Колесный погрузчик Caterpillar 910M

Из строителей в фермеры Колесный погрузчик Cat 910M выглядит один в один как машина со стройплощадки. Несмотря на это, он и на крестьянском подворье довольно ловко справляется с любыми работами, хотя один серьезный недостаток у него все же есть.

Детище компании Caterpillar погрузчик 910M благодаря длинной стреле великолепно вписывается не только в пейзаж стройки, но и в крестьянское подворье

Из строителей в фермеры

Колесный погрузчик Cat 910M выглядит один в один как машина со стройплощадки. Несмотря на это, он и на крестьянском подворье довольно ловко справляется с любыми работами, хотя один серьезный недостаток у него все же есть. 

Безусловно, его место на стройке: характерный желтый — фирменный цвет Cat, профиль шин и Z-кинематика указывают на то, что «англичанин» по рождению 910М — классический «строитель». Однако этот тест продемонстрировал, что и в фермерском хозяйстве он может стать прилежным и надежным помощником. Эта машина массой 8 т способна эффективно выполнять самые разные виды работ, а вот забеги на длинные дистанции ей, увы, не по плечу.

В хвостовой части погрузчика рокочет «четверка» Caterpillar C 4.4 Acert рабочим объемом 4,4 л; выпускается силовой агрегат на предприятии Perkins, которое является «дочкой» знаменитого концерна. Тестируемый нами экземпляр отвечал требованиям норм токсичности выхлопных газов Stage IV. Чтобы обеспечить соответствие этому стандарту, компания Caterpillar предусмотрела комбинацию катализаторов селективного каталитического восстановления и окисления дизельного топлива. В настоящий момент уже предлагаются модели, соответствующие нормам Stage V.

Экономит топливо

В ходе ежедневной эксплуатации двигатель с турбонаддувом и системой охлаждения нагнетаемого воздуха нам очень и очень понравился. Табун из ста и одной «лошади» (74 кВт) брался за работу тихо и культурно, жестко контролируя расход топлива: на погрузке земли этой «четверочке» хватило всего 8,5 л/ч — просто потрясающе. На транспортных работах расход вырос до 11,6 л/ч: сказалось то, что данная машина рассчитана на максимальную скорость 20 км/ч. Зато нарезая круги с полным ковшом по двору, да еще и с подъемами, погрузчик поумерил аппетиты до вполне приличных значений — часовой расход составил всего 10,7 л. А на заполнении грузом чопорному экономному «англичанину» и вовсе хватило 5,1 л/ч.

Чтобы добиться столь скромного расхода, конструкторы Caterpillar сделали ставку на режим Eco. С помощью выключателя частота вращения двигателя принудительно уменьшается на 450 об/мин — до 1900 об/мин.

И сразу становится ясно, что без работы двигателя на полных оборотах в условиях обычной ежедневной эксплуатации можно спокойно обойтись. По сути, до 90 % работ погрузчик может выполнять в режиме Eco. А благодаря интеллектуальному приводу машина способна развить максимальную скорость на сокращенном числе оборотов, что приводит к экономии 1 л топлива в час при движении по дорогам общего пользования. 

Полезно знать

— Дозирование привода и джойстика выше всяких похвал.

— Стрела со временем опускается — этот дефект конструкторы компании Caterpillar планируют и просто обязаны устранить.

— По грузоподъемности, а также сдвигающему и тянущему усилию модель 910M занимает лишь середину турнирной таблицы.

— Понравился низкий расход топлива этого колесного погрузчика. 

pt_co_Cat910M_001_id69487.jpg

Кабина представляет собой комфортабельное рабочее место, положение руля можно отрегулировать

pt_co_Cat910M_se_047_id69508.jpg

Джойстик получился без изысков, однако он обеспечивает очень деликатное дозирование и управление

С ходоуменьшителем

Гидростатический привод, установленный на модели Caterpillar 910М, испытателям пришелся по вкусу. И у обоих приводных двигателей, и у насоса реверсивное исполнение. Двигаться погрузчик может в двух ходовых диапазонах (от 0 до 10 км/ч и от 0 до 20 км/ч), при этом к тому или иному диапазону подстраивается только педаль управления подачей топлива. Впрочем, большинство работ благодаря великолепно дозируемому приводу можно выполнять и установив второй диапазон.

