Электрический отсечной клапан Lechler

В области тюнинга опрыскивателей наряду с самоделками порой можно использовать и готовые заводские решения. Одно из них – система электрических отсечных клапанов Lechler ESV, которая стала серебряным медалистом выставки AGROSALON 2018.

Пофорсуночный тюнинг-кит

В области тюнинга опрыскивателей наряду с самоделками порой можно использовать и готовые заводские решения. Одно из них – система электрических отсечных клапанов Lechler ESV, которая стала серебряным медалистом выставки AGROSALON 2018.

Особенностью разработки является готовая блочно-модульная компоновка из клапанов, проводки и коннекторов, позволяющая буквально за полчаса «научить» опрыскиватель управлять форсунками индивидуально. Главное, чтобы такая возможность была заложена производителем в электронный блок управления опрыскивателем изначально. Пока подобное реализовано лишь с блоками Maxi и Midi компании Müller Elektronik, но в дальнейшем в Lechler планируют расширить совместимость путем разработки специальных адаптеров, Adaptor Box. Они возьмут на себя взаимодействие между компонентами системы Lechler ESV и родным блоком управления опрыскивателя. Между собой они общаются с помощью CAN-шины. Если же при этом блок управления опрыскивателем знаком и с ISOBUS, то в результате на выходе мы получим опрыскиватель, способный работать точно и по карте. А это означает, что перед нами один из кирпичиков, необходимых для перехода на систему точного земледелия.
Клапаны при монтаже образуют своеобразную последовательную сеть из независимых блоков для левой и правой стороны штанги. Соединение клапанов между собой происходит с помощью пыле- и водонепроницаемых штекеров, сертифицированных по классу IP68. Перепутать их при монтаже невозможно даже теоретически. Сами клапаны устанавливаются на место стандартных отсечных мембранных клапанов: просто откручиваем гайку, вынимаем внутренности мембранного клапана и устанавливаем вместо него электрический. Инструменты при этом не требуются.
Установка возможна на практически все типы держателей форсунок, как одинарные, так и многопозиционные (револьверные). Для различных условий монтажа, когда отдельные держатели форсунок развернуты на 180° из-за особенностей конструкции штанги, существуют варианты клапанов Lechler ESV как с левой (провода и наконечники серого цвета), так и с правой ориентацией установки (черного цвета). Так что если держатель развернут из-за находящегося рядом сочленения секции или установке мешает диагональный или вертикальный раскос, городить огород с петлями проводов и удлинителями не потребуется, хотя последние также можно приобрести.
Завершив соединение клапанов, необходимо установить на концевые провода на обеих сторонах штанги специальные заглушки: в них встроен концевой резистор, по наличию которого система и понимает, что имеет дело с последним на этом крыле клапаном. После подачи напряжения и активации режима индивидуального управления форсунками в блоке управления каждый из клапанов автоматически прописывается в систему, не требуя предварительного конфигурирования. Причем если впоследствии один из клапанов выйдет из строя, то при замене прописывать его в систему заново не придется. Достаточно будет лишь установить на место вышедшего из строя новый и подключить провода – все!
Важной особенностью применения электрических отсечных клапанов Lechler ESV является не только простота монтажа, но и отсутствие необходимости обеспечения дополнительного питания (или прокладки пневмолиний, если речь идет о пневмоотключении) на штанге для силовой части управления клапанами. В активном режиме в ходе работы один ESV-клапан способен «съесть» максимум 120 мА. Например, для 24-метровой штанги с 48 клапанами, установленными через каждые 50 см, энергопотребление составит всего лишь 5,76 А, и это если они будут задействованы сразу. Если держатели расположены через каждые 25 см, это также не беда, система будет успешно работать и с такой плотностью установки клапанов. Подобных скромных показателей энергопотребления в Lechler удалось достичь благодаря запатентованной стабилизированной системе питания, которая находится в корпусе каждого клапана ESV. Причем система питания клапанов способна успешно «переваривать» порой скачущее на старых тракторах напряжение в бортовой сети, разумеется, в разумных пределах!
5bbba9ac4ecb4_2.jpg

Просто откручиваем на держателе форсунки гайку отсечного клапана… (слева)

5bbba9ac54657_3.jpg

…Снимаем ее и вынимаем мембранный клапан из корпуса держателя… (справа)

5bbba9ac5d831_4.jpg

…А затем ставим на его место клапан ESV и прикручиваем его гайкой (слева)

5bbba9ac5ba26_5.jpg

После установки клапанов соединяем их между собой штекерами (справа)

5bbba9ac5d83e_6.jpg

И финальный аккорд монтажа – подключение клапанов к адаптеру, который, в свою очередь, цепляется к блоку управления опрыскивателя через особый мост (слева)

5bbba9ac9ddf9_7.jpg

Все! Можно подключать опрыскиватель к тракторной ISOBUS-розетке и включать терминал управления для контроля факта того, что все ESV-клапаны успешно опознаны системой (справа)

 
Технические характеристики
Lechler ESV
Тип оборудования электрический отсечной клапан
Монтаж на место мембранного отсечного клапана
Тип соединения последовательное с законцовкой
Обмен данными и управление по CAN-шине через адаптер
Дополнительное питание не требуется
Возможное расстояние между форсунками 25 или 50 см
Напряжение питания 12 В
Максимальный потребляемый одним клапаном ток 120 мА
Время открытия клапана 300 мс
Время закрытия клапана 450 мс
Максимальное рабочее давление 8 бар
Аварийное закрытие по падению напряжения до уровня 8 В
Класс защиты от пыли и воды IP68
Данные производителя.
Помимо системы питания здесь же находится и аварийная «батарейка» – ионистр. По сути, это конденсатор большой емкости, который не только позволяет клапану очень быстро срабатывать, но и служит источником энергии при его аварийном закрытии. Последнее может произойти, если электроника одного из клапанов обнаружила сильную, до уровня менее 8 В, просадку на входном проводе, например, из-за его обрыва. В такой ситуации система питания не только отдаст команду на закрытие этого клапана, но и передаст информацию всем следующим за ним по цепочке клапанам, и они также автоматически закроются. Причем, несмотря на крошечные размеры ионистров, запаса энергии в них хватает, чтобы аварийно захлопнуть клапаны даже при давлении 8 бар. Что же касается штатной работы и скоростей, то в обычном режиме на открытие клапана требуется всего 300, а на закрытие – 450 мс.

Текст: Алексей Андреев

Подпишись и читай материал полностью