Телескопический погрузчик JCB 541-70 Agri Xtra

Трудолюбивая пчелка?.. Та, что большая, желто-черная и родом из Стаффордшира? Да, это JCB 541‑70. Компания JCB на выставке AGROSALON‑2016 представила свой телескопический погрузчик JCB 541‑70 Agri Xtra. Наши коллеги из profi оценили его как машину с неплохими характеристиками в части грузоподъемности и управляемости, которая справляется с различными задачами на ферме.

Трудолюбивая пчелка?.. Та, что большая, желто-черная и родом из Стаффордшира? Да, это JCB541‑70. Компания JCB на выставке AGROSALON‑2016 представила свой телескопический погрузчик JCB 541‑70 Agri Xtra. Наши коллеги из profi оценили его как машину с неплохими характеристиками в части грузоподъемности и управляемости, которая справляется с различными задачами на ферме.


JCB 541‑70 — вторая по величине модель в линейке JCB Agri. В цифрах названия заложены возможности машины: 4,1 т — максимальная грузоподъемность; 7 м — максимальная высота подъема; однако очевидно, что погрузчик не в состоянии достигать этих двух показателей одновременно. Линейка начинается с Agri с базовым мотором мощностью 109 л. с., затем идут спецификация Agri Plus со 125 л. с., вариации Agri Super, и заканчивается ряд спецификацией Agri Xtra. Остановив выбор на последней, вы получите «полную начинку»:
  • двигатель 108 кВт/145 л. с.;
  • шестиступенчатую коробку передач с пе реключением под нагрузкой, плюс блокируемый гидротрансформатор;
  • максимальную скорость 40 км/ч;
  • демпфирование стрелы;
  • реверсивный вентилятор;
  • улучшенное освещение;
  • удобно расположенный функциональный джойстик;
  • и , наконец, кондиционер.
Под капотом 541‑70‑го стоит родной 4,8‑литровый турбодизель Ecomax JCB. Немного запоздав, компания смогла адаптировать свои двигатели к ужесточающемуся контролю за выбросами, поэтому турбодизель соответствует требованиям Stage IIIB, без использования AdBlue; при этом и двигатель,

Широко открывающийся капот предоставляет хороший доступ для обслуживания двигателя. Бак для гидравлического масла расположен ниже оси поворота стрелы
и моторный отсек готовы к монтажу оборудования SCR. Установленный сбоку двигатель расположен продольно, и в моделях Agri Xtra передает мощность шестиступенчатой коробке с переключением под нагрузкой через гидротрансформатор.
Передачи включаются кнопками джойстика, тогда как направление движения задается от рычага рулевой колонки или переключателем джойстика. Не всегда легко сообразить, в каком положении находится переключатель, хотя выбранное направление движения обозначается маленькой иконкой в правом углу приборной панели.
Передачи могут автоматически переключаться в диапазоне от 4 до 6, в работе или на дороге; это очень удобно, и не в последнюю очередь потому, что на четвертой передаче обеспечивается тяговое усилие порядка 4,2 т, достаточное, чтобы что-нибудь тянуть или толкать.

И если говорить о силе тяги, то мы были особенно впечатлены тем,что JCB одинаково хорош как в силосной яме, так и на испытательном треке. Без груза на борту пробуксовка на первой передаче останавливает машину при тяге 8,1 т. Но на сухом бетоне с 4,3 т в ковше объемом 2 м3 сила тяги достигла почти 9,8 т, когда резина 500/70R24 от Michelin отказалась от борьбы. Во время всех наших тестов в теплые и солнечные сентябрьские дни двигатель оставался прохладным и показывал большую готовность работать. Скорость вентилятора радиатора теперь контролируется датчиком температуры; таким образом, обдув работа ет только тогда, когда это необходимо, что способствует снижению шума. Вентилятор имеет ручное включение реверса или же может управляться автоматически с помощью таймера.