Тянущее и сдвигающее усилия отличаются друг от друга незначительно. На крюке наш герой, согласно результатам измерений, продемонстрировал 5903 даН тягового усилия. В этом виде состязаний чуть большее значение явно пошло бы ему на пользу, а переключение на второй диапазон не слишком повлияло на результат (5688 даН). Здесь следует помнить об очень важном моменте: на правой консоли управления агрессивность привода адаптируется к условиям эксплуатации посредством трехступенчатой регулировки. Разница между «мягкой» и «жесткой» настройкой — 1100 даН.

На второй ступени модель 910М в серийной комплектации достигает обещанной максимальной скорости 20 км/ч (опционально — 40 км/ч). При этом серийный вариант в вялости не заподозришь: даже взбираясь на 10 %-ный подъем, наш испытуемый не позволил опуститься стрелке спидометра ниже 12 км/час.

Работая в первом диапазоне, можно подрегулировать максимальную скорость еще и с помощью поворотного регулятора, расположенного на правой консоли, — например, при эксплуатации погрузчика в комбинации с подметальной машиной. Кроме того, посредством двух кнопок можно сохранить, а затем активировать определенное число оборотов двигателя. При этом несколько удивило, что машина не требует обязательного контакта «пятой точки» механизатора с креслом: при включении первого диапазона на увеличенных оборотах и установленной скорости машина пускается в путь после нажатия педали, даже если это сделать рукой через открытую правую дверь снаружи.

Оценки по результатам испытаний

Caterpillar 910M

Двигатель, привод, шасси

Расход дизельного топлива            ++

Тянущее/сдвигающее усилие         -

Максимальная скорость движения            +

Тяговое усилие         о

Блокировка дифференциала           ++

Маневренность         +

Выравнивание маятниковых колебаний +

Стрела

Опрокидывающая нагрузка           +

Грузоподъемность / вырывное усилие     +

Высота подъема/разгрузки +/+

Дальность разгрузки            +

Угол запрокидывания/выгрузки    о/+

Параллельное ведение        о

Гашение колебаний ++

Рабочая гидравлика

Дозирование и одновременное выполнение операций ++

Рабочие скорости гидравлических функций       +

Замена навесного оборудования

Навесная рама          ++

Блокировка   +

Гидромуфты --

Кабина/управление

Лестница       +

Кресло механизатора / руль            ++/о

Джойстик      ++

Приборная панель / переключатели          +

Педали           +

Уровень шума           о

Отсеки для мелких предметов       +

Обзор

Насадки, расположенные внизу/вверху   +/о

Круговой обзор        +

Зеркала / камера заднего вида        -/-

Стеклоочиститель    о

Отделка и техническое обслуживание

Доступность ++

Точки смазки            +

Лакокрасочное покрытие   ++

Отделка в целом       +

Оценки: ++ = очень хорошо; + = хорошо; о = среднее значение; - = ниже среднего; -- = неудовлетворительно. 

Синхронизация тормозной системы понравилась: машина и на склоне держится хорошо, и с места трогается без отката назад. Ну а если ей и приходится по-настоящему напрягаться, то оси при движении со скоростью до 6 км/ч нажатием кнопки, расположенной на джойстике, блокируются на 100 %. Слаженное копирование рельефа обеспечивается, помимо всего прочего, за счет работы задней оси на маятниковой подвеске, ход которой составляет 22°.

pt_co_Cat910M_003_id69489.jpg

Силиконовые швы лобового стекла во время работы никоим образом не мозолят глаза. Обзорность навесного оборудования тянет на твердую четверку 

col_pt_Cat910M_01_id69645.jpg

Удлиненная стрела погрузчика 910М обеспечивает высоту подъема 4,05 м в точке поворота. В сочетании с ковшом высокой разгрузки от Saphir высота разгрузки может достигать 4,76 м

Распрямленная стрела

Чтобы обеспечить достаточную высоту подъема, тестируемую модель 910M англичане укомплектовали стрелой, удлиненной до 2,78 м (длина стандартной стрелы 2,43 м). По информации европейского дилера — компании Zeppelin, в таком исполнении заказывают 90 из 100 машин. Благодаря этой опции высота 910М в точке вращения достигает 4,05 м.

