее предшественника. Вся его конструкция тоньше и легче, и если старая добрая «десятка» весит больше 3 т, то ее лайт-версия едва дотягивает до 2 т. Соответственно, грузоподъемность «эльки» в два раза ниже: максимально загрузить TRB10L можно не больше чем 5 т, тогда как TRB10 справляется с 11 т. Рукав-загрузчик («подъемная рука») у TRB10L рассчитан на поднятие максимум 550 кг, а более массивная загрузочная конструкция TRB10 позволяет брать тюки весом до 800 кг.

Конструкция рукава-загрузчика, или «руки подъемника», напоминает штангенциркуль с закругленными краями (круглое сечение труб защищает сетку рулонов от повреждений), которым, как сачком, рулоны подхватываются с земли и поднимаются в кузов на приемный стол. 

При этом производители утверждают, что улавливать тюки можно прямо на ходу, подъезжая к ним с любой стороны: они сами разворачиваются в нужном направлении и занимают удобное для загрузки положение. Однако на практике столь ловкой «джигитовки» не получилось: трактору перед погрузкой понадобилась полная остановка и подъезд строго с торца рулона. Проблема — в самих рулонах: они были довольно рыхлые, так что существовал риск зацепить стягивающий шпагат, разворошить тюк или разорвать веревки. А кроме того, неправильная форма и неравномерные края упаковки создавали дополнительные трудности при перемещении.

фото 1.JPG

При всех сохраненных плюсах многофункциональности таких погрузчиков-транспортировщиков TRB10L почти в два раза дешевле

фото 3.JPGфото 3.1..JPG

Агрегатирование с трактором осуществляется через обычную серьгу. Зато имеется вращающаяся прицепная проушина диаметром 50 мм

Не останавливаясь, точно подцепить и повернуть рулоны в нужную сторону довольно легко, когда они имеют идеальную форму, высокую плотность и упакованы в сетку. В нашем же случае рулоны были увязаны шпагатом и уже слегка потеряли первоначальную форму и плотность. Самоориентироваться им в таком виде было весьма затруднительно.

Интересный момент: ширина у  TRB10 и  TRB10L одинаковая, длина отличается на метр («десятка» длиннее), но на TRB10L при этом влезает на один рулон больше — 11 штук! Вся хитрость — в наличии «загрузочной вилки», которая позволяет поднимать рулоны на второй ярус. У TRB10 ее нет, и тюки можно класть только горизонтально вдоль бортов, друг за другом. Тогда как у новой модели при погрузке третьего тюка из пола «вырастает» двузубец, приподнимающий «на второй этаж» предыдущий рулон сена.

фото 6.JPG

Колеса хотелось бы пошире, тогда и устойчивость возрастет, и ход помягче станет, и проходимость увеличится

После этого вся пирамида подвижным бортом смещается с приемного стола, освобождая место под следующую загрузку. Передний борт движется по направляющим и проталкивает рулоны по платформе с удлинителями к заднему торцу. Все просто: загрузили два тюка, подкинули третий наверх, сдвинули со стола и поехали ловить следующий.

О том, что прицеп полностью загружен, водителю сигнализирует механический индикатор ярко-оранжевого цвета, установленный спереди транспортировщика. 

фото 7.JPG

Управление рабочими органами из кабины трактора с помощью рычагов гидросистемы: на каждый рычаг запитано по две операции. На одном — манипуляции рукавом загрузки, на втором — управление толкателем рулонов и самосвальной платформой поочередно

фото 4.JPG

Прицеп-подборщик рулонов TRB10L оборудован стояночным домкратом

фото 5.JPG

Выгрузка рулонов производится самосвальной платформой через удлинители заднего борта. При подъеме вилка-загрузчик притирается к раме. Агрегату всего несколько месяцев, однако краска в местах соприкосновения уже стерлась до металла как на вилке, так и на раме. Возможно, это не системная ошибка, а брак конкретного агрегата

фото 11.JPG

Погрузчик TRB10L обзавелся загрузочной вилкой (у моделиTRB10 таковой нет), которая позволяет закидывать рулоны на второй ярус, подсовывая третий рулон под второй.

Он  принимает вертикальное положение и хорошо виден из кабины трактора. Борта, расположенные по краям платформы, и поднятый в вертикальное положение загрузочный рычаг удерживают рулоны во время транспортировки. Это позволяет развивать скорость до 20 км/ч по полевым дорогам без ущерба для упаковки корма.

