В России наращивают собственное производство семян основных культур

Семенами подсолнечника, как и кукурузы, под посев 2024 года Россия обеспечена с избытком, рассказали Agroreport в Национальном семенном альянсе (НСА). Потому в объединении считают, что квоты на ввоз импортных семян на эти культуры можно даже обнулить. Однако такая ситуация наблюдается не по всем семенам. Представители растениеводов, напротив, считают, что введение квот и правил локализации производства семян в России может привести к повышению их стоимости в этом агросезоне.

Импортным семенам ограничили доступ в Россию

По прогнозам НСА, семян кукурузы под посев в 2024 году произведено 103 тыс. т при потребности 85 тыс. т. Из всех произведенных семян 63,3 тыс. т составляют семена отечественной селекции и 39,7 тыс. т. — зарубежной, причем в России произведено 30 тыс. т семян зарубежной селекции. Объем семян подсолнечника под посев 2024 года составляет 101,1 тыс. т при потребности 39 тыс. т. При этом семян отечественной селекции — 88 тыс. т, иностранной —13,1 тыс. т, то есть доля семян этих культур зарубежной селекции в общем объеме невелика.

Тем не менее Правительство России принимает меры для стимулирования производства отечественных семян. С 12 февраля введены квоты на импорт семян картофеля, пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, соевых бобов, подсолнечника и сахарной свеклы из недружественных стран в объеме 33,1 тыс. т. Действовать квоты будут до конца 2024 года. Как поясняли в правительстве, квоты рассчитаны Минсельхозом России исходя из потребностей российских семеноводов с учетом баланса отечественного производства, импорта и экспорта семян.

Также с 1 сентября 2023 года были введены в силу правила локализации производства семян, согласно которым иностранные производители семян могут продавать свою продукцию на российском рынке, только если создадут совместное предприятие, где как минимум 51 % капитала будет принадлежать российскому партнеру, не имеющему прямого или косвенного участия иностранных юридических или физических лиц. Для производителей семян действовал переходный период. Реальная ответственность за несоблюдение правил наступила с 1 марта 2024 года.

Поскольку Россия уже обеспечивает собственные потребности в семенах, ограничения на ввоз импортных вполне уместны, считает генеральный директор НСА Игорь Лобач: «Впервые серьезно о квотах начали говорить в Минсельхозе РФ еще в 2016 году. Тогда решили, что это невозможно из-за участия России в ВТО. Но за восемь лет поэтапной работы ситуация существенно изменилась, и к моменту обострения политической обстановки отечественное семеноводство по большинству культур было способно обеспечить внутренние потребности. Мы же не просто говорили „закройте рынок“, мы к этому готовились, улучшая свою генетику, наращивая объемы производства, создавая условия для работы отечественных и не только компаний на нашем рынке». По словам И. Лобача, отечественные компании ежегодно увеличивали посевные площади семенных участков на 30–40 %, а некоторые — и в два раза.

Таким образом, в Национальном семенном альянсе даже настаивают на нулевой квоте по тем же семенам кукурузы. «В ходе последнего заседания члены совета НСА и Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и масличных культур определили, что квота на ввоз кукурузы на посев 2024 года должна быть нулевой. Ввоз семян из-за рубежа нам фактически не нужен», — говорит И. Лобач, указывая на избыток семян кукурузы. Кроме того, по данным ассоциации, от 15 до 20 % сельхозтоваропроизводителей закупили семена впрок. «Даже если мы вычтем 10 тыс. т семян, которые ежегодно идут на экспорт, то все равно без семян не останемся», — указывает глава объединения.

Однако это касается обычной кукурузы. А вот ситуация с кукурузой восковидных сортов, которые необходимы для получения качественного крахмала, сложнее, признает И. Лобач, здесь перепроизводства нет, но в течение трех — пяти лет потребность в семенах будет закрыта отечественной селекцией. К этому есть предпосылки: в этом году площади участков для производства семян кукурузы и подсолнечника увеличились, что позволяет рассчитывать и на увеличение производства отечественных семян этих культур до 20–25 %.

 

Растениеводы опасаются повышения цен на семена

Но у растениеводческих компаний, то есть тех, которые не производят семена, а используют их для выращивания сельхозпродукции, иные выводы. Российский зерновой союз и Ягодный союз усматривают в квотах и правилах локализации производства семян определенные риски. В обращении, направленном ими в начале марта на имя президента, они указывают, что работать по новым правилам захотели не все иностранцы, поэтому международные селекционные компании не смогли поставить клиентам в России довольно значительную часть законтрактованных партий семян. Текст обращения опубликован в телеграм-канале Российского зернового союза. Кроме того, указывают объединения потребителей семян, 70 % квот на ввоз импортных семян было распределено между компаниями, которые ранее никогда не работали на этом рынке. Потому появление еще одного посредника приведет к росту стоимости семян, а в конечном счете — и продовольствия.

