Новый европейский Регламент по машинному оборудованию

Новый европейский Регламент по машинному оборудованию вступит в силу в 2027 году Опубликован новый европейский Регламент по машинному оборудованию (Регламент (ЕС) 2023/1230), который заменит Директиву по машинному оборудованию 2006/42/EC. Новый регламент призван более полно охватить новые технологии, такие как автономные мобильные машины (роботы), Интернет вещей с подключенным оборудованием или искусственный интеллект (ИИ), где специальные модули ИИ, использующие методы обучения, обеспечивают функции безопасности.

Новые нормы вступят в силу 20 января 2027 года, за некоторыми исключениями. Переходных положений между Директивой 2006/42/ЕС и Регламентом по машинному оборудованию не предусмотрено. Это означает, что до 19 января 2027 года производители должны будут соблюдать требования текущей Директивы по машинному оборудованию, а со следующего дня — новые правила.

Напомним, что в соответствии с Директивой 2006/42/ЕС машины и механизмы должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы их эксплуатация не подвергала риску жизнь и здоровье людей, собственность и окружающую среду, при соблюдении правил эксплуатации, а также в случаях предсказуемого неправильного использования. Данная директива определяет единый уровень безопасности, необходимый для исключения несчастных случаев при допуске машин и механизмов на рынки Евросоюза. Таким образом, данная директива устанавливает единые гармонизированные стандарты безопасности машин на всей территории ЕС и отменяет действующие в этом отношении национальные нормы.

Что изменится с новыми правилами?

Регламент по машинному оборудованию вносит существенные изменения, среди которых:

- Регламент по машинному оборудованию обеспечивает большую гармонизацию, а также прямое применение на территории ЕС. Производителям не нужно будет ждать, пока каждая страна включит его в национальное законодательство, что может привести к появлению более жестких национальных требований.

- Регламент следует принципам «Новой законодательной базы», в которой изложены основные правила аккредитации органов по оценке соответствия и системы надзора за рынком.

- Производители могут предоставлять инструкции к продукции в цифровом формате. Если машина предназначена для непрофессиональных пользователей, то необходимо предоставить бумажный документ, содержащий основные сведения по безопасности.

- Регламент устанавливает правила разработки общих технических условий на случай возникновения проблем с разработкой гармонизированного стандарта для конкретной машины.

- Вводится понятие «существенная модификация», которое относится к усовершенствованиям/модификациям, осуществляемым конечным пользователем и приводящим к изменению значительных опасностей, связанных с модифицированной машиной.

- Общим принципом оценки соответствия машин является самосогласование. Машины, указанные в перечне, включенном в новые правила, должны проходить подтверждение соответствия через внешние аккредитованные центры. В соответствии с Директивой по машинному оборудованию существовала возможность подать заявление о соответствии, если существующий гармоничный стандарт охватывает все соответствующие опасности. В соответствии с новым регламентом эта возможность была отменена для некоторых конкретных машин или компонентов. В частности, приводные валы отбора мощности (ВОМ) и их защитные кожухи при их самостоятельном выпуске на рынок должны быть подтверждены нотифицированным органом.

- Системы с «полностью или частично саморазвивающимся поведением, содержащие подходы машинного обучения» теперь входят в список машин, требующих подтверждения соответствия нотифицированным органом. В готовящемся к публикации Положении об искусственном интеллекте такие системы будут рассматриваться как искусственный интеллект повышенного риска и к ним будут предъявляться дополнительные требования.

- Частично укомплектованные машины должны будут соответствовать требованиям Регламента по машинному оборудованию до того, как они будут включены в состав всей машины

Производители мобильной техники теперь будут должны:

- Обеспечить фильтрующую кабину для машин с водителем, когда основным видом использования машины является внесение опасных веществ. Как правило, это относится к самоходным опрыскивателям.

- Обеспечить звуковое и визуальное предупреждение о непристегнутом ремне безопасности на машинах, представляющих опасность опрокидывания. Кроме того, если существует значительный риск опрокидывания или крена и при этом не используется удерживающая система, движение машины должно быть невозможным.

- Учитывать возможность контакта с воздушными линиями электропередачи. Для этого производителям необходимо предусмотреть, во-первых, меры по предотвращению контакта или возникновения электрической дуги, а во-вторых, решения по предотвращению электрических опасностей в случае контакта.

Для автономных мобильных машин введен ряд новых требований:

- Возможность наличия супервайзера и соответствующей функции. Эта функция предназначена для контроля действий робота, когда он находится в автономном режиме. Робот должен посылать информацию и предупреждения супервайзеру, который имеет возможность остановить, перезапустить машину в автономном режиме или привести ее в безопасное положение.

- Робот должен безопасно перемещаться в определенной рабочей зоне (в том числе и для автоматической зарядки аккумуляторов), используя либо физические границы, либо обнаружение препятствий.

Наконец, для машин, оснащенных полностью или частично саморазвивающейся логикой или поведением, при оценке риска необходимо учитывать поведение машины после ее выхода на рынок. Эта мера направлена, в частности, на пространство перемещения и задачи, которые она будет выполнять. Производитель должен обеспечить хорошую связь между оператором и машиной, когда речь идет о коммуникации и силах, используемых для выполнения задачи. Наконец, данные, связанные с принятием решения программным обеспечением функции безопасности, должны будут сохраняться при каждом принятии решения.