Импортозамещение возможно: что происходит в гибочном производстве профилей в России

В 2024 году на предприятии «Профилегиб Деталь» в Санкт-Петербурге запустят серийное производство комплектующих для кабин комбайнов, тракторов, экскаваторов и другой спецтехники. О том, как предприятие, специализирующееся на гибочном производстве профилей для спецтехники, смогло заместить западный импорт и что нужно для того, чтобы наладить в России выпуск собственных профилей-заготовок Agroreport побеседовал с руководителем направления компании Антоном Краснокутстким.

- Как бы это парадоксально ни звучало, но предлагаю начать с итогов. Антон Алексеевич, озвучьте итоги первого квартала по выпуску ваших комплектующих для машин.

- В этом году мы только выходим на опытно-промышленные партии и на серийное производство гнутых профилей для автомобилей. Соответственно первый квартал все-таки является подготовительным. А вот на второй квартал, в апреле, мае мы уже выходим на определенные мощности. Уже есть загрузка производства, есть две-три отгруженные серийные партии по разным направлениям.

- То есть это новое в России производство?

- В последние два года основным трендом развития производства в России стала локализация тех или иных гнутых деталей, которые ранее поставлялись из-за границы. В частности, мы производим гнутые комплектующие для машиностроителей. Этим направлением активно стали заниматься с 2019-2020 годов. Был проведен большой подготовительный этап НИОКР. Весь прошлый год большей частью шла подготовительная работа, связанная с организацией производства, изготовлением опытных образцов, проведением тестирования контрольных сборок. В эту работу, мало кто верил, но мы получили положительный результат. Опробовали на рынке, все получилось, заказчик доволен.

- Какую долю в гибочном производстве сейчас занимает локализованный на российском рынке выпуск продукции?

- Вообще вся машиностроительная индустрия комбайнов, тракторов, экскаваторов, дорожно-строительной техники, самоходной техники имеет кабины из гнутого профиля. Он специализированный и до недавнего времени, если б не случилась та ситуация, которая случилась, практически полностью привозился из-за рубежа. Причем мы возили не просто иностранный профиль, который здесь гнули, а возили уже гнутые детали, в конечном счете предприятия их у себя сваривали.

Сейчас больше половины компаний стараются уйти от импорта. Для предприятий такая ситуация – стресс. Они все брали комплектующие за рубежом у одних и тех же заказчиков, пока в определенный момент не случилось так, что нельзя получить импортную продукцию. Все это действует резко, как холодный душ. Это воспринимают и хотят иметь, скажем так, план «Б». Остальных приходится убеждать, что сейчас они зависимы от импорта, а нужные им детали можно взять в России.

- Поставщиков из каких стран сейчас замещаете?

- В большей степени это немецкое производство. Со многими компаниями подписаны договоры. Европейское производство постепенно перекочевывало из максимально недружественных стран, той же Германии в относительно дружественную Турцию. Но и в этом случае также были трудности с поставками, так что уже в финале мы имеем локализацию в России.

- Это движение производства в нейтральные страны происходило по инициативе самих немцев или это турки, а может быть и мы сами пытались перетянуть производство?

- В целом все произошло, наверное, само собой благодаря сложившейся ситуации пакетных санкций. В определенный момент наши компании не стремились к локализации в целом, имея «постоянного надежного» поставщика с именем, с понятным ценообразованием, серийностью. И даже если российские компании выступали желающими это импортозаместить, им было крайне тяжело конкурировать с европейскими оппонентами. Но сейчас ситуация сама по себе заставила поверить в то, что импортозамещение возможно. Много раз я слышал фразы вроде «мы не знали, что это можно локализовать в России, мы не верили». В итоге многие детали, которые мы локализовали, оказались не настолько сложны для изготовления, как все думали.

- Сейчас в целом заметна тенденция переноса производства из Европы в другие страны, например, в Китай или Турцию. Это же российским предприятиям на руку?

- Это территориально проще, конечно в любом случае есть морское сообщение, есть какие-то пути движения. Но мы же сейчас уже упираемся в то, что даже имея какие-то лояльные договоренности со стороной, например, турецкой, не можем перевести денежные средства. Не можем быть уверенными в завтрашнем дне, как говорят, что завтра ничего не «обрубится». И сейчас уже наши клиенты говорят, что есть, допустим, используемый ими специализированный европейский профиль, хороший с долголетней технологической подготовкой. Есть альтернатива – российский. Она заметно хуже, но она есть. И она здесь, с ней ничего не случится.

- В процессе локализации технологии просто переносятся на российскую почву или создаются совместные предприятия, разрабатываются свои технологии?

