Китайские банки задерживают платежи за компоненты для спецтехники

Опасаясь вторичных санкций, китайские банки задерживают платежи за компоненты для российской спецтехники, рассказали Agroreport участники рынка. По их словам, это может привести к сокращению производства, а потому в стране нужно создавать собственную компонентную базу.

Китайцы блокируют платежи

Проблемы с проведением платежей за импортируемые в Россию компоненты для специальной техники начались с февраля, рассказывают руководители некоторых предприятий. Перечисленные средства лежат без движения в китайских банках, которые задерживают проведение платежа китайскому же контрагенту.

«Крупные китайские банки с начала этого года перестали принимать платежи от российских финансовых компаний, которые находятся под санкциями, и расчеты с контрагентами из КНР стали затруднительными», — рассказывает генеральный директор АО «Челябинский механический завод» Петр Вагин. По его словам, крупные банки отказались проводить платежи.

 

«Проблемы с платежами есть, мы это прекрасно видим и слышим. Пока те банки, с которыми мы работаем и в России, и в Китае, платежи проводят. Но мы столкнулись с тем, что они стали это делать в три раза дольше», — подтверждают информацию на одном из предприятий Свердловской области. По словам его представителя, деньги из российского банка уходят в китайский, но он не отдает их клиентам в течение двух-трех недель, проводя проверку и делая запросы. При этом одни и те же заказы и платежи идут ежемесячно.

   По отзывам представителей российских предприятий, деньги могут неделями лежать на корсчетах банков в Китае, но их не перечисляют контрагентам, которые готовы поставить товар в Россию.

Банки могут более детально проверять платежи, задержки могут быть связаны с усложнением процедуры проверки поставляемых в Россию деталей под угрозой вторичных санкций, допускает генеральный директор Чебоксарского завода силовых агрегатов Александр Дмитриев.

Сложности с проведением платежей возникли после того, как президент США Джо Байден подписал указ о введении вторичных санкций для банков, которые нарушают правила. Вполне возможно, что после этого банки в Китае на всякий случай решили приостановить платежи, чтобы минимизировать риски. Проблема с проведением платежей, судя по поступающей информации в СМИ, затронула и другие отрасли. Упоминалось около десяти банков, которые задерживают платежи, но их конкретный перечень может меняться.

При этом задержки платежей затрагивают многие предприятия. В отрасли считают, что эта проблема уже выходит на федеральный уровень.

 

Проблема в глобальной зависимости от компонентов

Между тем проблема платежей может иметь довольно сложные последствия. Задержки с поставками комплектующих из Китая коллапса в сфере производства специальной техники не вызовут, но могут привести к торможению в отрасли. Российская промышленность сможет выжить без китайских поставок, можно наладить собственное производство компонентов, и в этом нет ничего особенного, но нужно время.

   Сейчас официальные российские данные внешней торговли закрыты. Аналитики оценивают долю Китая в товарообороте России почти в треть.

По данным Главного таможенного управления КНР, в 2023 году Россия импортировала из Китая продукции на 110,97 млрд долларов США. Объем импорта к 2022 году вырос на 46,9%.

   Самый большой объем импорта — 25,24 млрд долл. — пришелся как раз на оборудование и механические устройства (+50,4%). Еще на 17,1 млрд долл. было ввезено электрических машин и оборудования (+29%). При этом доля России в китайской внешней торговле, по оценкам аналитиков, составляет лишь около 4%. Доля США и других недружественных для России стран в торговле Китая в разы больше. Хотя, по данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот с США за 2023 год упал на 11,6%, все же экспорт Китая в США составил 500,29 млрд долл., а импорт США в Китай — 164,16 млрд долл. Такая ситуация чревата рисками для России в случае введения вторичных санкций, предупреждали эксперты.

 

Российские производители ищут варианты

Впрочем, зависимость России от зарубежных комплектующих сформировалась гораздо раньше, сейчас происходит ее реструктуризация. Введение санкций подтолкнуло российскую промышленность к замещению импорта.

   Проблема поставок компонентов обозначилась сразу после введения санкций, говорит Александр Дмитриев. Сейчас компании пошли разными путями. Кто-то начал выстраивать новые каналы параллельного импорта, а кто-то — создавать свое производство.

   Для развития параллельного импорта как раз важны каналы, позволяющие проводить платежи за продукцию. Для создания таких каналов российские компании открывают аффилированные представительства за рубежом, чтобы через цепочку посредников проводить платежи и получать товар. Как раз с этим может быть связано увеличение зарубежных счетов. По данным Федеральной налоговой службы, которые приводит РБК, на конец прошлого года за границей 539 тыс. резидентов открыли 1,8 млн счетов, что в 2,6 раза больше по сравнению с 2022 годом.

   Собственное производство компонентов начали развивать те компании, которые имели какой-то задел. Так, по пути собственного производства пошел Чебоксарский завод силовых агрегатов, где, по словам его руководителя, уже давно производят компоненты, которые успешно применяются в российской технике. На основе этой базы проще развивать собственное производство.

   «Например, мы исторически производим усиленные тандемные мосты для производителей автогрейдеров и фронтальных погрузчиков», — говорит А. Дмитриев.

   По словам А. Дмитриева, в специализированной технике есть три критически важных узла — это двигатель, мосты и коробка передач. Наладить выпуск всех остальных компонентов не проблема. В результате путь импортозамещения по другим компонентам был пройден достаточно быстро, а вот по этим узлам есть сложности.

 

Замещают импортных поставщиков компонентов и на предприятии «Русская механика».

«В последние два года мы провели масштабную работу по замене импортных поставщиков, ряда ключевых компонентов. Конечно, это сопровождалось большими трудностями для нас и даже некоторыми перебоями и приостановкой выпуска ряда моделей из-за отсутствия какого-то решения. Но тем не менее 2022 и 2023 годы отработали хорошо», — рассказывает директор по экономике и финансам компании Юлия Дмитриева.

   Производственный процесс не останавливался, удалось сохранить весь коллектив, повысить заработную плату. Новых поставщиков нашли в России, а из Китая поставляются отдельные компоненты, которые в принципе не выпускаются в нашей стране.

   В качестве примера Ю. Дмитриева приводит ситуацию, когда предприятие производило линейку двигателей собственной разработки и много лет выпускало двухтактные карбюраторные двигатели. Но они состояли из ряда компонентов, получаемых из разных стран. Цилиндропоршневая группа была австрийская.

 Производителей этих компонентов нашли в России. Согласился помочь завод в Костромской области — в сложном 2022 году это предприятие оперативно подключилось, и сейчас закупки идут у них. Карбюраторы закупали в Японии. 

«Поставщик много лет изготавливал карбюраторы, настраивал их и, в принципе, выпускал эти детали только для нас. Прекращение поставок этих компонентов стало для нас серьезной задачей, которую мы решили», — говорит Юлия Дмитриева. Таким образом, узлы, связанные с двигательной установкой, для завода были критически важны.

   Однако идти только по пути выпуска собственных компонентов не получится, считают в отрасли. Такая продукция оказывается неконкурентоспособной по отношению к китайской, которая выпускается большими партиями на крупных предприятиях. России можно также создавать крупные предприятия, которые будут выпускать нужные компоненты сразу для всех заводов-сборщиков.