Новые нормы вступят в силу 20 января 2027 года, за некоторыми исключениями. Переходных положений между Директивой 2006/42/ЕС и Регламентом по машинному оборудованию не предусмотрено. Это означает, что до 19 января 2027 года производители должны будут соблюдать требования текущей Директивы по машинному оборудованию, а со следующего дня — новые правила.
Напомним, что в соответствии с Директивой 2006/42/ЕС машины и механизмы должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы их эксплуатация не подвергала риску жизнь и здоровье людей, собственность и окружающую среду, при соблюдении правил эксплуатации, а также в случаях предсказуемого неправильного использования. Данная директива определяет единый уровень безопасности, необходимый для исключения несчастных случаев при допуске машин и механизмов на рынки Евросоюза. Таким образом, данная директива устанавливает единые гармонизированные стандарты безопасности машин на всей территории ЕС и отменяет действующие в этом отношении национальные нормы.
Регламент по машинному оборудованию вносит существенные изменения, среди которых:
- Регламент по машинному оборудованию обеспечивает большую гармонизацию, а также прямое применение на территории ЕС. Производителям не нужно будет ждать, пока каждая страна включит его в национальное законодательство, что может привести к появлению более жестких национальных требований.
- Регламент следует принципам «Новой законодательной базы», в которой изложены основные правила аккредитации органов по оценке соответствия и системы надзора за рынком.
- Производители могут предоставлять инструкции к продукции в цифровом формате. Если машина предназначена для непрофессиональных пользователей, то необходимо предоставить бумажный документ, содержащий основные сведения по безопасности.
- Регламент устанавливает правила разработки общих технических условий на случай возникновения проблем с разработкой гармонизированного стандарта для конкретной машины.
- Вводится понятие «существенная модификация», которое относится к усовершенствованиям/модификациям, осуществляемым конечным пользователем и приводящим к изменению значительных опасностей, связанных с модифицированной машиной.
- Общим принципом оценки соответствия машин является самосогласование. Машины, указанные в перечне, включенном в новые правила, должны проходить подтверждение соответствия через внешние аккредитованные центры. В соответствии с Директивой по машинному оборудованию существовала возможность подать заявление о соответствии, если существующий гармоничный стандарт охватывает все соответствующие опасности. В соответствии с новым регламентом эта возможность была отменена для некоторых конкретных машин или компонентов. В частности, приводные валы отбора мощности (ВОМ) и их защитные кожухи при их самостоятельном выпуске на рынок должны быть подтверждены нотифицированным органом.
- Системы с «полностью или частично саморазвивающимся поведением, содержащие подходы машинного обучения» теперь входят в список машин, требующих подтверждения соответствия нотифицированным органом. В готовящемся к публикации Положении об искусственном интеллекте такие системы будут рассматриваться как искусственный интеллект повышенного риска и к ним будут предъявляться дополнительные требования.
- Частично укомплектованные машины должны будут соответствовать требованиям Регламента по машинному оборудованию до того, как они будут включены в состав всей машины
- Обеспечить фильтрующую кабину для машин с водителем, когда основным видом использования машины является внесение опасных веществ. Как правило, это относится к самоходным опрыскивателям.
- Обеспечить звуковое и визуальное предупреждение о непристегнутом ремне безопасности на машинах, представляющих опасность опрокидывания. Кроме того, если существует значительный риск опрокидывания или крена и при этом не используется удерживающая система, движение машины должно быть невозможным.
- Учитывать возможность контакта с воздушными линиями электропередачи. Для этого производителям необходимо предусмотреть, во-первых, меры по предотвращению контакта или возникновения электрической дуги, а во-вторых, решения по предотвращению электрических опасностей в случае контакта.
- Возможность наличия супервайзера и соответствующей функции. Эта функция предназначена для контроля действий робота, когда он находится в автономном режиме. Робот должен посылать информацию и предупреждения супервайзеру, который имеет возможность остановить, перезапустить машину в автономном режиме или привести ее в безопасное положение.
- Робот должен безопасно перемещаться в определенной рабочей зоне (в том числе и для автоматической зарядки аккумуляторов), используя либо физические границы, либо обнаружение препятствий.
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.