Впортфеле компании Pöttinger восемь двухроторных валкообразователей, формирующих валок в центре. Двухроторный валкообразователь Pöttinger Top 962C с 10-метровой шириной захвата — самый большой из имеющихся агрегатов — обеспечивает высокую производительность, при этом его требования к трактору (и к мощности, и к гидравлике) минимальны.
Валкообразователь Top 962C агрегатируется с трактором за нижние тяги, категория навески II. Для кабелей, фиксирующего троса и хорошо маркированных гидро шлангов (одного одностороннего действия для складывания / раскладывания / разворотной полосы, одного двухстороннего действия для регулировки ширины захвата) есть великолепные направляющие и гнезда. Карданный вал, оснащенный защитой от перегрузки, тоже имеет парковочное место, а опора дышла обеспечивает комфортный перевод из транспортного положения в парковочное с помощью простого движения ногой.
Простое агрегатирование и движение ногой обеспечивает перевод из транспортного положения в парковочное
Из-за большого диаметра ротора (4,30 м) для приведения агрегата в транспортное положение приходится снимать по четыре граблины с каждого ротора. Это необходимо учитывать и при переезде с одного поля на другое, поскольку высота укомплектованного граблинами валкователя — порядка 4,60 м. Ветки и иные находящиеся на такой высоте предметы вполне могут помешать беспрепятственному перемещению агрегата. Вставить граблины при нормальном количестве смазки не составляет особого труда. Затем их необходимо зафиксировать специальными предохранительными шплинтами. По дорогам общего пользования валкообразователь передвигается след в след за трактором. Механизм рулевого управления с поворотными кулаками оснащен пластиковыми подшипниковыми опорами и сменными сферическими головками. И то и другое предназначено для предотвращения выноса валкообразователя и обеспечения точного поворота в течение всего срока эксплуатации. Уже в серийном исполнении агрегат имеет допуск для передвижения со скоростью до 40 км/ч.
Транспортная ходовая часть движется строго след в след с хорошо продуманными брызговиками, защищающими от загрязнений осветительные приборы
При раскладывании валкообразователя для начала необходимо выдвинуть роторы, установив соответствующую ширину. В этом помогают хорошо заметные желтые маркировки — по ним следует ориентироваться в обязательном порядке: в противном случае граблины могут что-нибудь зацепить. Затем следует потянуть трос для разблокировки и, задействовав рычаг гидрораспределителя одностороннего действия, активировать обратную подачу, чтобы разложить орудие. Потом можно настроить ширину захвата с помощью соответствующей секции гидрораспределителя. Шкала дает общее представление о максимальной и минимальной ширине захвата, хотя на фактически установленную ширину и не указывает.
При раскладывании роторы должны располагаться соответствующим образом, указанным на шкале
Наряду с настройкой ширины захвата следует настроить и высоту сгребания. Для этого каждый ротор оснащен удобной рукояткой и наклейками — указателями направления вращения, которые, кстати, хорошо приклеены и весьма живучи. Шкала, расположенная на шасси, позволяет осуществлять равномерную регулировку обоих роторов. В серийном исполнении валкообразователь Top 962C оснащен шестиколесной рабочей ходовой частью роторов. Все колеса расположены в непосредственной близости от круговой траектории граблин, благодаря чему, несмотря на внушительный диаметр роторов (4,30 м), машина обеспечивает весьма чистый подбор.
В случае серьезного повреждения граблину можно целиком, включая направляющий ролик, снять и заменить, предварительно ослабив всего четыре болта.
Валкообразователь Top 962C отработал на отлично. Даже большие роторы чисто сгребали и укладывали равномерные валки, причем на любых кормах, которые встречались по ходу тестирования. Хотя, конечно, из-за низкой урожайности попробовать агрегат на формировании больших валков не удалось; поздние укосы Top 962C тоже укладывал безо всяких потерь в хорошо вентилируемые однородные валки. Даже при максимальной ширине захвата они не выходили за рамки колеи шасси. Роторы оснащены карданной маятниковой подвеской. На неровной местности с обилием почвенных складок они едва справляются с работой. На более или менее ровных площадях агрегат Top 962C становится производительной машиной, которая за один проход сгребает валок с 9,60 м (минимальная ширина захвата — 8,80 м).
Диаметр роторов — 4,30 м. Шестиколесная рабочая ходовая часть в комбинации с копирующим колесом, расположенным впереди, обеспечивает великолепное копирование рельефа
В хороших погодных условиях во время первого укоса, формируя валок с такой ширины захвата, можно почти до отказа загрузить работой кормоуборочный комбайн. С другой стороны, у агрегата минимальные требования к трактору.
Установленная на заводе высота подъема роторов оказалась вполне удобной и достаточной и при переезде позволяла не разрушать только что сформированные валки. Ограничение по высоте для разворотной полосы регулируется под соответствующие условия буквально за пару минут. Причем в процессе подъема граблины не цепляются за почву: сначала поднимается передняя часть ротора, затем задняя. Опускание в рабочее положение происходит в обратном порядке — таким образом, зубья не втыкаются в почву.
В серийном исполнении агрегат оснащается делителем потока, обеспечивающим равномерные подъем и опускание крыльев. В качестве опции также может поставляться единая система подъема с электрической предустановкой. Опционально агрегат комплектуется фартуком, который на разворотной полосе поднимается с помощью параллелограммного механизма — он также позволяет одновременно отрегулировать рабочую высоту и положение фартука. Для эксплуатации на соломе фартук для валка относительно легко демонтируется.
Дополнительные подробности
Привод роторов осуществляется механически, посредством вала отбора мощности, скорость вращения которого должна составлять 540 об/мин. Разветвление крутящего момента осуществляется при помощи Y-образного редуктора, а затем передается дальше с помощью карданных валов.
Итак: валкообразователь Pöttinger Top 962C представляет собой весьма производительный агрегат, который очень прост и удобен в эксплуатации, — даже не слишком опытные механизаторы легко с ним справляются. К недостаткам можно отнести необходимость демонтажа граблин при переводе в транспортное положение, а также уровень копирования поверхности поля. Хотя эти минусы обусловлены конструкцией. Впрочем, компания Pöttinger частично их компенсировала, например за счет предлагаемого многофункционального копирующего колеса.
Текст: Елена Юдина Фото: Максим Скачков
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.