Широкозахватная ворошилка Pöttinger HIT 16.18 T

Может, и не слишком музыкальный, но от этого не менее импозантный новый «расправляющий крылья» 16-роторный валкователь HIT 16.18 T производства компании Pöttinger блеснул солидной шириной захвата: целых 17 м!

ХИТ-парад

Может, и не слишком музыкальный, но от этого не менее импозантный новый «расправляющий крылья» 16-роторный валкователь HIT 16.18 T производства компании Pöttinger блеснул солидной шириной захвата: целых 17 м!

Такой тип конструкции, когда на массивной ходовой части располагаются широкозахватные ворошители, а ось в рабочем положении служит их опорным колесом, становится все популярнее. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и компания Pöttinger применяет эту систему для своей «хитовой» серии, в том числе и топ-модели HIT 16.18 с 16 роторами на борту. Непосвященный в детали дилетант сможет вычислить разницу между новым и предыдущим «хитами» в сложенном состоянии только по удлиненной раме. Один диаметр ротора (1,42 м) добавляется в транспортном положении. Один ротор в длину благодаря складыванию равняется четырем роторам в ширину — таким образом, машина раскладывается на солидные 17 м ширины захвата.

Простое агрегатирование, а управление под силу ребенку

Раскладывание происходит легко и непринужденно! Впрочем, так же как и на менее широкозахватных моделях, этот процесс запрограммирован гидравликой. Все, что требуется от трактора, это две гидропары: одна одностороннего и одна двухстороннего действия. После поднятия из транспортного положения на приведение в боевую готовность нужно столько же времени, сколько солдату на сборы по сигналу тревоги, — 45 с. То, что в процессе раскладывания над транспортной осью возникает негативная опорная нагрузка, обусловлено конструкцией, и в этом нет ничего страшного. К тому же трактор, эксплуатируемый в агрегате с широкозахватным монстром, просто обязан обладать мощностью не ниже 74 кВт или 100 л. с. и достаточно внушительной снаряженной массой. Цепляется HIT 16.18 T либо сверху, либо снизу за тяговую серьгу. В качестве опции австрийцы предлагают и трехточечную навеску. Благодаря наличию в конструкции спиральной пружины на раме она способна компенсировать негативную опорную нагрузку. Агрегатирование посредством сцепной петли достаточно удобно, кроме того, можно рекомендовать именно такой вид сцепки, поскольку трехточечная навеска просто должна быть очень жесткой и даже небольшие поворотные движения способны взбудоражить 17-метрового монстра. Процесс подключения столь широкозахватной машины в любом случае протекает безупречно. Единственный плюс трехточечной навески — обеспечение лучшей маневренности, ведь транспортная длина этого орудия тоже немалая: 6,7 м.

Ключевые слова — транспортировка по дорогам общего пользования. Машине массой 3,8 т в соответствии с законодательством не нужен мост, оснащенный тормозами. Тем не менее компания Pöttinger предлагает для данной модели в качестве опции пневматическую тормозную систему, которая обеспечивает безопасное движение — прежде всего на склонах.

Тут есть еще одна великолепная «фишка». Кинематика в процессе раскладывания машины задействует клапан тормозного усилия и переключает его на минимальное значение, чтобы при нажатии на тормоз транспортные колеса, стоящие на дернине, не заблокировались.

Полезно знать

— На топ-модели, конструктивно очень похожей на своих более мелких собратьев, были усилены приводы, рамы и шарнирные соединения.

— К трактору этот агрегат особых претензий не предъявляет.

— При движении с рабочей скоростью 10 км/ч производительность по площади вполне может составить 15 га и более. На разворотной полосе роторы лучше оставлять внизу.

 fb_be_PoettingerHIT1618T_001_id26635.jpg

Рама орудия HIT 16.18 T была усилена и стала длиннее на еще один диаметр ротора

 fb_be_PoettingerHIT1618T_004_id26630.jpg

Чтобы распластаться на всю ширину захвата (17 м), орудию HIT 16.18 требуется всего две гидропары. В этом процессе сегменты валкователя в значительной степени превысят 4-метровую высоту — это нужно учитывать, например, совершая такие манипуляции вблизи линий электропередач

Проверенные временем роторы, усиленные приводы

Усилие от ВОМ трактора посредством карданного вала передается назад на орудие через упрочненную раму и поступает на Т-образный редуктор. Предохранительное устройство приводного механизма сейчас срабатывает при возникновении усилия, достигающего 1700 Н·м. В ходе наших полевых испытаний на границе Австрии, Германии и Чехии в агрегате с роторным ворошителем эксплуатировался Steyr 4.145 Profi. Машина, укомплектованная 4-цилиндровым двигателем и бесступенчатой коробкой передач, на ровных полях отработала при наличии столь внушительной ширины захвата вообще без всяких проблем — на скорости около 10 км/ч с учетом не слишком массивного укоса было задействовано где-то до половины мощности трактора. Зато производительность по площади у такого агрегата по-настоящему впечатляет. На холмистом участке в 20 га разворошить 15 га и более кормовых угодий за час более чем реально!