Собственно, дискуссия идет о том, насколько Россия способна обеспечить себя семенами собственной селекции. Опасения касаются как раз ввоза из-за рубежа родительских форм семян.

На недавно прошедшей встрече с представителями агробизнеса президент РФ Владимир Путин назвал ситуацию с семенами на российском рынке «ахиллесовой пятой». По его словам, зависимость сохраняется, пока нет собственной базы. Речь здесь идет не только об отечественном производстве семян, но и об их селекции. Например, по оценкам некоторых экспертов, непростая ситуация сложилась с семенами сахарной свеклы. Как сообщали в начале этого года в объединении «Союзроссахар», объем приобретения семян сахарной свеклы российской селекции в 2024 году может увеличиться до 12 % (с 2 % в 2023 году), а обеспеченность хозяйств семенами культуры соответствует уровню прошлого года. Динамика положительная, но пока около 90 % семян сахарной свеклы на российском рынке — иностранной селекции. В то же время представители фермерских хозяйств утверждают, что пока дефицита семян сахарной свеклы нет. Некоторые эксперты также говорят о сложной ситуации с семенами картофеля.

В октябре прошлого года генеральный директор АО «Щелково Агрохим» Салис Каракотов указывал, что, по данным на 2023 год, по озимой пшенице на семена отечественной селекции приходится 92,5 % от общего объема, по яровой — 77,5 %, по кукурузе — 45 %, по сое — 48 %, по рапсу — около 30 %.

По утвержденному правительством в декабре 2022 года плану импортозамещения семян, к 2030 году планируется выйти на уровень самообеспечения России семенами отечественной селекции по озимой пшенице на 95 %, по яровой — на 82 %, по кукурузе — на 77 %, по подсолнечнику, сое и рапсу — на 75 %, по сахарной свекле и картофелю — на 50 %.

 

Импортозамещение через несколько лет

Введение квот и правил локализации производства семян, по мнению правительства, как раз должно стимулировать не только ускоренное развитие собственного производства семян, но и их селекции. Об этом же говорят и в НСА. «Сегодня мы готовы и должны защищать свой рынок. И квоты наряду со значительными изменениями в отраслевой нормативно-правовой базе — только один из инструментов, стимулирующих отечественные селекцию и семеноводство», — считает Игорь Лобач. А по культурам, которые сегодня еще импортозависимы, есть возможность прийти к заложенным в Доктрине продовольственной безопасности критериям уже через три — пять лет, на решение этой задачи и направлено квотирование ввоза семян. Впрочем, в целом в НСА соглашаются, что применение этих мер должно быть выверенным.

Отечественное сельхозпроизводство должно быть гарантированно обеспечено семенами импортозависимых культур. А это позволит стимулировать производство высококачественных семян российской селекции и гарантировать отечественным семенным компаниям их реализацию при резком увеличении объемов производства, указывают в объединении. В НСА считают, что имеющийся потенциал отечественного семеноводства позволяет в настоящее время нарастить производство семян по импортозависимым культурам до параметров Доктрины продовольственной безопасности в достаточно сжатые сроки. Например, по кукурузе этой цели можно будет достичь в течение года-двух, по подсолнечнику — в течение двух-трех лет, а сахарной свекле — через пять лет.

Для выполнения намеченных планов достижения независимости от импорта семян нужна поддержка со стороны государства, указывают представители производителей семян. Для этого можно использовать монетарные и немонетарные механизмы. Важно продолжить работу по конкретным направлениям селекции и семеноводства в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства до полного достижения критериев, обозначенных в Доктрине продовольственной безопасности.

Стоит разработать механизмы приоритетного размещения семеноводческих посевов отечественной селекции на орошаемых участках. Также важно развивать механизмы поддержки создания отечественных селекционно-семеноводческих центров, в первую очередь по импортозависимым культурам. Актуально совершенствование системы подготовки кадров для отрасли с особым вниманием к практике, а также закрепление этих кадров в конкретных селекционно-семеноводческих предприятиях.

 

Стоимость российских семян

По ценам семена российской селекции могут конкурировать с импортом. Так, по данным НСА, максимальная цена семян кукурузы у различных производителей составляет от 3,3 до 11 тыс. рублей за одну посевную единицу (норма засева данной культурой 1 га площади), а семян кукурузы иностранной селекции — от 11,5 до 18 тыс. рублей за одну посевную единицу. К тому же за год по различным предприятиям цены на семена импортной селекции выросли заметнее, чем на семена отечественной селекции. Цены на семена подсолнечника классических гибридов иностранной селекции в этом году составляют у различных производителей от 12 до 21 тыс. рублей за посевную единицу, отечественные стоят 10–12,2 тыс. рублей за посевную единицу.

