Компания Lemken представила свое новое орудие еще в 2018 году. Короткая дисковая борона Lemken Rubin 10 унаследовала некоторые отличительные черты от предыдущей модели Rubin 9. Большие диски-«ромашки», усиленные мощным комплектом пружин, многократно согнутые стойки дисков — характерные черты орудий этого клана. Но в остальном машина претерпела весьма серьезные конструктивные изменения целого ряда узлов и агрегатов, хотя рабочий диапазон не изменился: орудие по-прежнему предназначено для обработки почвы на глубине до 13 см. Для проведения полевых испытаний была выбрана полунавесная короткая дисковая борона нового поколения Rubin 10 с шириной захвата 5 м. Агрегатирование Полунавесная компактная дисковая борона Rubin 10 агрегатируется с трактором посредством центральной и нижних тяг категории III. И здесь инженеры компании Lemken сделали ставку на маятниковую опору, зацепление только посредством нижних тяг оказывается недостаточным — лучше, чтобы было и зацепление за верхнюю тягу. Чтобы при демонтаже навеска не упала вниз, необходимо, чтобы палец центральной тяги ее фиксировал. Таким образом, что при агрегатировании, что при демонтаже орудия нужно постоянно переставлять палец центральной тяги. С другой стороны, в версии с дополнительным болтом, например, был бы риск его забыть, что, в свою очередь, привело бы к повреждению опоры. Что касается непосредственно конструкции навески, то она довольно продуманная в плане прокладки всех девяти проводов. Три из них идут на гидрораспределители двухстороннего действия, которые задействуют шасси, систему складывания и раскладывания, а также механизм, регулирующий глубину обработки. Здесь же проходят шланги тормозной системы, а также установлены электрические разъемы для приборов освещения. Помимо всего прочего, нам очень понравились цветовые маркировки обозначений «плюс/минус» на шлангах, а также наклейки с привязкой гидравлических шлангов.
Парковочное положение: чтобы во время демонтажа трехточечная навеска не упала вниз, в качестве предохранителя необходимо использовать шкворень центральной тяги
Выгравированную лазером шкалу видно издалека, и пыль не забивается
Сердце почвообрабатывающего орудия Rubin — две дисковые батареи с необслуживаемыми подшипниками
Расположенная впереди борона для распределения соломы в конкретных условиях великолепно выполнила свою работу
А с бороной для распределения соломы — еще лучше Поступившее на испытания орудие было укомплектовано удлиненным на 50 см дышлом. Основная функция такой конструкции — обеспечить место бороне для распределения соломы. Забегая вперед, скажем: эту гребенку мы бы всем рекомендовали в любом случае. Она разбита на секции по четыре сдвоенных зуба диаметром 13 мм, установленных в два ряда друг за другом, и выполняет свою работу превосходно! При переводе в транспортное положение борона задвигается. Для ее активации или блокировки имеется специальный запорный кран.
Расстояние от штригеля до первой дисковой батареи — около 22 см, а вперед он выдается примерно на 30 см. Два гидравлических аккумулятора, установленных в системе гидравлики, обеспечивают постоянное опорное давление на это орудие даже при изменении глубины обработки и защищают его от забиваний — с точки зрения конструкции не самое простое, зато невероятно удобное в эксплуатации решение. Обычно в случае увеличения ширины захвата жатки приходится сталкиваться с тем, что солома распределяется уже не так равномерно по всей ширине захвата комбайна. Поскольку дисковая борона сама по себе не способна скорректировать поперечное распределение пожнивных остатков, ей приходит на помощь опциональная штригельная борона для распределения соломы — вещь, кстати, очень целесообразная. Она дозированно подает пожнивные остатки на идущие вслед за ней диски, которые затем и осуществляют заделку в почву.
Строго симметрично
После фронтального штригеля в работу вступает, образно говоря, сердце почвообрабатывающего орудия Rubin — две дисковые батареи с необслуживаемыми подшипниками. Расположены они практически симметрично. Диски первого ряда распределяют почву от середины на края, а второго — наоборот, от краев обратно в середину. Таким образом, история с боковым уводом орудия, которым страдала предшественница под номером 9, благодаря однонаправленному расположению дисков канула в Лету. «Десяточка» движется строго за трактором, след в след. Диски расположены на расстоянии 25 см друг от друга. При наличии ровно 5-метровой ширины захвата 9 дисков первого ряда направлены в левую сторону, 10 — в правую. Во втором ряду — 10 дисков влево и 11 вправо.