В данном случае при наборе высоты грузоподъемность падает: так, если на небольшом расстоянии от поверхности земли она по результатам измерений составила 4000 даН, то на высоте 4 м это значение оказалось более чем скромным: всего 2900 даН. При этом весьма умеренная заявленная опрокидывающая нагрузка 3493 кг существенно ниже среднего значения по итогам испытаний.

Однако явный и небезопасный недостаток — привычка стрелы клевать носом. За 20 часов она практически полностью опускается, а ковш опрокидывается — этот колесный погрузчик не допускается оставлять с поднятой стрелой. Конструкторы Caterpillar планируют — да, собственно говоря, и просто обязаны — исправить положение. Компания Zeppelin рекомендует комплектовать машины опциональным предохранителем от порыва трубы, который в перспективе войдет в серийную комплектацию.

Кстати, очень понравилась система амортизации колебаний стрелы, которая отключается, едва погрузчик замедлит шаг (на скорости ниже 8 км/ч). Причем это работает просто потрясающе — автоматику практически ни разу не отключали. Погрузчик оснащен крепкой быстросменной рамой ISO (Volvo), которая позволяет менять навески как перчатки.

pt_co_Cat910M_008_id69491.jpg

Маятниковая подвеска оси обеспечивает эффективное копирование рельефа. А вот довольно широкий утяжелитель хвостовой части в тесных помещениях — досадная помеха 

Управление гидравлической блокировкой навесного оборудования с помощью кнопки, расположенной на боковой консоли, функционирует замечательно. Но с одним недостатком: электронная индикация блокировки навески хоть и имеется, но на практике далеко не безупречна. Индикатор загорается только в том случае, когда механизм блокировки открыт полностью, — то есть если, скажем, навеска зафиксирована не до конца, предупреждающего сигнала вы, увы, не дождетесь. Хотя фиксирующие пальцы прекрасно видно из кабины, поэтому, даже находясь в кресле, можно осуществлять дополнительный визуальный контроль.

Ну а что оказалось совсем уж непрактичным, так это прокладка гидропроводов для третьего контура вперед. И если с резьбовыми муфтами еще как-то можно смириться, то место их установки — и слева, и справа на внутренней стороне рамы — не лезет ни в какие ворота, так что для монтажа и демонтажа навесного оборудования вокруг него приходилось нарезать круги.

Еще больше хлопот доставит слишком плотное прилегание муфт к раме. Нужно очень постараться, чтобы во время закручивания не зажать себе палец, — тут конструкторам Caterpillar явно есть над чем подумать, особенно это касается мест с соответствующими отверстиями.

Оборудование

pt_co_Cat910M_se_076_id69512.jpg

Компания Saphir предоставила для тестирования три гидравлические навески — из этого арсенала мы чаще всего эксплуатировали погрузчик в агрегате с ковшом высокой выгрузки

Чтобы обеспечить универсальное использование погрузчика Caterpillar М910, компания Saphir предоставила нам целый комплект навесного оборудования. Особенно подошел участнику испытаний ковш высокой выгрузки емкостью 1,7 м3. Оснащенная такой насадкой машина достигает высоты выгрузки 4,76 м — и это при очень приличном угле опрокидывания (51,1°). Но и это еще не все: дальность перегрузки тоже отменная — целых 1,6 м.