Но отечественные компании пока не могут на равных конкурировать с ведущими зарубежными фирмами, которые имеют выстроенную разветвленную сеть маркетинга. И именно от финансового преимущества глобальных компаний и нужно защищать российских производителей семян, считают в НСА.

При этом правила локализации производства семян позволят в плановом порядке достаточно точно прогнозировать их производство. Но для этого еще нужно разработать порядок определения квот на ввоз семян иностранной селекции, и квота не должна позволять выращивать семена иностранной селекции в РФ в количестве более 25 % от потребности в семенах на следующий год, отмечают отечественные семеноводы.

Также, по мнению НСА, позитивное воздействие на ситуацию окажет и ставшая обязательной с 1 сентября 2023 года система прослеживаемости семян (ГИС «Семена»), которая должна существенно повысить точность прогнозов и сбор роялти, а также снизить оборот фальсифицированных и некондиционных семян. Кроме того, внедрение этой системы вместе с планированием производства снизит риски перепроизводства семян, в том числе и по импортонезависимым культурам, например озимой пшенице.

 

   Планы производителей

На российском рынке сегодня работает порядка десяти крупных производителей семян, в том числе с локализацией производства. Например, в планах сельскохозяйственной компании Lidea (она единственная среди иностранных производителей располагает собственным заводом мощностью 1 млн посевных единиц в год), — развитие в двух основных направлениях. Это расширение портфеля гибридов и наращивание локального производства. Lidea строит завод на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Павловск» в Воронежской области. «В планах — в течение ближайших полутора-двух лет реализовать проект второй очереди предприятия и достичь объемов производства 2 млн посевных единиц в год», — рассказали Agroreport в компании. Также Lidea запустила и реализует проект по выращиванию семян родительских линий кукурузы и подсолнечника на российских полях и к 2027 году планирует выйти на полную автономность в производстве семян в России.

Сейчас важное направление развития селекции — разработка высокоурожайных гибридов подсолнечника и кукурузы с устойчивостью к различным болезням и климатическим факторам. Кроме того, в Lidea отмечают перспективность тренда на повышение масличности семян подсолнечника. «Содержание масла в маслосеменах — пожалуй, важнейший критерий качества урожая, — говорит продакт-менеджер по масличным культурам компании Lidea Виталий Путилин. — Примерно десятая часть площадей подсолнечника в России обрабатывается фунгицидами, на этом фоне генетическая устойчивость к наиболее экономически значимым болезням также выходит в топ характеристик современных сортов и гибридов».

Производитель делает ставку на перспективные для России культуры — например, сорго, для возделывания которого потенциально пригодны свыше 1,5 млн га пашни в засушливых регионах страны. Зерно сорго перерабатывают на крупу, муку и крахмал, спирт. Зеленая масса идет на корм для скота, в том числе на силос, но не вся, так как часть ее ядовита. По питательным свойствам зерно и зеленая масса сорго почти не уступают кукурузе, а в некоторых регионах и превосходят ее.

 

Ситуация накануне посевной

Дефицита семян в преддверии посевной в России нет. Об этом, в частности, говорят и продавцы, и сельхозпроизводители. Многие крупные агрохолдинги уже несколько лет используют в своей линейке отечественные семена. В числе их конкурентных преимуществ — доступность, оптимальная стоимость, адаптивность к локальным погодным условиям, в то время как по урожайности и потенциалу многие не уступают импортным аналогам.

Если говорить о закупках семян (ОКПД 2, код 01.13.6, 01.25.2, 01.30.1) по 44-ФЗ и 223-ФЗ, то в 2023 году сумма договоров, заключенных в результате закупочных процедур, увеличилась на 20 %, сообщают аналитики РТС-тендер. В текущем году объявлено уже более 200 закупочных процедур с суммарной начальной максимальной ценой 683 млн рублей. И количество процедур увеличится: март и апрель традиционно самые результативные месяцы для закупок семян, что логично перед стартом посевной.

«Мы не ощущаем дефицита семян ни по зерновым культурам, ни по сахарной свекле, ни тем более по кукурузе и подсолнечнику. Закупка и подготовка семенного материала идет полным ходом, таким образом, можно сказать, что мы обеспечены на 100 %, — сообщил генеральный директор ГК „Прогресс“ Леонид Рагозин. — Заместить выпадающие объемы, если они вероятны, можно только развивая свою селекцию, создавая новые гибриды. Здесь без мер государственной поддержки не обойтись».

Дефицита семян нет и накануне дачного сезона. «В магазинах и садовых центрах „Леруа Мерлен“ представлено порядка тысячи различных видов семян. Такой широкий ассортимент сохраняется в нашей сети постоянно, в течение нескольких лет. И этот сезон не исключение», — сообщили в пресс-службе торговой сети.

 

Текст: Алена Узбекова