Кабина будущего

Системы GPS-навигации и датчики для автоматической настройки и контроля машин находят свое применение в сельхозтехнике. В связи с этим возникает вопрос о том, как в будущем должно выглядеть рабочее место водителя, то есть интерфейс между человеком и машиной (Human Machine Interface, HMI).

В рамках проекта «Кабина водителя 4.0» исследователями Технологического института Карлсруэ (Германия) разрабатывается рабочее место, способное распознавать текущий уровень стресса водителя и реагировать на него. С одной стороны, это позволяет предотвратить чрезмерное напряжение, а с другой стороны, при низком уровне напряжения может быть предложена рекомендация к действию. Таким образом, фермер может выполнять на машине задачи, которые в противном случае пришлось бы делать после (проверка биогазовой установки, доильного робота или логистика зерна).

Помимо Института эргономики и организации производства и Института мобильной техники Технологического института Карлсруэ, в проекте участвуют Институт сельскохозяйственной инженерии Университета Хоэнхайма, а также компании Claas, Budde Industrie Design и Inmach Intelligente Maschinen GmbH. Первоначально они намерены разработать методы измерения, позволяющие распознать состояние стресса водителя. В частности, речь идет о пульсе, который измеряется с помощью браслета. Информативным оказывается и отслеживание движений глаз с помощью камеры.

Если выявлен низкий уровень стресса водителя, то ему можно предложить выполнение не машинных задач. Чтобы соответствовать требованиям к интуитивно понятному и дружественному HMI, рабочее место водителя в кабине должно быть оснащено привлекательными возможностями взаимодействия. Особенно перспективным здесь видится использование дополненной реальности.

Дополненная реальность (AR) – это расширенная реальность, в которой, например, элементы проецируются на окружающую среду, не перегружая кабину элементами управления. Помимо мониторов в двух А-стойках и трех дисплеев в подголовнике, окна кабины служат проекционными поверхностями для настраиваемых дисплеев.

Также изучаются возможности голосовой помощи и управления жестами в кабине сельскохозяйственной техники. Для этого также необходимы, например, системы камер, которые следят за окружающей машиной обстановкой.

Когда вы впервые забираетесь в кабину OnField 4.0, вы обращаете внимание на большое пространство и отсутствие рулевой колонки. Вместо этого не только справа, но и слева от сиденья расположен подлокотник с джойстиком и сенсорным монитором. В будущем кресло также будет иметь три режима, которые водитель сможет выбирать одним нажатием кнопки.

Повернувшись влево, водитель находится в режиме релаксации. В центре, с видом на приспособление для уборки урожая — рабочий режим. А повернувшись вправо, водитель находится в режиме офиса. Здесь боковое стекло можно использовать в качестве дисплея. А на стене в пределах досягаемости висит компьютерная клавиатура с трекпадом, которую можно точно расположить между подлокотниками.

Поскольку система знает рабочую нагрузку пользователя и реагирует на нее, можно обеспечить индивидуальную поддержку. Кроме того, профиль использования должен быть связан с возможным профилем требований для второстепенных задач, которые в первую очередь определяются соответствующей деятельностью человека. Для этого также был создан «демонстратор», с помощью которого можно протестировать взаимодействие всех функций. Проект завершится интеграцией функциональной модели кабины на зерноуборочный комбайн.