Загортачи в комбинации со сдвоенным профильнодисковым катком обеспечивают ровное закрытие почвенного горизонта
Таким образом, обрабатываемая почва сначала распределяется на края, а затем опять подается в середину. Чтобы не оставить в середине ни пяди необработанной поверхности, здесь устанавливаются два диска с усиленной стойкой, оснащенной соответствующей пружинной защитой от избыточной нагрузки, — они работают во внешние стороны. Такая система функционирует довольно эффективно, обеспечивая ровный горизонт обработки. Полусферические термически закаленные диски с трапециевидными зубьями в количестве 19 штук на первой батарее и 21 штуки на второй диаметром 64,5 см получили название DuraMaxx. Угол наклона к поверхности почвы — 20°. Кроме того, первый ряд дисков имеет угол атаки 17° во внешнюю сторону, а задний — 15° вовнутрь. Диски крепятся пятью болтами к осевому радиально-упорному необслуживаемому шарикоподшипнику. Они обеспечены смазкой на весь срок службы, а дополнительная центробежная шайба гарантирует чистоту подшипникового узла.
Усовершенствованный модуль защиты от перегрузки
Диски крепятся к прочным стойкам (30 × 60 мм). Пружины толщиной 15 мм обеспечивают соблюдение установленной глубины обработки, а в случае необходимости — и защиту от перегрузки при столкновении с камнями. И здесь инженеры компании Lemken проявили смекалку и придумали новое решение: пружины и карманы стоек больше не прикручиваются к раме, как раньше, а привариваются, что позволяет избежать то и дело случавшихся в прошлом поломок U-образных болтов.
Кроме того, конструкторы из Альпена оптимизировали процесс защиты от избыточной нагрузки: едва какой-либо из дисков наезжает на препятствие, как пружина сжимается и перемещает тягу наверх. После прохождения препятствия, например в виде камня, пружина снова разжимается. За счет тяги она может пружинить вниз и таким образом компенсировать энергию отдачи. Для сравнения: у стоек дисков короткобазовой бороны-предшественницы при движении вниз был предусмотрен ограничитель, что при значительных нагрузках могло привести к поломке U-образных болтов. Вновь разработанная система на наших полевых испытаниях вела себя безупречно. У внешних дисков заднего ряда уже в серийном исполнении трехступенчатая регулировка глубины. Кроме них, на орудие установлены дополнительно ограничивающие разбрасывание круглые диски диаметром 50 см. Если их оптимально настроить, они выполнят свою работу на отлично.
Регулировки простые, как пять копеек
Дисковые батареи расположены на расстоянии 120 см друг от друга, а между ними — упругий штригель, который успокаивает поток почвы и крошит комки. На устройстве быстрой регулировки, позволяющем осуществлять ее в диапазоне 16 см за семь оборотов, в принципе можно и сэкономить: ведь если штригель выставить подходящим образом, он будет незаметно делать свое дело. Угол зубьев можно настроить с помощью двухступенчатой регулировки посредством винтовых зажимов.
За второй дисковой батареей следует еще одна, теперь уже выравнивающая, гребенка, которая великолепно успокаивает направляемый на нее поток земли и умело его разравнивает. К тому же у нее есть «защита от дурака», чтобы в случае движения задним ходом она осталась целой и невредимой. Но и это еще не все. Именно в данное орудие система быстрой регулировки вписывается как нельзя лучше, поскольку оно требует постоянной корректировки по высоте исходя из конкретных условий эксплуатации. Восемь полных оборотов рукоятки обеспечивают 20-сантиметровый диапазон настройки по высоте — красота, да и только!
Надежная рама В целом у дисковой бороны Lemken Rubin 10 массивная конструкция, поскольку эта же рама несет на себе и версию с шириной захвата 7 м. Кронштейны орудий машины изготовлены из 100-миллиметровой трубы квадратного сечения и усилены раскосами из полосового железа толщиной 20 мм, так что прикатывающий каток они держат без особого напряга. Кстати, пару слов о катке. «Подопытный» Rubin проходил испытания в комбинации со сдвоенным профильным дисковым катком диаметром 540 мм.