Ковш с захватом объемом 1,95 м3 и шириной 2,40 м 910-й «эмке» тоже под стать. Единственное, что нам мешало во время работы, — зубья ковша даже при максимальном открытии выпирали за пределы режущей кромки. Гидравлический захват для рулонов тоже произвел хорошее впечатление. Ширина раскрытия 2,05 м позволяет осуществлять захват рулонов от 90 до 160 см в диаметре, а благодаря двум опорным стойкам захват можно надежно «припарковать» где угодно. 

Простая гидравлика

Модель Caterpillar 910M для снабжения гидравлических функций имеет в своем распоряжении обычный шестеренчатый насос. Заявленная производительность 122 л/мин вполне подходит для этой машины. В третьем гидравлическом контуре в ходе измерений мы получили результат 84 л/мин при противодавлении 86 бар — твердая четверка. На рабочей скорости шестеренчатый насос 910M тоже выдал вполне приличные значения. Запрокидывание и опрокидывание, равно как и подъем стрелы, осуществляются довольно шустро, если и движок разогнать до соответствующего числа оборотов.

Хотя и в Eco-режиме рабочие скорости стрелы оказались вполне сносными — например, скорость подъема составила 0,61 м/с. С помощью специальной кнопки можно трехступенчато отрегулировать срабатывание гидравлической системы. Да, собственно говоря, и геометрия Z-кинематики весьма впечатлила. По результатам измерений усилие страгивания составило 4335 даН, что вполне соответствует массе погрузчика.

Угол запрокидывания ковша емкостью 1,8 м3, предоставленного компанией Caterpillar вместе с машиной (37,1°), оказался, увы, лишь среднестатистическим. А вот угол разгрузки, достигающий на максимальной высоте целых 46,9°, наоборот, очень даже порадовал. При этом высота перегрузки 3 м при одновременной метровой дальности разгрузки тоже неплохо смотрится (см. «Оборудование» для более подробной информации).

Система параллельного ведения запрокидывает ковш при поднятии на 7,8°. При использовании палетных вилл угол отклонения составил около 8,4°. С такими результатами жить можно. А вот к тому, что уже стало привычным (а на этой машине нам этого очень недоставало), можно отнести индикатор наклона навесных орудий. 

Результаты измерений

Caterpillar 910M

Двигатель и трансмиссия
Мощность двигателя1 74 кВт / 101 л. с.
Максимальная скорость движения 21 км/ч
Максимальное тяговое усилие2 5903 даН
Емкость топливного бака / бака для AdBlue 154/18,9 л
Расход топлива
Тяжелые работы 8,5 л/ч
Забеги по подворью с полным ковшом 10,7 л/ч
Езда по дороге общего пользования без груза 11,6 л/ч
Загрузка кормосмесителя 5,1 л/ч
Рабочая гидравлика
Максимальная производительность гидравлики1 122 л/мин
Давление гидравлики 230 бар
Производительность гидравлики в третьем контуре 84 л/мин при 86 бар
Рабочие скорости2 
подъем/опускание 0,69/1,19 м/с
запрокидывание/выгрузка 49,7/56,5 °/с
Усилия на телескопической стреле  
Максимальная грузоподъемность1, 3 4147/3493 кг
Непрерывная грузоподъемность4 2902 даН
при высоте подъема  4,01 м
Максимальная грузоподъемность4 4010 даН
при высоте подъема 0,54 м
Вырывное усилие5 4335 даН
Высота и дальность
Максимальная высота подъема6 4,05 м
Высота/дальность выгрузки7 3,15/1,07 м
Угол запрокидывания/выгрузки 37,1/46,9°
Параллельное ведение, ковш +7,8°
Параллельное ведение, палетные вилы +8,4°
Габариты и масса  
Масса8 8800 кг
Распределение нагрузки — передняя ось / задняя ось 40/60 %
Внешний диаметр разворота (влево/вправо) 9,05/9,45 м
Шины 15.5 R25
Длина/ширина/высота 6,46/2,24/2,99 м
Дорожный просвет 33,5 см
Емкость тестируемого ковша1 1,8 м3
Кабина  
Уровень шума10 78 dB(A)


