Свеклоуборочный комбайн Ropa Tiger 5 мощностью 460 кВт / 617 л. с. в поле
Собранные британским концерном CTM Harpley Engineering, расположенным в Норфолке, Tiger 5 и Tiger 6 — это модельный ряд свеклоуборочных комбайнов Ropa, трехосных громадин с шинами увеличенной ширины, системой стабилизации, бесступенчатой трансмиссией и двигателем с системой очистки SCR. Первое отличие между двумя «кошками» — это двигатель. Tiger 5, укомплектованный рядным шестицилиндровым 15,6-литровым турбодизелем Mercedes, который выдает 460 кВт / 617 л. с., чуть мощнее, чем Tiger V8-4 (440 кВт / 590 л. с.), отличается массой инноваций и вмещает до 30 т свеклы.
Дополнительная ширина рядной шестерки двигателя OM473LA от Mercedes-Benz, удовлетворяющего стандарту Stage IV, обусловила размещение радиатора над двигателем, а масляного радиатора — слева от него. Оба агрегата имеют автоматическое реверсирование вентиляторов
Для новичка Tiger 6 «сердце» разрабатывал концерн Volvo. Модель TAD1643VE‑B, 565 кВт / 770 л. с., шестицилиндровый, с рабочим объемом 16,1 л, максимальный крутящий момент 3260 Н·м, число оборотов двигателя при копке — 1100 об/мин до макс. 1650 об/мин в автоматическом модусе, индикатор расхода топлива в л/га и л/ч на терминале.
Вряд ли вы споткнетесь об Tiger 5 и 6 случайно. Ярко‑желтые, почти 15 м длиной, 4 м высотой и 33,5 т весом, на шести колесах — их трудно не заметить. Итак, представляем вашему внимаю Tiger 5.
Мощность от бесступенчатой коробки передач передается по карданам ко всем трем осям комбайна. Эта раздаточная коробка работает на задние мосты
Начнем с шасси. У меньшей, чем Ropa, модели Panther были система самовыравнивания и активная компенсация крена; теперь этот функционал перешел к трехосному Tiger 5. В Ropa говорят, что раскачивание рабочей платформы уменьшилось на 33 % при большей, по сравнению с предыдущим комбайном Tiger, скорости движения. Теперь ботвоподъемный и теребильный узлы могут работать более согласованно. Машина имеет три неразрезных моста и шарнирное сочленение рамы. Вертикальное перемещение каждого колеса контролируется соединенными между собой стабилизирующими цилиндрами. Когда одно колесо Tiger перемещается вверх, копируя профиль земли, масло его гидроцилиндра вытесняется в два других цилиндра на противоположной стороне шасси, заставляя их штоки выдвигаться; в результате машина раскачивается меньше. Такая конструкция, плюс датчики и электронная система управления, позволяют шасси выравниваться на склонах; по заявлениям представителей Ropa, уклоны порядка 10 % сглаживаются системами комбайна автоматически без каких‑либо проблем.
Все устройства передачи привода находятся в задней части комбайна. Во‑первых, двигатель — это удовлетворяющий стандарту Stage IV Mercedes‑Benz OM473LA, использующий технологию SCR с AdBlue и развивающий максимальный крутящий момент 2990 Н·м. Этот агрегат действительно шире, чем предыдущий V8, так что радиатор перемещен над двигателем и обслуживается через бункер. И радиатор, и охладитель моторного масла имеют свой собственный вентилятор, который, чтобы свести к минимуму риск засорения, начинает вращаться в противоположную сторону каждый раз, когда бункер опорожняется. В Tiger 5 применяется обновленный топливный фильтр с интегрированным электрическим насосом, который может выдавать предупреждения о необходимости обслуживания. Для лучшей экономии в поле двигатель работает на 1125 об/мин; на дороге же скорость 40 км/ч может быть достигнута при 1195 об/мин; при этом в зависимости от нагрузки возможно автоматическое увеличение частоты вращения двигателя до 1650 об/мин.
