Рынок рынку рознь

Данные по продажам тракторов на ключевых мировых рынках за август-сентябрь показывают различные тенденции в разных странах. В то время как США демонстрируют снижение по сравнению с прошлым годом, Индия продолжает расти, а Европа в целом показывает тенденцию к снижению, которая может стать более выраженной в последние месяцы года.

Экономическая неопределенность и геополитическая напряженность, по-прежнему связанная с инфляцией и событиями в Украине, усугубляется конфликтом на Ближнем Востоке. Эксперты отмечают сложность анализа рынка сельхозтехники и прогнозов его краткосрочное развитие. Сегодня рынок тракторов сегодня выглядит по-разному в отдельных государствах.

Индия, крупнейший по количеству рынок, продолжает расти, и после достижения рекордного показателя в 912 000 проданных тракторов в 2022 году, в первой половине 2023 года достиг показателя в 680 000 единиц по состоянию на сентябрь, что намекает на возможный новый рекорд в конце года. Факторы, связанные со стоимостью сырья, энергозатратами, экономической неопределенностью и геополитической напряженностью, похоже, не оказывают влияния на индийский рынок.

На другом континенте, рынок США, завершивший 2022 год с падением на 14,8% по сравнению с предыдущим годом, хотя и с очень стабильным объемом проданных машин (271 000 тракторов по сравнению со средним показателем в 228 000, характерным для четырех допандемийных лет), зафиксировал дальнейшее падение (-8%) за девять месяцев с января по сентябрь этого года. Геополитические процессы оказывают сильное давление на экономические и коммерческие активы страны, являющейся как крупным импортером, так и экспортером сельхозтехники.

Турция продолжает покупать сельхозтракторы, демонстрируя впечатляющий рост в 2022 году на 5,4%, а также положительное сальдо в размере 34,6% за первые восемь месяцев этого года.

На европейском рынке, отслеживаемом Ассоциацией CEMA, с января по сентябрь 2023 года было зарегистрировано общее снижение на 4,5%, при этом было зарегистрировано 117 300 сельхозтракторов. Общее падение продаж можно рассматривать в связи с увеличением стоимости машин из-за инфляции и обещаниями не слишком позитивных изменений в условиях растущих процентных ставок, которые делают доступ к кредитам менее удобным. На некоторых рынках наблюдалась заметная положительная динамика (Великобритания, Хорватия, Сербия и Черногория, Босния и Герцеговина, Финляндия и Швеция), на других рынках продажи соответствовали уровню прошлого года (Франция и Германия); а вот Италия (-11,3%), Испания (-17,3%) и Австрия (-6,5%) резко сократили продажи.

Сделать прогноз на конец 2023 года довольно сложно, поскольку факторы, влияющие на стоимость сырья, продолжают действовать, особенно в условиях конфликта на Ближнем Востоке, который может нарушить геополитический порядок и систему экономических партнерств, уже неоднократно демонстрировавшую свою хрупкость.