Операция «Мост»

При возникновении течи масла на планетарной передаче ведущего моста вы получаете мину замедленного действия: масла здесь немного, поэтому без должного внимания готовьтесь вскоре получить груду металлолома. Как заменить дефектные уплотнительные кольца, читайте в этом репортаже.

Операция «Мост»

При возникновении течи масла на планетарной передаче ведущего моста вы получаете мину замедленного действия: масла здесь немного, поэтому без должного внимания готовьтесь вскоре получить груду металлолома. Как заменить дефектные уплотнительные кольца, читайте в этом репортаже.

Ведущие мосты в сельхозмашинах встречаются весьма часто. Наиболее широкое распространение получили передние ведущие мосты полноприводных тракторов. Речь в нашем конкретном случае идет исключительно об управляемых мостах. Конструктивно они очень схожи: по центру находится дифференциал, на который с помощью кардана передается поток мощности; оттуда он распределяется на периферию, то есть на внешние планетарные передачи; дифференциал и оба планетарных редуктора имеют свой собственный запас масла. При этом наличие и отсутствие подвески моста здесь не играет никакой роли. В случае с такими мостами дефекты, связанные с утечкой масла, возникают в разы чаще, нежели все прочие, причем вовсе не в дифференциале, а именно во внешних планетарных редукторах. Утечки часто начинаются едва заметно, их можно распознать лишь по едва видным «кровоподтекам» на колесах. Утечки необходимо обязательно держать в поле зрения, поскольку запас масла в этих редукторах относительно небольшой и после кратковременной работы «на сухую» они превратятся в груду бесполезного металлолома. На управляемых мостах, например передних приводных мостах тракторов, течь масла происходит, как правило, в тех местах, где приводной вал планетарной передачи входит в корпус полуоси. Для того чтобы добраться до вышедшего из строя уплотнения, придется полностью снять всю планетарную передачу, а для этого необходимо демонтировать шкворень поворотного кулака, ослабить поперечную рулевую тягу и т. д. В любом случае монтаж – дело довольно хлопотное. Абсолютно по-иному осуществляется ремонт неуправляемых осей. В аграрном секторе типичными представителями таких машин являются тягачи с шарнирносочлененной рамой, например колесные погрузчики.

Демонтаж
Устанавливаем железного коня на надежные деревянные чурки
2.jpg

Учитывая то, что для демонтажа могут потребоваться некоторые усилия, а возможно, и энергичные удары молотком или даже кувалдой, наш «пациент» должен иметь под собой надежную опору в передней части. Поэтому мощные деревянные чурки – самое оно. Ни в коем случае не используйте неустойчивый домкрат

Сливаем трансмиссионное масло
3.jpg
4.jpg

Учитывая то, что для демонтажа могут потребоваться некоторые усилия, а возможно, и энергичные удары молотком или даже кувалдой, наш «пациент» должен иметь под собой надежную опору в передней части. Поэтому мощные деревянные чурки – самое оно. Ни в коем случае не используйте неустойчивый домкрат

Откручиваем крышку редуктора
5.jpg
6.jpg

Выкручиваем болты, находящиеся на внешней стороне крышки планетарной передачи. Затем осторожно постукиваем киянкой по крышке или по ее кромке. Как правило, этого хватает, чтобы освободить крышку. В некоторых случаях под действием герметика крышка отходит с трудом

Снимаем планетарный механизм редуктора
7.jpg

На внутренней стороне крышки планетарной передачи установлены три планетарных шестерни. Весь этот механизм можно снять как единое целое – отдельные элементы никоим образом вам в этом не воспрепятствуют

Вынимаем приводной вал
8.jpg

В планетарные шестерни входит зацепление приводного вала, который простирается вплоть до дифференциала. Этот вал сейчас вынимается из моста без всяких усилий. Изучаем шлицы вала на предмет повреждений, а также следов износа на высоте уплотняющего кольца

Демонтируем солнечную шестерню
9.jpg
10.jpg

Снаружи, в корпусе передачи, находится солнечная шестерня. Она скручена со ступицей. Три планетарные шестерни входят в зацепление с ее внутренним зубчатым венцом и таким образом вращают солнечную шестерню со ступицей, приводя в конечном итоге в движение все колесо. В этом случае для демонтажа придется выкрутить еще три болта

