Заводы России и Белоруссии кооперируются для производства компонентов

Российские производители коммунальной техники начали ставить на свою продукцию двигатели белорусского производства. Это продукт Союзного государства и результат глубокого кооперационного взаимодействия предприятий двух стран, рассказал Agroreport генеральный директор Торгового дома Минского моторного завода (ММЗ) Сергей Гайтюкевич, отметив, что на предприятии планируют нарастить выпуск двигателей в разы.

Белоруссия замещает западные поставки


Продажи малолитражных трех- и четырехцилиндровых двигателей в первом квартале 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года выросли на 10–15%, говорит Сергей Гайтюкевич. Показатели различаются в зависимости от вида продукции, но в целом такая динамика роста сохраняется от квартала к кварталу.

«Спрос на двигатели растет, потому что с уходом импорта из недружественных стран возрос спрос на двигатели ММЗ. С одной стороны, сейчас элементарный ремонт импортного двигателя затруднен: нет запчастей, нет обслуживания — ничего нет. А если что-то и есть, то по сильно завышенной цене», — отмечает представитель ММЗ. С другой стороны, аналоги малолитражных двигателей ММЗ на территории стран ЕАЭС не производятся.

Трехцилиндровые двигатели Минский моторный завод выпускает уже давно, а четырехцилиндровые запустил в серийное производство только в 2022 году на фоне динамичного роста спроса.

Малолитражные двигатели ММЗ российские заводы ставят на специальную, коммунальную и дорожно-строительную технику как замену импортируемых ранее Lamborghini и Honda.

Двигатели нужны прежде всего для того, чтобы обеспечить отечественное производство.

Сейчас заводы начали осваивать выпуск коммунальной техники, селекционных комбайнов, дизель-генераторных установок и другой техники. Но возникает вопрос с комплектующими.

Двигатели — это один из критически важных узлов, которые в России в достаточном количестве не производят. Белорусские двигатели — один из вариантов решения проблемы. Причем эти комплектующие позволяют не только осуществлять замещение импорта, но и расширять ассортимент выпускаемой техники благодаря возможности их оперативной доработки и привязки к новым видам машин.

Кооперация поможет освободиться от импорта


Сложности с компонентами возникли не только из-за ухода западных поставщиков. Поставки пришедших на российский рынок компонентов из азиатских стран в последнее время также стали задерживаться из-за опасения вторичных санкций, сложностей с проведением платежей и логистикой.

Понимая важность обеспечения технологической независимости и импортозамещения стратегически важных компонентов, российские заводы стали развивать выпуск собственных компонентов. Но тут опять же возникли сложности с поставками импортного сырья и заготовок. К тому же компоненты, выпускаемые отечественными предприятиями, в ряде случаев оказываются дороже китайских. С белорусскими компонентами таких проблем не возникает.

«Все они в основном на 99% состоят из белорусских и российских материалов», — говорит Сергей Гайтюкевич.

Например, при производстве двигателя используются турбины российского производства, топливная аппаратура — продукция Ногинского завода топливной аппаратуры, форсунки — Алтайского завода прецизионных изделий, отливки ключевых элементов двигателя — собственного литейного производства ММЗ. А значит, двигатель ММЗ — продукт Союзного государства, независимый от импорта, в том числе из азиатских стран.

Особенность многих белорусских предприятий в том, что на них сохраняли и развивали компетенции, а ММЗ — это предприятие полного производственного цикла, с собственной компонентной базой и литейным производством, конструкторской и технологической службой.

Более широкой основой для развития такой кооперации стало научно-техническое сотрудничество. Еще год назад председатель президиума Национальной академии наук Беларуси Владимир Гусаков отмечал, что между двумя странами будет формироваться единое научное инновационное пространство. Некоторые компетенции есть у российской стороны, Республика Беларусь сохранила и даже нарастила научный потенциал по многим направлениям, подчеркивал В. Гусаков.

«То есть стратегические планы находят практическое воплощение. В современной ситуации решающую роль сыграла ориентированность белорусских предприятий на рынок Союзного государства и кооперацию с российскими производителями», — поясняет Сергей Гайтюкевич.


Производство двигателей увеличат в разы


Благодаря сохранившейся производственной базе и компетенциям, а также постоянно растущему спросу ММЗ планирует постепенное увеличение объемов производства, проведение комплексной модернизации и запуск новых производственных линий.

Новую линию по производству малолитражных двигателей планируется запустить в ближайшее время. Если раньше производственные мощности позволяли выпускать 180–200 таких двигателей в месяц, то с запуском новой линии этот объем будет увеличен в 2,5 раза.

В ближайшее время на заводе также планируют запустить в серийное производство малолитражные двигатели объемом 2,5 литра. В настоящее время завершаются эксплуатационные испытания этих силовых установок.

Российским предприятиям нужны двигатели, соответствующие требованиям речного регистра. Такие двигатели уже разработаны и сертифицированы. Теперь предстоит изготовление образцов и сертификация линейки двигателей для морского регистра.

Двигатели для водного транспорта отличаются от серийных моделей, так как имеют конструктивные особенности, без которых невозможно пройти сертификацию.

Сегодня отечественным производителям уже не так сильно мешает продукция из азиатских стран, так как зачастую есть претензии к ее качеству. Но все же нужна защита рынка, когда производители будут уверены, что можно и нужно инвестировать в собственное производство.

«Первый блин часто бывает комом. Но когда человек поймет, что у него есть долгосрочная перспектива, поддержка со стороны государства, растущий рынок сбыта, где он сегодня может продать одну единицу, завтра — пять, а послезавтра — сто, тогда будет и желание, и целесообразность инвестирования в производство, а значит, и в развитие отечественной экономики», — говорит руководитель ТД ММЗ Сергей Гайтюкевич.