Две картофелепосадочные машины одного производителя. Что обеспечивает более равномерное расстояние между семенами: ремни или ложки? В первой части нашего теста мы узнаем это..
Grimme предлагает большой выбор картофелепосадочных машин: 10 моделей ложечного типа и 4 — ременного. Ложечные модели варьируются от 2- до 8-рядных; ременные — от 2- до 4-рядных. Весной прошлого года коллеги из profi взяли пару 4-рядных машин — GL 430 2012 года выпуска и GB 430 2014 года выпуска — и поработали на них параллельно, чтобы найти различия. Запомнить, кто есть кто, легко: ременная модель имеет в названии литеру B (от англ. belt, ремень).
Каждая сажалка цеплялась к трактору Fendt 724 мощностью 176 кВт / 236 л. с. К нему же агрегатировалась почвообрабатывающая 3-метровая ротационная фреза Grimme GR 300 Rota Tilla, предназначенная для предпосадочной подготовки почвы для картофеля на некаменистых грунтах. Ложечная машина GL 430 может агрегатироваться с помощью дышла, поэтому ротационная фреза от Grimme, Amazone или Lemken может быть установлена между нею и трактором. Ременная машина не имеет такой опции, и в этом случае Rota Tilla была вынесена на переднее навесное устройство трактора Fendt. Спецификация обеих посадочных машин была следующей: - ширина междурядий 750 мм; - объем бункера 3,0…3,5 т; - система внесения удобрений; - гребнеобразующие плиты XL.
Начнем, как обычно, с присоединения к трактору. Эти прицепные машины агрегатируются с ним при помощи шаровой сцепки K80, которая упрощает процесс, сводя к нулю лишние маневры.
Ременная модель GB не имеет держателя трубопроводов, но, с другой стороны, у нее есть гидравлическая стойка. GL на момент проведения теста «отпахала» уже 1000 га, и во время наших работ у нее треснуло дышло; теперь Grimme предлагает ремкомплект для решения этой проблемы, а новые машины имеют уже усиленное дышло.
Мы были очень довольны работой ротационной фрезы Grimme GR 300 Rota Tilla. Она требует менее 60 кВт / 80 л. с. и способна воспринять до 186 кВт / 250 л. с., а ее 112 зубьев не оставляют в почве никаких комков, неважно, используется ли фреза в передней навеске трактора или в тандеме с GL 430 сзади. Передняя установка, конечно, не лучшее решение: помимо добавления почти 1,6 т веса на переднюю ось трактора, пришлось удлинить передний ВОМ Fendt до предела; кроме того, усложнилась и жизнь системы автоматического управления.
Ротационная фреза Grimme GR 300 Rota Tilla делала свою работу хорошо благодаря 112 зубьям (справа). Но фронтальная навеска — не лучшее решение (слева)
Бороздники тянутся (вслед за кронштейнами креплений) на обеих машинах. Глубина посадки устанавливается гидравлически на GL 430 (слева) и двумя резиновыми копирующими колесами (стрелка справа)
После трех лет работы (1120 га) крепления бороздников в GL 430 износились (стрелка слева), бороздники сместились назад, из-за чего падающие клубни контактировали с ними, о чем говорит отсутствие краски (справа). Перед испытаниями мы заменили изношенные детали
Длина машино-тракторного агрегата с Rota Tilla спереди составляет 14,7 м, так что все это требует много места на дороге и в поле: 16–17‑метровых разворотных полос ему недостаточно. Номинальная вместимость бункера GL 430 — 3 т, и проверка уровня заполнения показала здесь полное соответствие спецификации, в отличие от опрокидывающегося бункера ременной модели номиналом 3,5 т, который вместил на 0,7 т меньше. Каждая машина перемещается на четырех колесах, установленных парами в задней части сажалки. GL, которую мы испытывали, имела шины 9,5 × 24, едва достаточные для заявленной загрузки, хотя сейчас стандартно используется более широкая резина 11,5/80–15,3; более вместительная сажалка GB попала к нам именно с такими шинами. Хотя современные сажалки GL имеют поворотное шасси с опцией рулевого управления, колеса нашей более старой тестовой машины не поворачивались. GB может также иметь управляемый задний мост с возможностью самоориентирования колес, а наша машина ко всему прочему была оснащена GPS-модулем Trimble для рулевого управления. После длительной настройки автоматического управления оно обеспечивало более прямые ряды.