Выгрузка из прицепа осуществляется с помощью гидравлически поднимающейся платформы: запорный клапан убирается, прицеп наклоняется и, как самосвал, сгружает собранные рулоны. Управление процессами происходит из кабины трактора с помощью рычагов гидросистемы (четыре гидролинии). В нашем случае (агрегатировали с трактором МТЗ 82) это всего два рычага, на которые запитано по две операции: один манипулирует рукавом загрузки, второй — толкателем рулонов и самосвальной платформой поочередно. 

фото 8.JPG

Движение переднего борта (толкателя рулонов) происходит по направляющим внутри платформы 

Еще одно отличие от «десятки» — колеса. В обеих моделях четыре опорных колеса одинакового «16-го» диаметра, но в лайтверсии ширина колес меньше (9.00-16) и грузоподъемность их так же ниже, чем у TRB10 (16.5L16.1), что при эксплуатации вызывает определенные неудобства. В частности, слишком узкие колеса «эльки» не всегда способны справиться с грязевой кашей при полной загрузке прицепа. Сейчас во время погрузки есть ощущение неустойчивости всей конструкции, но это дело привычки. С практикой такое ощущение пройдет. Возможно, это связано с превышением веса первого загружаемого рулона.

фото 13.JPG

фото 13.2.JPG

Так же как и TRB10, подборщик-транспортировщик TRB10L оборудован тормозной системой с барабанными тормозными механизмами на каждое колесо и одноконтурным пневматическим тормозным приводом

И  здесь мы  сталкиваемся практически с противоречием реальности: исходя из рекомендаций в паспорте агрегата, масса загружаемых тюков не должна превышать 300—350 кг (особенно первого), при этом грузоподъемность рукава загрузки — свыше 500 кг. Но в реальных условиях, даже если заданы одинаковые параметры прессования, вес рулонов может отличаться на 50–80 кг, особенно при «гуляющей» плотности. Весов в поле не предусмотрено, и при погрузке более тяжелого тюка есть риск опрокидывания прицепа. С чем, собственно, несколько раз и столкнулись в КСК «Империя» при эксплуатации данной модели.

Интересно, что для предотвращения таких ситуаций производителем предусмотрена настройка предохранительного клапана на опускание рукава загрузки. Иными словами, можно ограничить таким образом вес тюков до 350 кг. Однако в данной машине этого почему-то сделано не было. «Десятка» в этом отношении надежнее: она устойчивее и тяжелее. К тому же колеса у нее шире. Кстати, одним из решений проблемы компенсации равновесия будет приобретение такого прицепа на более широких шинах. Другим — установка противовеса, который, между прочим, можно заказать на том же заводе — у компании-изготовителя «Навигатор — Новое машиностроение».

Итак: новая облегченная версия прицепа-загрузчика TRB10 — модель TRB10L — получилась компактной и легкой. И, что немаловажно, при всех сохраненных плюсах многофункциональности таких погрузчиков-транспортировщиков она почти в два раза дешевле «десятки» из-за уменьшенной толщины металлических конструкций. 

Данный лайт-вариант вполне подойдет для эксплуатации в небольших фермерских хозяйствах на уборке сена или соломы. Более тяжелые рулоны (сенаж) на такую легкую телегу грузить будет проблематично. Кроме того, чтобы раскрыть весь функционал погрузчика-подборщика, желательно, чтобы тюки формировались с высокой плотностью, правильной круглой формы. Судя по рулонам, в данном хозяйстве используют старые добрые пресс-подборщики. А для увеличения производительности и проявления настоящего рабочего характера TRB10L их пора менять на новые. Тем более что компании «Навиготор — Новое машиностроение» есть что предложить хозяйству. В любом случае применение такого прицепа-погрузчика позволяет значительно экономить ГСМ и трудозатраты, а также снижать долю транспортных расходов в себестоимости заготавливаемого корма.

 Текст и фото: Дария Харитонова

фото 10.1.JPG

Рукав-загрузчик (или «подъемная рука») рассчитан на то, чтобы улавливать рулоны прямо на ходу. Более того, предусмотрено самоориентирование рулонов при погрузке, при этом подъезжать к рулону можно с любой стороны. Но такая «джигитовка» возможна только с хорошо упакованными рулонами идеальной формы