В коровник с полным зарядом

Любому прицепному кормораздатчику – с одним или двумя смесительными шнеками – необходима мощность. Тракторам требуется соответствующий крутящий момент и усилие на ВОМ. Усилие, которое электрический двигатель может обеспечить без муфты и высокого крутящего момента.

В коровник с полным зарядом

Любому прицепному кормораздатчику – с одним или двумя смесительными шнеками – необходима мощность. Тракторам требуется соответствующий крутящий момент и усилие на ВОМ. Усилие, которое электрический двигатель может обеспечить без муфты и высокого крутящего момента.

Идея довольно интересная: можно сэкономить на мощностях тракторов, которые прежде нужны были для привода механизмов кормосмесителя-кормораздатчика, а в качестве тягача на подворье использовать обычный погрузчик. Электродвигатель, работающий от аккумулятора, вращает все шнеки кормосмесителя: это не только экономит дизельное топливо, но и бережет муфту ВОМ. Кроме того, такой механизм работает, как говорится, без шума и пыли.

Голландское предприятие Royal Reesink в сотрудничестве с Мotrac Industries разработало новую концепцию привода кормосмесителя-кормораздатчика. Концепция полностью электрического привода должна была найти воплощение в самоходном самозагружающемся кормосмесителе-кормораздатчике производства Kuhn, который работал бы исключительно от электрического источника питания. Однако проект отправили на пол-ку до лучших времен, поскольку диапазон мощности сегодняшнего аккумулятора еще не дотягивает до необходимых показателей усилия и мощности. Являясь генеральным импортером для предприятия Kuhn в Нидерландах, компания Royal Reesink в первую очередь сфокусировалась на кормосмеси-телях производства Kuhn вместимостью от 9 до 34 м³, хотя теоретически такая система может быть установлена на любой другой прицепной кормосмеситель-кормораздатчик.

Основа системы — литиево-ионная аккумуляторная батарея мощностью 39 кВт∙ч. Теперь проанализируем: упорядоченные по отношению друг к другу аккумуляторные банки батареи обеспечивают мощность 100 А∙ч при напряжении 390 В. Этот тип батарей, по сравнению со свинцово-кислотными аккумуляторами, имеет одно решающее преимущество: при сопоставимой массе они способны выдавать более высокую мощность. Кроме того, процесс перманентного старения у батарей данного типа выражен гораздо меньше, чем у их коллег – свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. Аккумуляторные банки способны выдержать 4000 циклов зарядки-разрядки и при этом продолжать выдавать 80 % заявленной мощности: это только обещание! А внешне по кормосмесителю и не определишь, что он приводится в движение электроприводом. В Royal Reesink целиком заменили дышло Kuhn дышлом собственной конструкции, в котором теперь размещаются аккумуляторная батарея, блок управления, электродвигатели и радиоприемники, – здесь все в полном порядке. Механическая часть кормосмесителя тоже осталась нетронутой: голландцы подсоединили электродвигатель максимальной мощностью ни много ни мало 82 кВт / 112 л. с. вместе с редуктором непосредственно к карданному шарниру приводного вала.
На практике в такой машине нет ничего непривычного. Только протяжный звуковой сигнал извещает фермера о начале работы – и становится ясно, что кое-что здесь работает по-другому. Пока телескопический погрузчик вытаскивает из закромов необходимые компоненты, электродвигатель тихонько жужжит, перемешивая корм. При этом частота вращения настраивается бесступенчато.

2.jpg

Электродвигатель мощностью 82 кВт заменяет карданный вал. Он оснащен системой водяного охлаждения

3.jpg

Аккумуляторная батарея интегрирована в дышло, поэтому и масса такого кормораздатчика, по сравнению с серийной моделью, на 500 кг больше

Итак: компании Motrac и Reesink Agri оснастили кормосмеситель-кормораздатчик системой MoRe-E с использованием аккумуляторной батареи. Литиево-ионный аккумулятор при этом имеет внушительную мощность: при напряжении 390 В и 100 А·ч двигатель может обеспечить мощность, равную 82 кВт, передающуюся на оба шнека. Стремление сэкономить энергию и надежда на лучшее потребуют немалых инвестиций – до 55 000 евро. При этом кормосмеситель подходит для работы от аккумулятора, как ни одна другая машина, поскольку эксплуатируется в одно и то же время дня.

Текст: Тобиас Бенсинг. Фото: Штефан Товерник