Сергей Лебедев: О росте производства молока на фермах

Увеличение производства молока стимулирует производителей оборудования наращивать производство, в частности охладителей молока. Об этом в интервью Agroreport рассказал генеральный директор компании «Молочные технологии» Сергей Лебедев. Кроме того, сейчас актуальны вопросы подготовки кадров для пищевой и перерабатывающей промышленности. Существующая диспропорция из-за разной рентабельности сфер производства и торговли делает более привлекательной для молодежи работу в непроизводственном секторе. Например, сотрудники пунктов выдачи маркетплейсов зачастую зарабатывают больше, чем конструкторы и технологи на предприятиях. Это важный вопрос, который требует более пристального внимания, считает эксперт.

— Сергей Николаевич, каким был для предприятия и для вас как для руководителя прошлый год?

— В целом 2023 год для нашей компании был успешным. А если год успешный для компании, то и для руководителя компании этот год тоже является успешным. Мы смогли купить необходимое нам оборудование, потребность в котором испытывали уже несколько лет. В прошлом году возрос экспорт нашей продукции в сопредельные страны.

Не обошлось, конечно, без некоторых трудностей. Основных в 2023 году было две.
Первая — это ползучее увеличение сырьевой себестоимости комплектующих и материалов для производства нашего оборудования в течение всего года.
Вторая — это дефицит персонала и, соответственно, значительное увеличение издержек на его привлечение и удержание. Учитывая, что рыночная цена на нашу продукцию росла медленнее, чем рост издержек по этим двум факторам, это приводило к уменьшению рентабельности производства. И даже увеличение объема выпуска продукции не в полной мере скорректировало эту проблему.

 

— Какие сложности возникали из-за введенных санкций, как быстро удалось их преодолеть и за счет чего?

— Конечно, у нас, как, думаю, и у многих, были проблемы из-за санкций с комплектующими, пик пришелся на вторую половину 2022 года, но благодаря слаженной работе наших постоянных поставщиков, сотрудников снабжения и технических специалистов они были решены. Где-то нашли замены, где-то поставщики наладили поставки по параллельному импорту, а где-то поменяли технические решения, перестроившись на новые комплектующие.

   — Импортное оборудование постепенно освобождает российский рынок? Вы заметили, что увеличились продажи или запросы или импортное оборудование, которое завозится по параллельному импорту?

— Если брать наши основные продукты — охладители молока, агрегаты для выпойки телят «Молочное такси», ванны длительной пастеризации, сыроварни и тому подобное оборудование, — то мы еще до введения санкций видели тенденцию к сокращению импорта в связи с большой разницей в цене на новые изделия при постоянном улучшении качества российского оборудования.

Пик поставок новых европейских охладителей молока пришелся на начало 2000-х годов. Да, лет десять-пятнадцать назад был активный импорт из Европы бывших в употреблении охладителей молока, но, видимо, общая ситуация в самом Европейском союзе уже не позволяет фермерам менять охладители каждые пять-семь лет, и этот поток резко сократился. После введения санкций поток импортного оборудования стал еще меньше, но тот сектор потребителей, который работал только на импортном оборудовании, на мой взгляд, занял выжидательную позицию и пока не спешит переходить на использование российского. Но это дело времени, уже сейчас к нам пошли обращения на поставку запасных частей или узлов к импортному оборудованию.

 

— Какие, на ваш взгляд, необходимо принимать меры для защиты российских производителей пищевого оборудования?

— Вопрос очень непростой. Тут нужно посмотреть на структуру отрасли. Предприятий крупного бизнеса в традиционном понимании в нашей отрасли нет. Есть примерно пара десятков компаний среднего бизнеса, а в основном отрасль представлена предприятиями малого бизнеса. Поэтому есть отличия в проблемах в зависимости от масштаба предприятия.