Качественное прикатывание Диски катка находятся на расстоянии 25 см друг от друга, а благодаря расположению переднего и заднего катка в шахматном порядке шаг следа составляет 12,5 см. В целом каток состоит из восьми сегментов, каждый из которых крепится к маятниковой подвеске. Таким образом, каток идеально подходит для обработки почвы на любой глубине — супер!
Благодаря наличию сферических дисков с трапециевидными зубьями диаметром 645 мм глубина обработки может составлять от 5 до 13 см
За счет положения катка посредством четырех гидроцилиндров регулируется глубина обработки дисков. Диапазон регулировки — 28 см, а вот полезными оказываются максимум 18. Поскольку, пока диски новые, на шкале с хорошо читаемой лазерной маркировкой возможен выбор значений только от 0 до 5, а значения от 5 до 9 используются лишь тогда, когда диски достигают определенной степени износа, — данное обстоятельство нужно обязательно учитывать. Кроме этого, каток располагает такой функцией, как гидравлическое выравнивание маятниковых колебаний благодаря наличию замкнутой системы, — вещь просто потрясающая! Впереди в качестве дополнительной опоры для более надежного ведения по глубине могут быть установлены опциональные копирующие колеса размером 10.0/75-15.3 производства компании BKT, которые, помимо всего прочего, предотвращают раскачивание Rubin 10. Однако вопрос, нужны ли они короткому орудию с шириной захвата 5 м, пока остается открытым. Автоматическая подстройка высоты — предмет гордости Lemken. Гидравлические цилиндры копирующих колес связаны с гидроцилиндрами прикатывающего катка.
Для выставления машины по уровню придется долго искать прямую кромку для ориентира
Испытания в поле
На одном и том же поле была возможность произвести заделку пожнивных остатков ячменя дискаторами Rubin 9 и Rubin 10, а затем сравнить результаты. Даже визуально «десяточка» отработала качественнее: обеспечила более точное примыкание, более ровный горизонт и более равномерное смешивание. Пусть даже через три недели эта разница практически сошла на нет. По расходу топлива (около 4 л на гектар) новичок оказался разве что чуток экономичнее «девятки». Здесь, безусловно, сыграло свою роль наличие минимального — 5-сантиметрового — перекрытия, которое было достигнуто благодаря использованию системы автоматического рулевого управления RTK. А вот относительно такого аспекта, как удобство эксплуатации, наши мнения разделились. С одной стороны, у орудия великолепное устройство фиксации в транспортном положении и хитрый механизм, который при складывании втягивает каток, а при раскладывании обеспечивает калибровку системы. С другой, короткобазовая дисковая борона длиной 8,42 м получилась не такой уж короткобазовой, из-за чего при прохождении поворотов она буквально пожирает пространство. А вот эксплуатация благодаря симметричности конструкции, исключающей боковой увод орудия, доставляет истинное наслаждение. Износ машины обещает быть более равномерным. Минимально возможная глубина обработки компактной дисковой бороны Rubin 10 — примерно 5 см, максимальная — порядка 13 см. Таким образом, «десяточка» будет играть в той же лиге, что и «девятка». Более глубокая почвообработка остается, как и прежде, в зоне ответственности короткобазовой дисковой бороны Rubin 12.
Эх, дороги...
Во время транспортировки короткой дисковой бороны Rubin 10 KUA в игру вступает шасси производства BPW на колесах размером 550/60-22.5, изготовленных компанией Alliance. В серийном исполнении идут покрышки размером 16.0/70-20. Для нагрузки на ось 3,6 т наличие пневматической тормозной системы является обязательным, хоть и предлагается только в качестве опции.
Итак: выпущенная на рынок в 2018 году короткая дисковая борона Lemken Rubin 10 оказалась как следует прокачанной предыдущей моделью Rubin 9. Такие недостатки, как ограничители дисков или разболтанная сцепка, устранены раз и навсегда. Отделка машины выполнена на самом высоком уровне, и такой прорыв в деле усовершенствования орудия оказался возможным благодаря вдумчивому отношению к многочисленным деталям, таким как автоматическое ведение по глубине передних копирующих колес и гребенка для распределения соломы, компенсатор маятниковых колебаний катков, а также регулировка штригеля по глубине. Ну а из того, что не понравилось, следует особо выделить крайне неудобную в использовании маленькую опорную стойку, а также сложности агрегатирования с трактором из-за не совсем удачной конструкции трехточечной навески.
Текст и фото: Елена Юдина
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.