Шарнир сочленения теперь расположен вертикально и сдвинут назад, освобождая место для более широких передних шин. Турбины и заслонки позаимствованы у серии Panther
Мощность двигателя передается на колеса через бесступенчатую коробку передач с двумя диапазонами, разработанную совместно Ropa, Omsi и Bosch‑Rexroth. Она основана на трех гидрообъемных моторах и планетарных редукторах; один из моторов выключается/включается с помощью работающего в масле многодискового сцепления, и только два из них используются на транспортных работах. При значении до 1220 об/мин скорость движения в поле доходит до 17,5 км/ч, а на дороге — до 40 км/ч; все это происходит без переключения передач. Мощность от автоматической коробки передается непосредственно на карданные валы, через раздаточную коробку к мостам Tiger. Чтобы совладать с весом и обеспечить приемлемое давление на грунт, установлены еще более широкие шины: передняя пара — 800/70 R38, а четыре задних — 1050/50 R32. В блоке очистки Tiger 5 используются три турбины, высоту заслонок которых теперь можно регулировать с дисплея кабины индивидуально. Для того чтобы справиться с потенциалом мощности этой машины, ширина кольцевого элеватора теперь составляет 1,0 м — на 100 мм больше, чем в предыдущих моделях.
Каждая ось комбайна имеет выравнивающие цилиндры с обеих сторон. Их гидравлическое соединение позволяет компенсировать продольные и поперечные наклоны кузова
Вместимость бункера Tiger 5 гарантирует объем не менее 43 м3, или приблизительно 30 т. Для увеличения вместимости его чуть расширили и сделали переднюю панель наклонной. Сварной пол бункера был изменен, панели пола легко открываются после вынимания штифтов. Два ультразвуковых датчика внутри контролируют наполняемость, а также могут измерять урожайность; в планах компании — обеспечить передачу данных об урожайности через ISOBUS, что может использоваться в системах управления хозяйством или подрядной организации. Выгрузной транспортер бункера стал длиннее и теперь может складываться в трех местах; ширина его — 2,0 м (на 200 мм уже, чем у Tiger V8‑4), но производитель говорит, что эти изменения помогут значительно упростить выгрузку на ходу. Скорость выгрузки впечатляет — 30 т свеклы могут быть заложены в полевой бурт приблизительно за 50 секунд.
Выгружающий элеватор теперь имеет три секции для большей гибкости при разгрузке. Его ширина уменьшена до 2,0 м, но бункер емкостью 30 т может быть опорожнен меньше чем за одну минуту
Теперь о кабине Tiger. Вслед за системой контроля крена и самовыравниванием она также была позаимствована у младшей модели, Panther, хотя заимела ряд модных новинок, соответствующих флагманскому статусу: сенсорный дисплей, консоль управления справа и модернизированный центр управления выгрузкой слева. Центральный элемент интерьера — 12,1‑дюймовый дисплей R‑Concept с Wi‑Fi‑интерфейсом, обеспечивающий оператору доступ к всевозможным параметрам работы комбайна через приложение в смартфоне. Установки производятся посредством сенсорного экрана или с помощью «крутилок», получивших соответствующие названия R‑Direct и R‑Select. Левая сторона экрана отображает настройки ботвоподъемника, блока очистки, бункера и так далее. Средняя — по- казывает число оборотов двигателя, скорость движения, обороты турбины и другие данные, в то время как правая сторона экрана может быть настроена по усмотрению пользователя.
Правосторонний пульт управления связан с главным экраном, поэтому когда вы, скажем, нажимаете на переключатель освещения, на экране всплывают все варианты освещения. Здесь имеется кнопка, позволяющая в одно касание переводить комбайн из рабочего положения в транспортное, автоматически и последовательно убирая шнек бункера и складывая выгрузочный элеватор. Элементы управления выгрузкой встроены в левый подлокотник, можно запомнить два различных режима высоты выгрузки с бесступенчатым управлением скоростью выгрузочного элеватора.
Совершенный дизайн кабины серии R позаимствован у младшей модели, Panther. Главные ее особенности — 12,1‑дюймовый дисплей R‑Concept (слева) и переработанная панель переключателей и контроля выгрузки с бесступенчатой регулировкой скорости (справа)
Дополнительные подробности - Tiger 5 может поставляться с шести‑, восьми‑ или девятирядным копателем PR2h, в зависимости от того, какой вариант ботвоудалителя применен. - 12 ультразвуковых датчиков формируют дополнительную систему дистанционного управления. - Светодиодные лампы обеспечивают великолепное освещение. - Набор инструментов и бак для чистой воды удобно размещены вдоль борта моторного отсека, есть отдельная зона для хранения деталей.
Итак: Tiger 5 обеспечен большей, чем у Tiger V8‑4, мощью и вдобавок оснащен рядом сложных систем: системой продольной и поперечной стабилизации и бесступенчатой трансмиссией.
Текст и фото: Готтфрид Айкель, Зенке Шульц
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.