- Допустим, сейчас мы говорим про алюминий. В целом никаких проблем сейчас нет, по алюминию можно произвести абсолютно все. Мы как узкоспециализированное предприятие занимаемся гибким профилем. Соответственно у нас есть оборудование, есть технологии, которые мы 20 лет изучали, перенимали опыт у европейских коллег. Что-то разрабатывали сами, где-то модернизировали, но сейчас мы воплощаем те проекты, которые наши конкуренты произвести не могут.

- Какой следующий этап, повышение качества локализованной продукции?

- Скорее всего, нам надо поработать над качеством производимой продукции по профилю, но не только это. Зачастую профиль, который мы производим в России дороже профиля, который выпускают в Европе. Дороже даже с логистикой, с таможней. Даже если отечественный профиль выходит в ту же цену, что и зарубежный, но по факту имеем разное качество.

- А как обстоят дела с самим профилем, его мы можем производить в России?

- Сейчас такой возможности в основном нет. Есть лишь какие-то отдельные позиции отечественного профиля, которые смогли произвести коллеги. Объем производства отечественного профиля крайне невысок.

- То есть сейчас мы возим негнутый профиль, но уже не из Европы, а из Китая?

- Из Китая в том числе. Проведены определенные работы по поиску этого профиля у дружественных стран. Нашли поставщиков, но опять же есть сложности с переводом денег и с организацией логистических цепочек. Найти просто, а вот привезти сложно, оплатить сложно. А машиностроение и конвейер не подразумевают этих рывков. Простой конвейера стоит огромных денег.

- С платежами понятно. В Китае также опасаются вторичных санкций. А в чем логистические сложности? Ведь у нас есть граница Китаем.

- Во-первых, некоторые риски есть. Сегодня мы друзья, а завтра? Во-вторых, не так быстро все работает. Какие-то запчасти самолетами привозят даже. В любом случае ввезти, скажем, груз из Смоленска в Петербург, и из Китая в Петербург - разные вещи.

- А есть ли сложности с поиском поставщиков заготовок для вас?

- Когда мы получаем конструкторскую документацию на изделие, казалось бы, все просто. Но в описании чертежа указана сталь европейского производства. И мы упираемся в то, что определенных сечений трубы в России просто не производят, у нас их нет. Либо это очень специализированное заказная позиция, которая определенными заводами может выпускаться раз в год. И тут тоже нужно очень сильно постараться, чтобы найти, какого-то крупного потребителя, чтобы к его заказу присоседиться. В целом на рынке трубопроката нет специализированных профилей, которые используются в машиностроении. Это факт.

- А почему мы сами не можем произвести необходимые объемы и номенклатуру профиля?

- У предприятий, производящих такой профиль, нет возможности пустить эту продукцию на рынок, на нужды не только собственного производства, а на нужды других предприятий. А может быть и нет желания, имея тот самый козырь в рукаве, скажем так, под собственное производство. Это сложный вопрос.

- То есть смогли заместить импорт гнутого профиля, но пока сидим на импорте заготовок?

- Есть позиции профиля, производство которых до сих пор не освоено в России. Не знаю, когда в ближайшее время будут сбываться планы по налаживанию этого производства, потому что есть определенные сложности. Инвестиции не сопоставимы с потребностями рынка.

Есть и вторая проблема. Каждое предприятие желает быть обособленным и независимым. Соответственно, ведутся собственные разработки по изготовлению и поставке профиля, что в конечном итоге упирается в экономическую эффективность данного проекта, когда открытие собственного производства становится нерентабельным.

- Происходит распыление ресурсов?

- Если мы бы, допустим, делали детали на всю страну, этот профиль скорее всего и окупился бы через какое-то количество лет, но это было бы рентабельно. А сейчас каждое из предприятий хочет быть независимым и ведет какие-то свои разработки. Упирается все в то, что слишком дорого и не имеет смысла. На рынок выходят китайские производители.

- Придет ли когда-нибудь осознание этой истины?

- Это обязательно произойдет, ситуация заставит. Потенциал огромный, мы только начинаем путь развития отечественного машиностроения.

- Каковы ваши планы по итогам года, насколько планируете увеличить клиентскую базу?

- Некоторые клиенты нас сами находят, мы даже удивляемся, как они резко могут появиться. Приходят и говорят: «Мы вас нашли».

Есть развитие, мы заинтересованы в увеличении площадей. Идет увеличение станочного парка. Каждый год мы планируем стратегически увеличиваться в масштабах. Все инвестиции сейчас идут только на развитие предприятия.

- Привлекаете господдержку?

- Пока ничего не знаем про господдержку. Все инвестиции, которые есть – это средства предприятия, никаких привлеченных средств нет. Нам никто не помогал. Изучаем вопрос по 719-му постановлению с торгово-промышленной палатой. Получается, что мы участвуем поэлементно в создании локализованного готового продукта, но до конца непонятно, можем ли мы как изготовители именно этого элемента, а не всего узла, обращаться за господдержкой. То есть конечный сборщик получает господдержку, а для нас господдержка не предусмотрена.