1
Данные производителя. 2 На максимальных оборотах с пустым ковшом емкостью 1,8 м3. 3 Рулевое управление установлено прямо / повернуто, нагрузка измеряется в 50 см перед задней стенкой палетных вил. 4 Измеряется на расстоянии 80 см перед стенкой палетных при давлении 230 бар. 5 Отрывное усилие подъемного цилиндра на кромке ковша при давлении 230 бар. 6 В точке поворота гнезда насадки. 7 При опрокидывании ковша под углом 40 ° и максимальной высоте подъема. 8 С универсальным ковшом емкостью 1,8 м3, с полным баком для дизельного топлива и механизатором. 9 С ковшом емкостью 1,8 м3. 10 Среднестатистическая шумовая нагрузка около уха механизатора при закрытой кабине.

Практичное рабочее место

И пусть кабина с трехсекционным лобовым стеклом производит несколько архаичное впечатление, во время работы на погрузчике Caterpillar 910M можно чувствовать себя довольно вольготно. К силиконовым швам переднего лобового стекла привыкаешь моментально и во время рутинной работы на них просто перестаешь обращать внимание. В большей степени становится помехой малюсенькое поле работы стеклоочистителя лобового стекла, обусловленное именно этими швами. Иначе как малюсенькими не назовешь и внешние зеркала заднего вида. 

pt_co_Cat910M_se_057_id69509.jpg

pt_co_Cat910M_se_079_id69516.jpg

Резьбовые муфты для третьего контура имеют очень неудобное расположение: во-первых — с двух сторон, во-вторых — слишком близко к раме

pt_co_Cat910M_se_067_id69510.jpg

pt_co_Cat910M_se_068_id69511.jpg

Точки обслуживания и заливные горловины закрыты крышками с замочными скважинами

К сожалению, серийная камера заднего вида с шикарным дисплеем реальной помощи механизатору оказать не может. Дело в том, что ее угол невозможно отрегулировать. А в установленном положении она «не видит» ни сцепной серьги, ни задненавесного утяжелителя. Регулируемая по направлению версия камеры 910M абсолютно точно пошла бы погрузчику на пользу.

Понравилась лестница: ступеньки, расположенные на выверенном расстоянии друг от друга, не скользят, поручни установлены там, где нужно. У 910M две полноценные двери, которые при желании можно открыть на 180° и зафиксировать в таком положении, в жаркий день обеспечив приятный сквознячок. В распоряжении механизатора комфортабельное кресло с удобной высокой спинкой и левым подлокотником. Кабину, уровень шума в которой равен 78 дБ(А), тихой не назовешь, но благодаря характеру частот звук субъективно воспринимается как приятный. Несколько по-спартански выглядит опциональная климатическая установка, особенно это касается вентилятора, у которого всего-навсего три ступени регулировки. Зато есть обогрев заднего стекла, достаточное количество отсеков для мелочевки и запираемый ящик для инструментов непосредственно в кабине.

По-настоящему большое удовольствие доставили органы управления этой машиной, причем не только привод и тормоза с несколькими висячими педалями, но и джойстик обеспечивали в процессе работы тонкое и деликатное дозирование. Для переключателя реверсирования конструкторы тоже предусмотрели подходящее место. Одним словом, само по себе управление оказалось в высшей степени интуитивным, да и ведение третьей функции осуществляется пропорционально.

Некоторого привыкания требует рулевое управление 910-го погрузчика. При резких поворотах руля или внезапной смене направления машина порой способна на резкие толчки. Однако в ходе рутинной эксплуатации нам такая особенность никоим образом не мешала. Что примечательно, несмотря на солидную колесную базу (2,61 м) «англичанин» оказался довольно маневренным — развернулся всего на 10 м.

Мощная корма

Не вызывает восторга и утяжелитель, расположенный в хвостовой части машины. Во-первых, у него довольно широкая конструкция. Во-вторых, из-за отсутствия боковой защиты между осью и задним утяжелителем в тесных помещениях есть опасность зацепа при поворотах. Одним словом, несколько скошенный блок с кромкой вплоть до задней защиты колеса помог бы решить проблему. Тут модели 910M не повезло: этот недостаток обусловлен тем, что груз ей достался с «широкого плеча» братьев-богатырей.