Бороздники на обеих моделях тянущегося типа (то есть установленные позади своих опор) установлены на параллелограммном механизме. Бороздники на GL 430 имеют гидравлическое регулирование глубины; это дает отличную равномерность посадки.
Однако, отработав на 1120 га пашни, бороздники модели 2012 года имели явный износ подвески — были смещены приблизительно на 50 мм назад. В результате клубни, падая в борозду, могли отскакивать от металлоконструкции. Поэтому перед испытанием в Grimme заменили бороздники вместе с подвеской. А более новая GB 430 использует для управления бороздниками пару копирующих колес — выглядят они более долговечными.
Один из четырех ременных посадочных узлов GB 430: в середине 6 ремней круглого сечения, по бокам 2 широких возвратных транспортера
Нам понравился новый опрыскивающий узел GB 430 с его четко обозначенными элементами управления и индикатором уровня наполнения бака
Сердце сажалки — ее высаживающий аппарат. В GL 430 это вертикальный шириной 190 мм резиновый ремень для каждого ряда, на котором в шахматном порядке закреплены ложки, нежно захватывающие клубни из бункера. Grimme предлагает ложки различных цветов, соответствующие клубням различной формы и размеров; зеленые, которые мы использовали, предназначены для средних клубней. Все четыре ремня приводятся одним гидравлическим двигателем. Механический встряхиватель (электрический устанавливается опционально) позволяет оставить в каждой ложке только один клубень, мягко сбрасывая пластмассовым клином в верхней части ремня всех «нелегалов». Чтобы быть уверенным, что подающие ремни всегда полны, опциональный донный транспортер позволяет сохранить «течение» клубней постоянным, хотя на тестовой GL 430 пластиковые звездочки и подшипники привода транспортера из- носились, отработав почти 200 га.
GB 430 доставляет клубни в почву посредством нескольких наклонных ремней. Из бункера в почву клубни попадают, пройдя три «этажа». Во‑первых, они покидают гидравлически наклоняемый бункер через подающий люк и падают на транспортер. Тот подает их во вторую секцию, где угловые датчики контролируют подачу клубней на шесть ремней круглого сечения; эти ремни постепенно выстраивают клубни в ряд. Большой поролоновый ролик на переднем конце ремней замедляет клубни так, что они падают в борозду равномерно. Избыточные клубни направляются спиральным роликом с двух возвратных транспортеров, по одному с каждой стороны от основного, обратно на ремни круглого сечения. Скорость ремней (и следовательно, расстояние между клубнями) контролируется автоматически, используя информацию от ультразвукового датчика, который сканирует поток клубней, высаживаемых в почву. Были также большие различия в системах внесения удобрений в старой ложечной модели и ее младшей ременной кузине. Более новая GB 430 имеет пару 400‑литровых баков распрыскивателя, 95‑литровый контейнер пресной воды, насос с расходом 61 л/мин, автоматически регулируемую подачу из трех сопел для каждого бороздника. У ее старшей сестры, GL, более производительный насос, нет бака чистой воды и только два сопла на каждый бороздник. Обе машины могут быть оборудованы для применения жидких удобрений и гранул одновременно.
