Новые шины EvoBib, по замыслу компании Michelin, призваны стать универсальными — и для полей, и для дорог. Для этого в Финляндии были проведены длительные и дорогостоящие испытания и измерения, в ходе которых эту модель сравнивали с классическими покрышками того же производителя — MachXBib.
Шины EvoBib производства компании Michelin примерно на 40% дороже сопоставимых с ними стандартных аналогов. Зато у них статус гибридных покрышек, оптимально подходящих как для полей, так и для дорог. Действительно ли им это под силу? На этот вопрос попытались ответить наши коллеги-партнеры из журнала trekker совместно с корреспондентами из других изданий Северной Европы. Они провели весьма сложные и затратные испытания, в ходе которых по самым разным критериям проводилось сравнение шин EvoBib и MachXBib компании Michelin (см. «Участники испытаний»).
Восемь девок, один я Оба комплекта шин (передние — 600/70 R30, задние — 710/70 R42) были установлены на идентичные колесные диски. Затем колеса попеременно ставили на трактор New Holland T7.315 HD. В ходе эксперимента проводились измерения тягового усилия и опорной поверхности. Помимо этого, оценивалась плавность хода (комфортность амортизации) и курсовая устойчивость при движении по дорогам общего пользования. Эксперименты в отношении тягового усилия проходили с использованием динамометрической тормозной тележки на слегка заросшем необработанном поле, на скорости около 3 км/ч. При этом на тракторе был установлен лишь фронтальный утяжелитель (790 кг) — в результате его масса составила почти 13 т; нагрузка на переднюю ось — 5,9 т, на заднюю — 6,1 т. На тяжелых тяговых работах компания Michelin рекомендует следующее давление в шинах. Для модели EvoBib — 0,6 бар вкруговую. Такое же — для MachXBib на задней оси. А вот передние шины MachXBib следует, по информации производителя, накачать до «единички».
EvoBib тяговитее В «перетягивании каната» (см. «Кто лучше тянет лямку?») шины EvoBib оказались подготовленными намного лучше своих «соперников» MachXBib. С учетом пробуксовки, которая на практике, как правило, колеблется от 10 до 15%, шины EvoBib в условиях полевых испытаний обеспечили увеличение тягового усилия на целых 50–75 % по сравнению с традиционными покрышками MachXBib!
Стандартные шины MachXBib для класса тракторов мощностью свыше 150 л. с. компания Michelin выпускает уже много лет. Существует 15 типоразмеров данной модели — от 600/65 R28 до 710/75 R42. Для полевых испытаний взяли «мишленовские» покрышки MachXBib 710/70 R42, установленные на заднем мосту (6232 евро; все цены приведены для Европы за одну единицу, без учета НДС), а также шины аналогичной модели 600/70 R30, установленные на переднем мосту (2825 евро). Новая шина EvoBib, по информации представителей компании Michelin, является гибридной («два в одном»), поскольку адаптирована как для полевых работ, так и для дорог. Производитель предлагает четыре типоразмера данной модели. Минимальный — 600/70 R30, максимальный — 710/75 R42. В испытаниях участвовали шины EvoBib VF размером 710/70 R42 по цене 9841 евро, а также EvoBib VF 600/70 R30 по 4497 евро за штуку. Весь комплект шин EvoBib за 28 676 евро оказался более чем на 10 000 евро дороже комплекта шин MachXBib, который обошелся всего в 18 588 евро! Знаем по опыту: даже если торговаться, разницы менее чем в 6000 евро едва ли добьешься
Измерения максимального тягового усилия проводились с использованием динамометрической тормозной тележки на поле с небольшой порослью. При этом скорость движения трактора составляла около 3 км/ч, а повторения (для чистоты эксперимента) были многократными. На фронтальном навесном устройстве трактора New Holland был установлен только утяжелитель массой около 800 кг — таким образом, общая масса трактора достигла почти 13 т. Внутреннее давление в шинах было отрегулировано в соответствии с рекомендациями компании Michelin. Для шин EvoBib вкруговую, равно как и для задних шин MachXBib, оно должно составлять 0,6 бар, для передних шин MachXBib — 1,0 бар. Только при очень высоких значениях пробуксовки (нехарактерных для реальных условий) шины MachXBib оказались лучше в пределах 40 %. Вполне возможно, что в таких экстремальных случаях на традиционных шинах завязнешь не так быстро.
Для снятия следа колеса сначала опустили в ящик с песком, а затем — на твердую поверхность. По результатам измерений площадь опоры шины EvoBib на поле оказалась почти на 50 % больше, в то время как на дорожном полотне — всего на 15 %. При помощи специальной фотопленки производства компании Fuji было дополнительно исследовано распределение нагрузки между грунтозацепами. В этом виде состязаний также лидируют шины EvoBib.
Несколько по-другому, по сравнению с тестированием поперечной устойчивости, проводилась проверка амортизирующего эффекта. Измерения ускорения, направленного вверх и вниз, при переезде деревянного бруска (см. график) производились с многократным повторением. При этом было установлено, что покрышкам MachXBib удавалось погасить это ускорение немного эффективнее, чем гибридам EvoBib. Данный факт подтвердили и ощущения механизаторов, несмотря на то что при движении со скоростью 15 км/ч по стандартизированной ухабистой дороге (в соответствии с ISO 5008) измерения колебаний продемонстрировали едва заметное преимущество шин EvoBib, как показывают результаты, приведенные в таблице.
Итак: новые шины EvoBib производства компании Michelin в поединке со стандартными шинами MachXBib проявили свои лучшие качества, особенно в состязании «передача тягового усилия на низких скоростях». Кроме того, новинки оказались более устойчивыми на дорогах общего пользования. Однако только эти преимущества не перекрывают стоимость комплекта покрышек EvoBib, ведь он обойдется на 10 000 евро дороже стандартных MachXBib. Помимо всего прочего, чтобы использовать потенциал новинок в полной мере, дополнительно потребуется система регулирования давления в шинах. Здесь представители компании Michelin выдвигают еще один весомый аргумент: срок службы новых покрышек увеличился по сравнению с традиционными аналогами до 40 %. Хотя наши коллеги из Финляндии Бас ван Хаттум, Йон Кристенсен, Магнус Серли, Тапио Фестеринен и Ористо Уолеви доказать это не успели.
Текст: Хуберт Вильмер Фото: Михель Вельдерманн
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.