Если говорить о проблемах предприятий малого бизнеса в пищевом машиностроении, к которым относится наша компания, то это прежде всего дефицит оборотных ресурсов, ресурсов на покупку современного оборудования и дефицит квалифицированной рабочей силы. Конечно, нынешняя ключевая ставка ЦБ снижает возможность получения многими предприятиями кредитных ресурсов. Рентабельность производства в нашей отрасли не позволяет работать с такими ставками по кредитам, которые сейчас предоставляют банки.

Вторая проблема предприятий малого бизнеса — это то, что большинство государственных программ проектной поддержки имеют минимальную планку от 50 млн рублей. Предприятия, имеющие годовой оборот от 100 до 200 млн рублей, далеко не всегда готовы к реализации таких проектов. Желательно разрабатывать программы с четкими правилами, когда предприятия малого бизнеса могут получать гранды на модернизацию своей продукции в размере от 10 млн рублей. Сейчас есть программы Минпромторга, в которых мы участвуем, в частности по постановлению № 823, но, конечно, хотелось бы большей поддержки, направленной на развитие новых технологий.

 

— Какие трудности возникают с издержками производства? Например, в России отсутствует прокат нержавеющей стали...

— Как я уже говорил, издержки производства постепенно, но неуклонно растут. На мой взгляд, развитие таких производств, как прокат нержавеющей стали, не уменьшит наши затраты на материалы. Данные проекты нужны для безопасности страны, чтобы были ключевые компетенции внутри государства в постоянно меняющемся мире. И таких проектов по разным направлениям должно быть много. Выход даже на внутренний рынок для таких производств будет непростым, поэтому им потребуется государственная поддержка на период становления.

 

— Еще один важный вопрос — кадровая политика. В последнее время в информационном поле идут дискуссии о том, что необходимо готовить инженеров и конструкторов. Есть ли какие-то изменения? Как и чем надо привлекать молодежь на предприятия?

— Хороший вопрос. Высшие учебные заведения выпускают технических специалистов, но, на мой взгляд, есть две проблемы.
Первая — низкий уровень подготовки специалистов, вторая — возможно, частично связанная с первой — это невысокий процент выпускников, которые работают по специальности. Сейчас есть некоторые перекосы на рынке труда в связи с разной рентабельностью производства и торговли. Сотрудники пунктов выдачи маркетплейсов зачастую зарабатывают больше, чем конструкторы и технологи на предприятиях, а курьеры по доставке продуктов питания — на их уровне. Поэтому часть выпускников, видя более легкую возможность заработать, идут в эти сферы. А более целеустремленную часть забирают предприятия оборонного комплекса, Роскосмоса, Газпрома и атомной энергетики. Работа на данных предприятиях у выпускников считается более престижной. Поэтому о целенаправленном привлечении молодежи на предприятия пищевого машиностроения говорить сложно.

Хотя я знаю об успешных программах привлечения технической молодежи на ряде предприятий среднего бизнеса нашей отрасли, и ассоциация «Росспецмаш» делает очень интересные проекты — стимулирует молодежь заниматься научными разработками в сфере сельхозмашиностроения.

 

— Какие планы у компании на 2024 год?

— Мы видим, что увеличились запросы и наши реализованные проекты в смежных областях, поэтому будем разрабатывать новые виды оборудования для этих отраслей. Также видим тенденцию к росту производства молока на фермах, так что будем увеличивать объем производимых охладителей молока до 20–30 т. Сейчас ведем проект по расширению производственных помещений, чтобы иметь возможность увеличить производство в будущем.

 

Справка о предприятии

Компания «Молочные технологии» работает с марта 2010 года.
За это время компанией выпущено более 3,5 тыс. готовых изделий.
Компания выпускает охладители молока всех типов, ванны длительной пастеризации, агрегаты для выпойки телят «Молочное такси», сыроварни, солильные бассейны, приемно-расходные емкости, рекуператоры, молокоприемные пункты, автоматические маятниковые и Г-образные чесалки для КРС, групповые поилки с подогревом.

Штатная численность работников — 30 человек.
Годовая выручка без НДС за 2023 год — 150 млн рублей.
Инвестиции в закупку оборудования за 2023 год — более 5 млн рублей.