Навигационная система «Пегас-Агро»

«Наши клиенты должны знать, что приобретают технику на полном обеспечении. И не ломать голову над тем, как уменьшить расходы и увеличить рентабельность». Анна Синицына, коммерческий директор ООО «Пегас-Агро»

Вот уже несколько лет компания «ПегасАгро» является членом «клуба точного земледелия» — правда, до недавнего времени постоянное членство «Туманам» обеспечивали именитые иностранные компании-производители систем навигации и управления и на большинстве машин были установлены их софт и оборудование. Интуитивно или по случайному совпадению специалисты компании «Пегас-Агро» пару лет назад начали заниматься разработкой и тестированием системы навигации и управления. За собственными разработками и новыми технологиями стоят не только стремление, усердие и трудолюбие, но также промахи и неправильные расчеты. Однако чем больше учитываются все факторы, тем эффективнее результат.

фото 1 (1).JPG

Точное земледелие — это целый комплекс технологий, которые влияют на управление продуктивностью посевов

вместо_2.JPG

Система навигации «Пегас-Навигатор» позволяет точно позиционировать машину в поле, ровно перемещаться на гоне… 

Чтобы быть активным участником «клуба точного земледелия», необходимо обладать определенными навыками: 

  • точно позиционировать машину в поле; 
  • ровно перемещаться на гоне, используя подруливающее устройство или автопилот;
  • автоматизированно включать и выключать секции агрегата в нужных точках поля; 
  • точно поддерживать заданную норму внесения препарата; 
  • дифференцированно вносить удобрения по электронным картам предписания.

«Пегас-Навигатор»: точность — наше все
К системам параллельного вождения все уже привыкли как к обыденному явлению. Однако это один из самых важных и основных атрибутов системы точного земледелия. Система параллельного вождения позволяет проводить работы с максимальной точностью и минимальными движениями. Плюс ко всему (что важно для опрыскивателей) — возможность работать по ночам так же эффективно и точно.

фото 2 (2).JPG

...точно поддерживать заданную норму внесения препарата


фото 3.JPG

...и дифференцированно вносить препарат

фото 9 (2).JPG

Система параллельного вождения основана на использовании сигнала спутниковой навигации. В защитном корпусе — приемник и GPS-антенна 

Для работы автоматики руления, управления секциями и позиционирования критически важна точность. Система параллельного вождения основана на использовании сигнала спутниковой навигации. В случае с «Туманом» это обеспечивается двухчастотным приемником, работающим для надежности с несколькими спутниковыми созвездиями, включая GPS, GLONASS, BeiDou. Даже в автономном режиме относительная точность может быть не хуже 20 см, чего достаточно для операций опрыскивания и разбрасывания, которые проводятся на высокой скорости (более 20 км/ч), и точность просто не успевает сильно ухудшиться. Платные GPS-сигналы, которые предлагают именитые производители подобных систем по подписочной модели, обеспечивают абсолютную точность до 4 см. Но плата за их использование зачастую оправданна только на «неспешных» операциях сева и уборки. Так же остается вариант с базовыми станциями — мобильными или стационарными (RTK). И тут у «Тумана» порядок: если необходимо и в хозяйстве развернуты такие станции либо есть возможность принимать поправки по интернету, систему управления самоходки можно подключить к этой сети и работать с точностью до 2 см.

След в след: система автоматического руления («подрульки») 

Два варианта: гидравлический автопилот и электрический ассистент. В случае с автопилотом осуществляется управление специальным гидроблоком. После активации системы руль в кабине остается неподвижен, но это не мешает машине держаться на курсе, равно как и большинство возникающих под колесами мелких препятствий. Электрический ассистент вождения представляет собой сервопривод, который устанавливается на рулевую колонку. Тут руль, конечно, вращается, подруливая машиной. 

фото 8.JPG

Рулевое колесо «Пегас-Агро» с электродвигателем работает без шумов и вибраций. Электрический ассистент вождения представляет собой сервопривод, который устанавливается на рулевую колонку

Но, опять же, хвататься за него нет необходимости —только в случае объезда препятствия или захода на следующий гон. Обратную связь системам обеспечивает датчик угла поворота колеса, который устанавливается на рулевом гидроцилиндре. Для оценки необходимости систем автоматического руления – простой пример. Если вручную механизатор может отклоняться от курса более чем на метр, поскольку руление — это только одна из операций, которую он должен выполнять параллельно с прочими, то подобные системы берут на себя эту задачу и вполне в состоянии вести машину в коридоре до 10-15 см.