А вот доступ к двигателю, наоборот, обеспечен оптимальный. Боковые капоты откидываются высоко и вместе с крыльями — красотища! Для проведения сервисного обслуживания у погрузчика множество всяких крышечек, так что для доступа к горловине топливного бака или масляному щупу открывать капоты вовсе не требуется. Но зато вам понадобится ключ зажигания — причем он будет входить в замочную скважину только одной стороной. Правда, для ориентирования и на ключе, и на замке производитель предусмотрел зарубки, по которым его можно безошибочно вставить.

Теперь о сервисе. В отличие от строительных погрузчиков, «фермеров» обслуживает не сама компания Zeppelin, а ее многочисленные партнеры — сертифицированные дилеры сельскохозяйственной техники. При проведении каждого ТО берутся и анализируются пробы масла, что позволяет заблаговременно диагностировать возможные неисправности.

Мнение практиков

Caterpillar 910M

Солидная высота перегрузки

«У нас этот погрузчик берет на себя загрузку кормосмесителя высотой 3,3 м», — именно так описывает Мартин Янссен основное назначение погрузчика 910М производства компании Caterpillar. Вместе с отцом Мартин владеет молочно-товарной фермой на 450 голов, расположенной в нижнем течении Рейна близ Калькара, и, разумеется, у них есть и площади под кормовые культуры.

Выбор в пользу «жителя туманного Альбиона» был сделан прежде всего благодаря удлиненной стреле. «Мы искали колесный погрузчик, который бы занимал промежуточную нишу между компактным погрузчиком для крестьянского подворья и профессиональной машиной для подрядных предприятий, — поясняет совладелец фермы. — А вот эксплуатируя погрузчик в агрегате с грейферным ковшом, мы видим, что чуть больше грузоподъемности машине на некоторых участках явно бы не повредило».

За полтора года машина отработала 1660 мото-часов. Помимо обычной работы по загрузке кормосмесителей, погрузчик, «обувая спарку», прикатывает силос на силосной яме. Для этого фермеры комплектуют его 540-ми сельскохозяйственными шинами Michelin. «До сих пор выходов из строя у погрузчика не было, — с удовлетворением отмечает Мартин Янссен. — Единственное, что можно бы сделать чуть по-другому, — установить монитор камеры заднего вида ниже, поскольку при загрузке кормосмесителя он находится за пределами поля зрения механизатора».

IMG-20200902-WA0029_id73617.jpg

Мартин Янссен: «Обзорность и высота подъема в процессе принятия решения о покупке оказались для нас ключевыми аргументами». 

Коротко об остальном

— Для аварийного обеспечения гидравлической системы рулевого управления даже при выходе двигателя из строя можно активировать электрический насос аварийного поворота.

— Опцию пневматических тормозов производитель не предлагает, а вот гидровывод в хвостовой части заказать можно.

— Опциональная автоматическая тяговая серьга Rockinger с индикатором фиксации в кабине крепится непосредственно к грузу. При этом машина становится на 30 см длиннее.

— Точки смазки сформированы в стройную, хорошо промаркированную систему, при желании в качестве опции можно заказать центральную систему смазки.

— В целом облик машины и ее отделка производят солидное впечатление.

Итак: колесный погрузчик 910M производства компании Caterpillar проявил себя в фермерском хозяйстве как практичный и бережливый помощник, и это несмотря на принадлежность к строительной династии. Машина обеспечивает точное и деликатное управление, а также высокий уровень комфорта. Опциональная удлиненная стрела оказалась палочкой-выручалочкой в решении многочисленных задач, стоящих перед фермерами. Есть лишь один ярко выраженный недостаток, который конструкторы компании Caterpillar просто обязаны доработать, — самопроизвольное опускание стрелы. Остальное — мелочи. 

Текст: Лукас Кольсман

Фото: Штефан Товерник, Лукас Кольсман