Несколько особенностей трансмиссии направлены на повышение экономии. При движении по дороге и с небольшой нагрузкой целесообразно использовать привод только одного моста, это позволяет экономить немного топлива и уменьшить из нос шин. На пятой и шестой передачах для исключения проскальзывания гидротрансформатора применяется его блокировка, что уменьшает расход дизельного топлива. Нам кажется, что экономия могла бы быть больше, если бы гидротрансформатор во время разгона блокировался при более низких оборотах двигателя, а также оставался заблокированным немного дольше и под нагрузкой; и неплохо, если бы была пред усмотрена возможность ручной блокировки.
Мы оценили расход топлива при различных работах. При обычных фермерских работах типа погрузки /выгрузки удобрений 541-70-й тратит от 6,5 до 8 л/ч; до 10 л/ч расход увеличивается при более трудоемкой задаче —закладке кукурузы на силос. При эксплуатации погрузчика на предельной для него скорости 42,8 км/ч расход увеличивался до 18 л/ч. Оператор может контролировать расход с помощью дисплея на приборной панели, на который также выводятся средняя скорость, текущая скорость и средний расход после последнего заполнения топливного бака или с момента запуска двигателя. Мы не смогли сообразить, как сбросить средние показатели, и ничего не нашли на этот счет в руководстве по эксплуатации.

Невысокий или рослый—кабина удобна для всех
Джойстик удобно лежит в руке, а вот подлокотник мог бы быть побольше
Тусклая графика панели по сравнению с яр кой эмблемой JCB едва различима
Расположение педалей и усилие на них хороши; режим инчинга должен быть плавным


Аксиально‑поршневой насос — сердце чувствительной к нагрузке гидравлической системы 541-70-го обеспечивает расход масла до 140 л/мин. Мы намерили 107 л/мин при 42 барах через быстросъемную муфту на стреле. Расход может быть уменьшен из кабины, чтобы соответствовать требованиям оборудования с меньшими запросами, к примеру, небольших гидроцилиндров. Максимальное зафиксированное давление составило 232 бара. Джойстик управляет всеми движениями стрелы очень точно; при этом если двигатель обеспечивает требуемое число оборотов, то все запросы гидравлики выполняются без надрыва. Это, вместе с адекватной скоростью стрелы, означает, что работа на JCB быстра и удобна. Мы измерили подъемную силу со стрелой на уровне земли —она со ставила 4,18 т;

Максимальная подъемная сила оказалась больше 5,3 т, но развивается она, когда стрела поднимается почти на 5 м от земли. Вырывного усилия более чем достаточно: честные 5,8 т на передней (воображаемой) кромке ковша. Заявленная высота подъема —7 м. Мы намерили 7,2 м на уровне оси верхней каретки, что вполне достаточно для большинства работ. Подняв универсальный ковш объемом 2 м3, а затем опрокинув его, погрузчик обеспечивает просвет 5,2 м от нижнего края ковша до земли и 1 м по горизонтали до передних шин, и это хорошие параметры для загрузки на высоте. Управление карет кой во время подъема также оценено как хорошее, с отклонением навесного оборудования всего на 3–4° при подъеме от уровня земли до полной высоты. Максимальный угол запрокидывания универсального ковша составляет 45° от уровня земли, это хорошо, а вот угол разгрузки 35° оказался недостаточным, чтобы легко сдвинуть лип кий материал. Плохо, что нет указателя угла.


Двигатель, трансмиссия и мосты — все это производства JCB. Неудивительно, что передняя ось более мощная, чем задняя, ведь она воспринимает большую нагрузку. Ось имеет дифференциал повышенного трения, хотя при тяжелой работе 100%-ная блокировка будет более эффективна. Дисковые тормоза, работающие в масле, обеспечивают достаточно мягкое тормозное усилие. Рас положение педалей и усилие на них делают работу приятной. Щелчок переключателя и мы в режиме инчинга, позволяющем плавно маневрировать при перевозке грузов. Это очень удобно, если происходит плавное управление одновременно трансмиссией и тормозами. Однако на испытуемой машине идея была реализована плохо: режим инчинга включался без подачи давления в тормоза, что при отпускании педали приводило к ударному включению трансмиссии. Для плавной работы передача должна оставаться включенной до момента начала торможения, а затем вновь мягко переключаться.

