— Петр Юрьевич, какова динамика производства дорожно-строительной техники за первые месяцы этого года?
— В январе — феврале 2024 года отгрузки АО «ЧМЗ» уменьшились на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом по отрасли производство в единицах продукции сократилось на 1,5%. При этом себестоимость грузовой техники в рублевом эквиваленте выросла, а покупательская способность, то есть спрос, снизилась. На российском рынке по-прежнему сохраняется тенденция к увеличению грузоподъемности оборудования и мощности двигателя. Покупатели заинтересованы в приобретении надежной и ремонтопригодной крановой техники, которая будет помогать бизнесу в достижении поставленных целей.
— Чем было вызвано снижение объемов производства?
— На сокращение объемов производства дорожно-строительной техники прямое влияние оказали сложности с поставкой шасси. Эта проблема не нова. Она актуальна уже пару лет, с ней столкнулись многие российские машиностроительные компании, и окончательного решения до сих пор нет.
— В чем суть проблемы?
— Я думаю, с нехваткой ключевых комплектующих и дефицитом шасси в той или иной степени столкнулся каждый игрок отечественного рынка дорожно-строительной техники. Проблема осложняется невозможностью долгосрочного прогнозирования в силу целого комплекса факторов. Российские предприятия, которые выполняют гособоронзаказ, не могут сказать, какой объем поставок по обязательствам и в какой период будет выполнен. Плюс дополнительное давление и мощную конкуренцию на рынке создают китайские производители спецтехники. При этом сложилась сильная зависимость российских машиностроителей от поставщиков из Китая: многие компоненты они получают из этой страны.
— Сколько нужно времени, чтобы наладить собственное производство необходимых компонентов?
— Увеличить локализацию производства необходимых для отечественного машиностроения материалов и комплектующих, конечно, возможно. Но необходимы очень жесткие и продуманные действия и поддержка правительства. Пока, мне кажется, никто всерьез не осознает весь масштаб ситуации, а значит, и спрогнозировать требуемое количество времени на выстраивание всех необходимых процессов невозможно.
— Что делать?
— Надо перенимать международный опыт — развивать и усиливать кооперационные связи между российскими производителями, чтобы не только получать прибыль, но и выдерживать конкурентную борьбу. Формирование эффективной кооперационной системы в отечественном машиностроительном комплексе упростит логистику, снизит зависимость от внешних факторов и повысит скорость принятия решений. В Китае, кстати, на государственном уровне активно развивают именно кооперационный подход в промышленности, чтобы своевременно и бесперебойно обеспечивать необходимыми компонентами заводы-производители.
— Этот опыт можно перенести к нам?
— В нашей стране создание надежных кооперационных цепочек в промышленности и развитие отечественной компонентной базы для отраслей машиностроения невозможно без участия государства. Именно на госуровне надо стимулировать развитие предприятий, которые могли бы взять на себя производство необходимых агрегатов, узлов, компонентов и делать это качественно и хорошо, поставляя свою продукцию всем заводам, выпускающим технику.
— У вас есть какие-то планы по расширению производства?
— Я вижу точки роста в масштабировании бизнеса, рассматривая диверсификацию как действенную стратегию выживания. В условиях турбулентности желательно стоять на двух продуктах, а лучше вообще на трех.
Следующий наш этап развития будет заключаться в освоении нового модельного ряда спецтехники. Челябинский механический завод уже более 80 лет специализируется на разработке и выпуске конкурентоспособного и эффективного грузоподъемного оборудования: на предприятии изготовили более 24 тыс. единиц техники! Мы успешно адаптируем выпускаемые краны под локальные условия эксплуатации и широчайший температурный диапазон, постоянно работаем над повышением их надежности и улучшением потребительских свойств. Полученные наработки и огромный практический опыт дают нам возможность сконцентрироваться на новом производстве.
— Какая сейчас есть господдержка, нужно ли что-то еще?
— На региональном уровне действуют эффективные меры поддержки, например субсидия на возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования. Государство дает возможность обновлять основные фонды, в том числе за счет налоговых льгот, и направлять деньги на развитие производства. Это здорово.
В прошлом году Челябинский механический завод благодаря механизмам господдержки приобрел целый комплекс оборудования. Нам, промышленникам, это очень помогает и дает надежду, что машиностроительная отрасль благополучно переживет и преодолеет все трудности текущего периода и выйдет из него с положительными показателями.
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.