Хлопотный демонтаж
11.jpg

Постоянная смена нагрузки при эксплуатации транспортного средства не позволяет производить неплотную, с люфтом, установку солнечной шестерни и ступицы соответственно: такая установка очень скоро могла бы привести к износу. А слишком маленькие допуски, естественно, затрудняют как демонтаж, так и монтаж. Здесь солнечная шестерня плотно сидит в корпусе даже после выкручивания крепежных болтов. Легких ударов киянкой для ее извлечения обычно бывает достаточно

Внимание! Распорные кольца!
12.jpg

Вполне возможно, что конструкторы предусмотрели наличие тонких, толщиной зачастую всего-навсего в пару миллиметров, распорных колец между солнечной передачей и корпусом полуоси. Постарайтесь при демонтаже ни в коем случае не повредить их. И еще один архиважный момент – не забудьте при повторном монтаже вернуть кольца обратно домой, на родину. Согласитесь, звучит забавно, но об этом забывают сплошь и рядом!

Вынимаем уплотнительные кольца
13.jpg
14.jpg

В утечке масла, вне всякого сомнения, повинно большое внешнее уплотнительное кольцо. Используя в качестве рычага крупную шлицевую отвертку, извлекаем его из гнезда. Если оно приржавело, то можно попробовать высвободить его легкими ударами киянки по всей конструкции. Однако не пытайтесь делать это с усилием, вставляя зубило или отвертку между корпусом и внешней кромкой уплотнительного кольца и вырывая его, таким образом, с «насиженного» места. Гнездо ни в коем случае нельзя повреждать! Расположенное внутри небольшое уплотнительное кольцо также необходимо вынуть и заменить новым: оно предотвращает бесконтрольное проникновение масла из дифференциала в планетарную передачу

Сборка
Приобретаем уплотнительные кольца, предварительно определив размеры
15.jpg

В большинстве случаев можно брать размер, указанный на использованных уплотнительных кольцах вала. Ходовые размеры без проблем приобретаются в специализированных фирмах, да еще и по куда более выгодным, чем у дилера, ценам. Хотя некоторые мосты, особенно старшего поколения, из-за дефицита вполне способны доставить своим хозяевам некоторые хлопоты при покупке запчастей

Изучаем контактные поверхности на предмет износа
16.jpg

Нередки случаи, когда поверхность, на которую давят уплотнительные кромки, имеет следы износа. Это может произойти из-за попадания на уплотнительную кромку песчинок, которые способны выточить бороздки на скользящей поверхности

Монтаж уплотнений
17.jpg

Чувствительные к внешним воздействиям уплотняющие кольца вкладываем в гнезда очень аккуратно: большое внешнее уплотнение стоит немалых денег! Зачищаем гнезда уплотнительных колец как следует и, в идеале, слегка смазываем их внешнюю кромку. Малое внутреннее кольцо «вколачиваем», используя крупную насадку, которая должна располагаться по всей поверхности

Устанавливаем ступицу
18.jpg

Очищенная и оснащенная новым уплотнительным кольцом ступица устанавливается перед корпусом полуоси. Затем монтируем солнечную шестерню, а в завершение скручиваем весь этот механизм в единое целое с помощью трех болтов. Детали пригнаны друг к другу тютелька в тютельку, поэтому будьте морально готовы к тому, что сборка потребует терпения и выносливости

Возвращаем на родину планетарный ряд
19.jpg

Перед монтажом крышки и планетарного ряда необходимо тщательно очистить поверхности уплотнения. Если площадь соприкосновения уплотнительных колец в местах прилегания уплотнительных кромок необходимо приработать, тогда здесь есть возможность установить защитную втулку вала. Новая полнокомплектная деталь могла бы поставить под сомнение целесообразность ремонта. Тончайшая защитная втулка вала, наоборот, вполне доступна по цене, относительно просто устанавливается и способна вдохнуть вторую жизнь в важную деталь нашего подопечного. Остатки герметика удаляем механически с помощью скребка, а следы смазки — используя очиститель тормозов. После этого на очищенную поверхность наносим герметик, прижимаем детали друг к другу, а затем скручиваем их. И все в ажуре!

Текст и фото: Дитмар Ренферт-Дайтерманн