Роторы диаметром 1,42 м делали свою работу как надо. Они комплектуются шестью граблинами каждый. Угол разбрасывания имеет трехступенчатую регулировку. Эту функцию невозможно переоценить, когда речь идет о 16 роторах. В угоду ширине захвата пришлось пожертвовать независимыми «подвесками» шести внутренних роторов: они жестко соединены в парах. Остальные 10 роторов могут свободно двигаться по полю, точно копируя все его контуры.

 fb_be_PoettingerHIT1618T_065_id26634.jpg

В транспортном положении все 16 роторов сгруппированы компактно и обеспечивают низкий центр тяжести

 fb_be_PoettingerHIT1618T_075_id26633 (1).jpg

Для агрегатирования орудия мы рекомендуем использовать сцепную петлю. Пневматические тормоза предлагаются опционально

HIT 16.18 Т с 17-метровой шириной захвата точно смог бы занять первые строчки хит-парадов, будь он музыкантом

 fb_be_PoettingerHIT1618T_062_id26624.jpg

При складывании кинематика задействует регулятор тормозного усилия пневматической тормозной системы

 fb_be_PoettingerHIT1618T_055_id26629.jpg

Вилки карданных шарниров в точках соединения сегментов стали шире и приобрели более массивную конструкцию

 fb_be_PoettingerHIT1618T_057_id26628.jpg

Глубина захвата регулируется посредством удобной рукоятки. Опция Liftmatic входит в серийную комплектацию

Технические характеристики

Pöttinger HIT 16.18 T

Ширина захвата в соответствии с DIN, м 17
Количество роторов 16
Количество граблин на каждом роторе 6
Диаметр ротора, м 1,42
Угол разбрасывания от 13 до 19°
Шины шасси ротора 18,5 × 8,5-81
Шины ходовой части 16 × 6,5-8
Масса, кг 500/50-17
Транспортные длина, ширина, высота, м 3850
  6,70/2,90/2,70
Потребная мощность, кВт/л. с. 74/100

1 Средние пары роторов.

По данным производителя.

Impress: рулоны еще больше и обмотка в пленку

После демонстрации ворошителя компания Pöttinger тут же представила нашему вниманию модернизированную комбинацию для производства и упаковки рулонов. Во-первых, вариационная прессовальная камера пресс-подборщика Impress 185 VC pro теперь может производить рулоны диаметром 1,85 м. Правда, упаковывать можно только рулоны до 1,5 м. На всех пресс-подборщиках с устройством для упаковки рулонов в новом механизме увязки может использоваться как сетка, так и пленка. С этой целью его дополнили тормозом рулона с гидравлическим приводом. Кроме того, прессовальная комбинация Impress теперь оснащается устройством для сведения пленки в пучок после обвязки, что обеспечивает последующий надежный выброс упаковочного материала.

В ISOBUS-меню можно легко и просто сохранить параметры для сетки и пленки. Видеокамера, установленная над прессовальной камерой, служит для обеспечения более комфортного контроля над процессом упаковывания рулона. Ширина рулонов пленки может доходить до 1,42 м, диаметр — до 31 см. Замена сбоку выполняется вполне комфортно. Чтобы не повредить рулоны пленки в процессе замены, конструкторы Pöttinger дополнительно предусмотрели на этом участке небольшие направляющие.

fb_be_PoettingerImpress185VCpro_014_id27973.jpg

Обновленный пресс-подборщик Impress от Pöttinger способен производить рулоны диаметром до 1,85 м. А вот упаковывать в пленку можно только рулоны до 1,5 м в диаметре

 fb_be_PoettingerImpress185VCpro_002_id27974.jpg

Пленка для увязки или сетка закладывается сбоку

 fb_be_PoettingerHIT1618T_060_id26623.jpgfb_be_PoettingerHIT1618T_061_id26626.jpg

Роторы связаны между собой (сдвоенными) карданными вилками или пальчиковыми муфтами

 fb_be_PoettingerHIT1618T_080_id26632.jpg

Способность агрегата копировать почву, да еще и на холмистой местности, не может не впечатлить. Только 6 из 16 роторов были попарно жестко связаны между собой

Прочие детали

— Устройство ограничения разбрасывания великан позаимствовал у своих меньших братьев. Два внешних ротора с помощью гидравлического цилиндра двухстороннего действия отводятся наискосок и назад.

— В отличие от карданных соединений и пальчиковых муфт, расположенных между роторами, приводы роторов нуждаются в техническом обслуживании. Каждые 50 мото-часов их необходимо смазывать.

— Глубина захвата — в общей сложности 96 (!) зубьев — вполне комфортно настраивается с помощью рукоятки, расположенной на ходовой части. А наличие шкалы обеспечило бы еще лучшее ориентирование.

— Данные модели серийно комплектуются зубьями Durastar — они на 0,5 мм толще стандартных.

— Рама, оси и шарниры роторов были усилены.

— Защитные трубы в форме ребер жесткости придают роторам ощущение надежности по всей ширине орудия.

— Щитки, расположенные на колесах роторов, предотвращают наматывание и поставляются в качестве опции.

— Редуктор для укладки валков ночью тоже можно заказать.

Итак: то, что машина получилась импозантной, сомнений не вызывает, особенно когда HIT 16.18 T «расправляет крылья». При этом ворошитель, являясь крупным представителем семейства, предлагает продуманную систему складывания, а управлять им сумеет даже ребенок. К трактору наш герой предъявляет минимальные требования.

Конструкция благодаря системе Liftmatic Plus, простым настройкам глубины ворошения, а также практичному устройству ограничения разбрасывания обеспечивает машине верхние строчки в этом HIT-параде. Роторы вместе c граблинами позаимствованы у более компактных моделей.

Ну а мы весьма заинтригованы тем, удастся ли этому HIT в течение длительного времени продержаться в топ-10, а еще нам интересно, насколько практичной, эффективной и надежной он окажется в реальных условиях длительной эксплуатации.

Текст: Тобиас Бензинг

Фото: Штефан Товерник

Online video

Видео к тест-драйв-репортажу доступно по ссылке: profi.de/PoettingerCZ_2020