При 2,55 м высоты и 2,4 м ширины 541-70-й —достаточно большая машина. Радиус поворота 8,26 м, следствие широких шин, также говорит о том, что наш погрузчик лучше всего подходит для работ в просторных помещениях и во дворах. Усилие на рулевом колесе небольшое, и, естественно, есть три режима рулевого управления передние колеса, четыре колеса и крабовый ход. Переключение между ними происходит легко, при этом колеса автоматически само выравниваются под выбранный режим и текущий угол поворота руля. Оператор, будь он хоть невысокий, хоть рослый, насладится довольно хорошим видом из просторной кабины. Очень удобно и пневматическое сиденье с подогревом, кондиционер входит в базовую комплектацию. В отличие от более современных конструкций лобовое стекло кабины не переходит плавно в крышу, но довольно скоро привыкаешь смотреть сквозь перемычку, которая делит обозримое пространство пополам. Переднее и верхнее стекла имеют каждое по своему собственному стеклоочистителю, которые обслуживают достаточно большую площадь. И хотя, судя по рекламным проспектам, уровень шума не особенно хорош —80 дБ (А) в работе и до 84 дБ (А) на транспорте при максимальной скорости,—качество этого шума особенно не раздражает, так что мы его практически не замечали. В целом у кабины много преимуществ, хотя есть и то, над чем можно еще поработать.

Большая мощность и хорошие времена циклов стрелы позволяют решать с помощью 541‑70 Agri Xtra самые трудные задачи
Гидравлическая блокировка навески стандартная, но в кабине нет кнопки, чтобы соединить со сливом силовые цилиндры, для этого оператор должен повернуть рычаг
Верхнее и лобовое стекла раздельные, что несколько старомодно, да и балка преграждает взор. Но верхнее остекление про стирается на всю ширину и его защитные сетки тонкие. В целом видимость ОК
Полная защита днища—это, с одной стороны, благо, с другой—проблема, когда идет речь о любом механическом обслуживании. Вся силовая передача—дело рук инженеров из JCB

Достоинства кабины
  • Три ступеньки и четыре ручки делают вход в кабину легким и безопасным.
  • Расположение органов управления эргономичное.
  • Джойстик удобно лежит в руке.
  • Органы управления и приборы имеют четкое обозначение и подсветку.
  • На небольшой экран выводится широкий спектр информации, в том числе и о работе вентилятора.
  • Кондиционер и семь дефлекторов обеспечивают превосходную вентиляцию и эффективно справляются с запотеванием.
  • Когда стрела выдвигается больше чем на 200 мм, включается зависимая от нагрузки автоматическая блокировка гидравлики
  • Четыре фары на крыше (две передние и две задние), плюс лампа на стреле и пара фонарей заднего хода обеспечивают хорошее освещение.
Недостатки кабины
  • Пластик на дверях раздражающе скрипит.
  • Подлокотник недостаточно широкий.
  • Рабочие органы не могут быть заблокированы из кабины погрузчика гидравлически.
  • Кнопка аварийной остановки должна быть более доступной.
  • Зеркала могли бы быть ближе к кабине.
  • Стекло левой двери на тестируемой машине было очень трудно сдвинуть после блокировки его в открытом положении.
Дополнительные подробности
  • Навесное оборудование просто подцеплять, и его шланги снабжены направляющими.
  • Тормозные пакеты имеют дополнительный зазор при отпускании, чтобы минимизировать износ
  • Хороший доступ для обслуживания двигателя. Для проведения более масштабных работ капот можно легко снять.
  • Нет ящика для инструментов
  • Два баллона азота обеспечивают эффективное демпфирование стрелы
  • Точки смазки для гидроцилиндров стрелы лучше было бы сгруппировать
  • Масленки шкворней задней оси и поворотных цапф труднодоступны.
  • Базовая модель Agri имеет меньшую мощность и четырехступенчатую коробку передач.
  • Запланированные улучшения включают: быстрое снижение стрелы, мягкую остановку стрелы в крайних точках, автодемпфирование стрелы и кнопку сброса давления.




Итак: JCB541-70 Agri Xtra имеет мощный двигатель, хорошую тягу, накачанную гидравлическую «мускулатуру» и высокие скорости работы стрелы. Параллельный подъем превосходный, но максимальный угол разгрузки недостаточен для работы с липким материалом. Шестиступенчатая полуавтоматическая коробка делает управление простым, максимальная скорость составляет 40 км/ч, есть большое количество режимов движения, хотя режим инчинга нуждается в доработке. Кабина, конечно, не произведение искусства, но ее простор, ком форт и удобство органов управления более чем компенсируют отсутствие неразрезного верхнего стекла.