Дифференцированный подход или толерантность 

Точно рулить — это уже половина успеха. Но перемещаться по полю просто так — это не про рабочую лошадку от «Пегас-Агро». На «Тумане» устанавливается целый набор исполнительных механизмов, которые обеспечивают качественное внесение препаратов. Но не самостоятельно. Ими управляет специальный контроллер, подключенный к навигационному терминалу.

На терминале должны быть введены параметры машины, на которой установлено оборудование: количество и ширина секций, различные коэффициенты задержек и постоянных, расстояние от антенны до точки внесения препарата. После настройки машины и установки необходимой нормы для поддержания контроллер в комплексе с системой навигации делает всю кропотливую работу, автоматически поддерживая заданную норму, управляя секциями, оповещая о нештатных ситуациях. И это — не отвлекаясь от точного перемещения на гоне. Все ради качественной обработки поля без пропусков и перекрытий.

фото 5.JPG

На терминал выводятся обработанные участки поля, информация о статусе и состоянии системы дозирования, информация о количестве обработанных гектаров, площади перекрытий, отклонение от траектории

фото 6.JPG

Автоматическое управление секциями — один из важных компонентов дифференцированного управления и внесения

В такой ситуации при желании начать работать на «Тумане» в режиме дифференцированного внесения остается всего ничего: загрузить в навигационный терминал карту внесения в правильном формате. Несравненно сложнее эту карту подготовить — тут и картирование полей, и ежегодный их анализ по большому количеству факторов, и правильная обработка результатов. И только уже в конце — подготовка карты и ее загрузка в систему управления машиной. В любом случае дифференцированный подход позволяет контролировать норму внесения и правильное распределение препаратов. И в таком решении очень заинтересованы хозяйства, на чьих угодьях есть разнородные участки почвы. На плохих участках норма внесения снижается, чтобы не вносить впустую, а на хороших повышается, и плодородные участки получают удобрения. Таким образом, расходы не увеличиваются, а разумно распределяются.

А как же ISOBUS? С такими «родственниками» и ISOBUS неважен 

У «Туманов» есть явное преимущество благодаря работе с собственными системами навигации и управления. Меньше проблем в контроле и настройках между связкой «трактор — оборудование» (очевидно, что при замене трактора или оборудования важно проверить все настройки). Часто бывает так, что вроде бы ISOBUS между навигационным терминалом трактора и контроллером оборудования есть, но часть функций недоступна. Объясняется это тем, что у каждого производителя оборудования ISOBUS свой: общепринятые простые функции реализованы единообразно, а лучшие «фишечки» — эксклюзивно. Мотив понятен — производители электроники стараются продавать систему комплексно, а не по частям.

фото 7.2..JPG

Исполнительные механизмы опрыскивателя (клапанная аппаратура опрыскивателя), управляя которой система поддерживает норму внесения

фото 10.2.JPG

Блок управления навигационной системой 

фото 2.JPG

На плохих участках норма внесения снижается, чтобы не вносить впустую, а на хороших повышается, и плодородные участки получают препарат

В варианте с «Туманами» самоходную базу еще на заводе «учат» правильно «дружить» со своими «съемными родственниками». Специалисты, до того как «Туман» выйдет за ворота, перепроверяют, настраивают и вносят все параметры: размер и геометрию съемного оборудования, коэффициенты и постоянные. При смене оборудования главное — выбрать в навигационном терминале установленный модуль, и настройки загрузятся автоматически. В таких обстоятельствах протокол ISOBUS действительно не так важен.

Итак: основа всех технологий точного земледелия — это система параллельного вождения, GNSS-антенна, система автоматического руления, контроллер рабочих функций орудия. Это базовые элементы, которые обеспечивают львиную долю технологии. Наибольшие преимущества и функции можно получить, используя компоненты и системы от одного производителя. В данной ситуации умной машину делает не иностранная компания-производитель, а сам завод.

Текст: Роман Линник, Елена Юдина Фото: Елена Юдина