Неважно, насколько сложными кажутся различные турбонагнетатели, – всех их объединяют схожая конструкция основного агрегата и функции. Выхлопные газы, покидая двигатель, направляются через корпус турбокомпрессора, расположенный перед выхлопной трубой. Давление выхлопных газов приводит в движение колесо турбины внутри корпуса, которая соединяется при помощи вала с рабочим колесом компрессора, расположенным в системе забора воздуха. Лопасти рабочего колеса нагнетают очищенный, профильтрованный и готовый к сгоранию воздух в двигатель. Нагнетание большего объема воздуха означает, что сгорает больше топлива, то есть высвобождается больше энергии и образуется больший крутящий момент, чем в двигателях без наддува (нетурбированных двигателях) с таким же рабочим объемом. В этом и заключается основная идея применения турбонагнетателей.
Существует множество различных моделей турбонагнетателей, каждая из которых имеет свои конструктивные особенности, позволяющие повысить ее эффективность. Например, турбонагнетатель с перепускной заслонкой дает возможность использовать турбину большей производительности, чем та, которая указана и обычно используется на том или ином двигателе. Такой турбонагнетатель с перепускной заслонкой обеспечивает бо́льшую производительность на пониженных оборотах двигателя, чем традиционная турбина. Однако без функции перепускной заслонки он выдавал бы избыточную производительность и на высоких оборотах, нанося тем самым потенциальный вред как двигателю, так и турбине. Поэтому на высоких оборотах перепускная заслонка защищает двигатель и регулирует нагнетаемое турбиной давление путем отвода выхлопных газов напрямую в выхлопную трубу. Это уменьшает давление выхлопных газов в выхлопной турбине и на высоких оборотах двигателя замедляет ее до необходимой скорости вращения.
Слева: при низкой частоте вращения двигателя кольцо привода закрывает кольцо с лопатками и тем самым повышает давление выхлопных газов на лопасти крыльчатки. При этом увеличиваются частота вращения турбины и давление наддува. Справа: открытие лопаток на высоких оборотах двигателя снижает воздействие выхлопных газов на крыльчатку. Это защищает двигатель и турбонагнетатель, одновременно сохраняя его эффективность
Турбонагнетатели с подвижным кольцом чаще используются в сверхмощных двигателях сельхозмашин, а турбонагнетатели с перепускной заслонкой, наоборот, в тракторах среднего размера.
Текст: Сенке Шульц
Подпишись и читай материал полностью
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.