GB 430 может иметь опциональный комплект GPS-навигации Trimble для рулевого управления. Для качественной работы понадобится длительная настройка, особенно если спереди будет 3‑метровая Rota Tilla
Обе машины закапывают клубни в борозды зубчатыми 510‑миллиметровыми дисковыми загортачами. Последние делали свою работу хорошо, но срок службы подшипников должен быть больше, чем 500 га работы, как вышло у нас. Решетчатые гребнеобразующие ролики — это базовое оснащение, хотя обе машины пришли с опциональными гребнеобразующими плитами XL из нержавеющей стали. Они формируют гладкий гребень в почвах от легкого песка до тяжелой глины, но требуют больше мощности от трактора, а также увеличивают расход топлива с 2 до 5 л/га, в зависимости от условий. Синтетические накладки защищают нержавеющие листы от износа, но не очень долговечны — в зонах контакта с землей защищаемый металл начинал изнашиваться уже после 150 га работы. Замена вкладыша — процесс небыстрый (19 болтов на одной накладке) и достаточно дорогой.
Какая конструкция обеспечивает наибольшую точность укладки? Для изучения этого вопроса мы передали обе машины механизаторам, а затем в поле измерили расстояния между клубнями. Каждая машина должна была посадить клубни трех размеров (35/45, 35/55 и 40/60 мм) на скоростях 6 и 9 км/ч. Кроме того, выставлялись два интервала — 280 и 330 мм.
Как видно из левой части графиков на с. 21, на скорости 6 км/ч ложечная машина имела меньшее отклонение от номинала, чем ременный вариант, в частности, на 330‑миллиметровом интервале. Но на скорости 9 км/ч ситуация изменилась, и ременная машина GB меньше отклонялась от целевых интервалов (правая сторона графиков). На результат влиял и размер клубня. Ременная модель показала наиболее стабильные результаты при посадке мелких клубней; это объясняется тем, что длинные овальные клубни занимают больше места на ремне и сваливаются с него позже. А показатели с большими клубнями у ложечной GL 430 могли бы быть лучше, если бы ложки были соответствующего размера.
Обе тестовые машины работали с гребнеобразующими плитами XL из нержавеющей стали. Их синтетическая «броня» имела значительный износ после 160 га и заменялась не очень быстро (19 болтов на каждой)
Обе машины перемещаются на двух парах сдвоенных колес. Размеры шин тестовых машин отличаются
Какую оценку точности дать этим машинам? Считается, что разброс интервала от заданного в 13–18 % в каждую сторону приемлем. Получается, что ни одна из машин не показала особо впечатляющих результатов.
В Grimme согласились, что можно выйти на лучшие результаты, если накопить больше данных о работе с разными скоростями и размерами клубней. В целом ременная машина была менее стабильна с точки зрения точности интервала, чем ложечная, имея отклонения от 24 до 32 %. Хотя, как уже отмечалось, ременная машина превзошла ложечную на скорости 9 км/ч.
Всего один гидравлический двигатель приводит в работу все четыре ряда ложечных ремней на GL 430
Таблица на с. 20 показывает, что ременная модель чаще допускала сдваивания, в то время как ложечная GL 430 была менее устойчива в пропусках и сдваиваниях на скорости 9 км/ч. В целом последняя показала более стабильные интервалы между клубнями при работе на скорости 9 км/ч.
Дополнительные подробности - Grimme поставляет комплект для ремонта ремней GB 430. - Мы не смогли оценить системы распыления удобрений или доставки гранул на этих машинах. - Скорость движения измеряется с помощью датчика, установленного на GL, достаточно точно, благодаря тому что зубчатое колесо исключает любое проскальзывание. - Управляемые колеса ременной GB помогают на склонах, но это действительно усложняет управление МТА.
Итак: если вы хотите быстроты — используйте ремни. Ложечная модель GL 430 лучше работает с маленькими и средними клубнями и на медленной, 6 км/ч, скорости, хотя ее производительность с большими клубнями, вероятно, была бы лучше, если бы были установлены подходящие ложки. Ременная модель GB 430 превзошла ложечную только на высокой, 9 км/ч, скорости.
Текст и фото: Сенке Шульц
На указанный в форме email придет запрос на подтверждение регистрации.
Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
* - Поля, обязательные для заполнения.