Александр Веретенников: Импортозамещение и ближайшие задачи на предприятии НПО «ГКМП»

Александр Веретенников заместитель генерального директора по развитию НПО «ГКМП» рассказал, как идет процесс импортозамещения и каковы ближайшие задачи в производстве дорожно-строительной техники.

В мае на заводе НПО «Группа компаний машиностроения и приборостроения» в Брянске начнутся испытания новой отечественной системы нивелирования для асфальтоукладчика «Десна-2100». Пока этот узел в российской технике был импортным, а на рынке сейчас очень востребованы отечественные разработки. Для их поддержки нужно расширять списки приоритетных закупок техники государственными и коммерческими предприятиями, считает заместитель генерального директора по развитию НПО «ГКМП» Александр Веретенников.

 

— Александр Сергеевич, каким был первый квартал этого года, какова динамика производства и отгрузок к аналогичному периоду прошлого года?

— Мы очень хорошо поработали, и результатом января стал прирост более чем на 400%. Если сравнивать с 2023 годом, можно сказать, что увеличение в пять раза.

 

— За счет чего добились такого результата?

— Повторюсь, мы очень много работали над производством, маркетингом. За 2023 год сделали новый асфальтоукладчик, прошли три этапа испытаний в различных регионах — от юга страны до Башкирии. Полностью переделали машину. Обновили дизайн, эргономику. Собственно, интерес к российской продукции, и в частности к созданному нами асфальтоукладчику, кратно возрос. Нам поступило больше предложений — выросли и продажи. То есть мы ответили на запрос рынка, предложили то, что он требует.

— Какими новыми разработками вы занимаетесь?

— В мае этого года будем испытывать собственную систему нивелирования. Немного расскажу, для чего нужна эта система. Она автоматически поддерживает уровень укладки асфальтобетона, без чего невозможно добиться ровного профиля дорожного покрытия. На данный момент такие системы делают немцы.

Мы также занялись разработкой дорожной фрезы со снятием слоя шириной 1300 мм. К концу 2024 года будет изготовлена полезная модель. Это планы на этот год. Но мы смотрим чуть дальше. В начале 2025 года планируем заняться уже новой фрезой — на 1000 и 2000 мм. Будут также две новые машины и еще ряд испытаний.

— В новые разработки вкладываете собственные средства?

— Для разработок новых механизмов привлекаем субсидии. В декабре взяли субсидию от Минпромторга РФ как раз на разработку фрезы. Надеюсь, что механизм Министерства транспорта РФ по субсидированию новых технологий дорожного строительства будет разработан до конца этого года и мы сможем поучаствовать в программе субсидирования на новые дорожные механизмы.

В разработку фрезы, кроме выделенных 120 млн рублей от Минпромторга, мы инвестируем свои 70 млн рублей. Работаем также с Фондом развития промышленности (ФРП). Получили от них субсидию, в том числе на расширение площадей производства.

— Какие еще меры господдержки, на ваш взгляд, нужны?

— По постановлению в целях продвижения дорожной техники отечественного производителя на внутреннем рынке и обеспечения технологического суверенитета мы видим необходимость внесения изменений в ПП РФ от 30.04.2020 № 616, ПП РФ от 03.12.2020 № 2013, ПП РФ от 31.12.2015 № 2781-Р и дополнения соответствующих перечней в указанных правовых актах позицией «асфальтоукладчики» с кодом 28.92.30.170. С целью установления запретов и ограничений допуска импортных товаров по 44-ФЗ № 616 было бы очень хорошо вернуть наш асфальтоукладчик в списки отечественной техники, защищаемой от конкуренции с импортом. Нам важно также, чтобы наши разработки вошли в списки техники для закупок государственными и муниципальными предприятиями, прочими организациями, связанными с долей государства, чтобы в дорожных работах, строительстве использовалась отечественная техника. Конечно, это касается не только асфальтоукладчиков. Достаточно большое количество техники уже внесено в списки. Но и политика в целом должна быть такой, что в своей стране нужно стремиться использовать отечественную технику.

— Каковы ваши планы по расширению производства?

— Сейчас мы реконструируем новый цех. Это 8 тыс. кв. м. Всего у нас 14 цехов. И к маю планируем завершить реконструкцию производственных площадей, а к концу августа — открыть новое производство. Там мы собираемся запустить серийное производство асфальтоукладчиков. По нашим расчетам, это позволит выпускать минимум 150 машин в год, а в идеале мы стремимся к 300 единицам в год.

— А необходимые кадры найдете? Сейчас на рынке остро стоит вопрос кадровых ресурсов...

— Кадровый вопрос остается актуальным, и компании активно ищут специалистов. Для нас важными факторами являются заработная плата и условия труда. Мы предлагаем конкурентоспособную заработную плату, комфортные условия труда и оформление по Трудовому кодексу — и это то, без чего даже не стоит начинать работу.

Кроме того, мы работаем над развитием собственных кадров. На нашем предприятии есть династии сотрудников, что говорит о стабильности и надежности.

Что касается поиска и привлечения новых специалистов, то у нас есть свой подход. Мы сотрудничаем с университетами, например с Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ). Совместно провели конкурс на разработку нового дизайна асфальтоукладчика. Я планировал создать новый отдел опытно-конструкторского бюро и искал студентов, готовых мыслить нестандартно. Из всего потока в 60 человек откликнулись только два студента.

Задание не было сложным, нужно было проявить креативность. Конечно, можно было поручить сотрудникам нашего конструкторского бюро подготовить техническое задание для конкурса, но смысл был в том, чтобы студенты могли пообщаться со мной напрямую. В итоге я взял лучшего студента с кафедры, и через шесть месяцев он заслуженно получил красный диплом. Я попросил его привести таких же ответственных студентов, и он привел сначала одного, затем еще двоих, а потом еще одного. После конкурса я понял, что даже если бы участвовали все 60 человек, то многих я бы взял, а потом все равно выбрал бы одного или максимум двух.

Я считаю, что вопрос с кадрами должен решаться непосредственно руководителем подразделения и он сам должен быть вовлечен в этот процесс. Это к тому, что нужно уделять время задачам, которые, как кажется, относятся к другим отделам компании, ведь завод — это живой организм. Стоит отметить, что таким образом мы сэкономили много времени и денег. После моего примера другие компании, такие как «Газпромнефть-БМ», последовали нашему подходу.

— Ваши прогнозы на этот год? Какой может быть динамика производства?

— Мощность завода на данный момент — 50 асфальтоукладчиков в год. Столько и планируем выпустить. Думаю, как минимум 40–45 штук должны продать. Получается, наши мощности будут загружены под 100%.

— То есть проблемы пустующих мощностей нет?

— Нет, ни в коем случае. Мы продолжаем разрабатывать новые продукты. Например, что касается дорожной фрезы, то подготовительные работы были завершены за месяц. К концу года мы планируем представить первый опытный образец дорожной фрезы.